Условия определения диагностических средств.
Запрос психологу поступает от разных лиц. Преимущественно это те люди, которые так или иначе связаны с основным местом его работы. В сфере образования, к примеру, это – родители, учащиеся или воспитуемые, педагогические работники, в том числе и специалисты узкой специализации: социальные педагоги, дефектологи; в производственной сфере – руководители, члены трудового коллектива, специалисты по подбору кадров, сотрудники, чья основная деятельность - оптимизация труда и повышение его производительности, продвижение товаров на рынке и выполняющие другие важные производственные функции. Чаще всего они не владеют специальной психологической терминологией и имеют нечеткие представления о психологических явлениях и причинах их влияния на человеческое поведение и деятельность. Вместе с тем их отличает желание как можно быстрее получить ответ на вопрос: «В чем причины того или иного феномена?» а также представление о том, как можно справиться с нежелательным явлением в короткие сроки времени. Эти особенности заказчиков на выполнение психологических мероприятий и характер их требований должны учитываться психологом в организации диагностических мероприятий, и, прежде всего при выборе концептуального подхода для решения проблемы (благодаря подходу определяются переменные, подвергающиеся измерению), а также средств самой диагностики. Традиционно, при необходимости изучения личности выбираются психологические свойства, суть которых понятна неспециалистам (Этому критерию отвечают теории типов и теории черт); при потребности оценки деятельности и поведения также предпочтение отдается методикам, выявляющим характеристики, которые известны заказчикам обследования. Относительно самих диагностических средств также имеются некоторые правила, сформированные в ходе длительного опыта психологической практики. Для разрешения несложных проблем порою достаточно бывает беседы или методов наблюдения. Но в сложных случаях или ситуациях, требующих выявления типичных особенностей или причин того или иного явления, следует проводить массовые обследования, применяя специальные методики. В отношении этих методик актуально выполнение условия – процедура диагностики должна проводиться в экспресс режиме, быть предельно простой и позволять определять переменные, суть которых ясна неспециалистам. Таким образом, диагностика в практических целях предполагает использование экспресс-методик, предусматривающих доступность задач, предлагаемых испытуемым, но не отрицающих получение достоверного результата.
Для реализации диагностических задач в практических целях традиционно применяются способы:
1. Относительно длительное наблюдение за обследуемым в реальных условиях при необходимости определения основных тенденций его поведения и деятельности, установления направленности его личности и причин особенностей его поведения. Организация наблюдения требует постановки цели исследования, а также знаний о том свойстве, которое наблюдается.
2. Создание психологом ситуаций, в которых бы респондент проявился согласно цели исследования.
3. Применение методов психодиагностики (тестов, самоотчетов, проективных методик и других средств измерения интересующей переменной).
С точки зрения решения психодиагностических задач наибольшими преимуществами обладают именно психодиагностические методы, поскольку только они позволяют:
а) представить наиболее полную и точную информацию о человеке за короткий промежуток времени;
б) предоставить количественное и качественное сравнение респондента с другими людьми;
в) определить типичные особенности поведения и деятельности испытуемого, отмежевать закономерные проявления психического у обследуемого от случайно возникающих;
г) прогнозировать поведение человека и продуктивность его деятельности;
д) дать обстоятельное психологическое заключение относительно изучаемого объекта с установлением причин его вызывающих.