Для обеспечения успеха деятельности фирм
Мариуполь 2007
План.
1.Содержание учебной дисциплины
2.Список рекомендуемой литературы
3.Контрольные вопросы (для самостоятельной работы студента)
4.Образец экзаменационного билета
Содержание учебной дисциплины
Значение управленческих решений
для обеспечения успеха деятельности фирм
Главной функцией менеджмента и менеджера согласно их предназначению является разработка и принятие управленческих решений. Данная функция связана с другими функциями менеджмента:
• планированием;
• организацией;
• контролем;
• мотивацией.
Менеджер должен принимать обоснованные, взвешенные решения, представляющие собой звенья цепочки от поставленной цели до конкретного результата, и добиваться их исполнения. Принять решение — означает сделать выбор одной из альтернатив. Успешное принятие решения зависит от уровня профессиональных знаний менеджера.
Управленческие решения обладают рядом особенностей, отличающих их от других видов решений, принимаемых в организации (например, технических, организационных, сугубо профессиональных и т. д.), — в первую очередь:
• масштабностью (охватывают более широкий круг людей);
• психологической спецификой;
• финансовыми последствиями;
• экономическими аспектами.
При принятии многих управленческих решений можно столкнуться с непредсказуемостью, вероятностным результативным исходом, на который оказывает влияние очень большое количество различных факторов, в том числе внутреннего и внешнего характера. И тем выше непредсказуемость, чем ниже уровень профессионализма управленца (недостаточные знания в сфере кадрового менеджмента, методов социально-психологического воздействия, отсутствие навыков и знаний технологии разработки управленческих решений).
Особенности управленческих решений многоаспектны (рис..1).
Особенности управленческих решений | ||||||||||||||||
Аспекты управления | ||||||||||||||||
єкономи- ческий | социаль- ний | организа- ционний | правовой | психологи- ческий | педагоги- ческий | |||||||||||
Рис.1. Спектр особенностей управленческих решений
Из всего многообразия выделяют следующие аспекты: экономический:
• эффективность использования всех видов ресурсов;
• материальная заинтересованность персонала;
• правильность управленческих решений;
• максимизация экономического эффекта;
социальный:
• неформальная структура рабочих групп;
• качество трудовой деятельности;
• развитие системы участия в управлении;
• внепроизводственная деятельность неформальных групп;
организационный:
• делегирование полномочий;
• локализация и устранение конфликтов;
• разделение труда;
• структуризация функций управления;
правовой:
• соблюдение правовых норм при подготовке, принятии и
реализации управленческих решений;
• придание управленческому решению формы нормативного акта;
• соблюдение и соответствие компетенции персонала по
принятию решения;
• распределение ответственности за выполнение принятого
решения;
психологический:
• учет инновационной готовности персонала;
• оценка социально-психологического климата;
• профессиональные качества руководителя;
• деловые качества руководителя и психологический склад
личности подчиненных;
педагогический:
• воспитательный характер управленческих решений;
• квалификационный рост персонала;
• формирование позитивных моральных установок (формирование корпоративной культуры).
Отличие управленческих решений от производственных заключается в объекте (разработчик принимает решения о механизмах, деталях, менеджер — об организации производства этих деталей). Особая роль отводится менеджеру не только в ходе разработки решения и его принятия, но и при реализации и контроле исполнения, поскольку на данном этапе осуществляется обратная связь, и менеджер может оказывать корректирующие управляющие воздействия, совершенствуя при этом свой профессиональный уровень.
Особенности решений, принимаемых на государственном уровне:
• широта охвата (круг вовлеченных в исполнение решения или
затрагиваемых этим решением);
• широта решаемых проблем;
• ответственность перед обществом:
— финансовая;
— социально-политическая;
— нравственно-этическая;
— экологическая.
Особенности решений, принимаемых на различных уровнях управления:
• технический уровень: оперативные, конкретные, четко формализованные, контролируемые;
• средний уровень: тактические, текущие, с высоким экспертным уровнем и уровнем аргументации;
• высший уровень: стратегические, высокоответственные.