Вербальные средства общения

Самостоятельная управляемая работа по дисциплине

«Психология управления»

на тему: «Средства общения»

Выполнила:

Студентка 1 курса

Группа 1217

Вашкевич Ю. А.

Проверил:

Пластинина Т. В.

Минск 2013

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации. Частью общения, понимаемого в таком смысле, является речевая коммуникация. Ее образуют речевые акты, участвующие в процессе передачи информации и обмена деятельностью.

Поскольку наше общение с окружающими людьми есть деятельность, оно протекает в форме действий, составляющих единицу этого процесса. Действие характеризуется целью, на достижение которой направлено, и задачей, которую решает. Оно служит смысловой составной деятельности общения, но само по себе представляет зачастую довольно сложное образование, в состав которого входят в том или ином сочетании несколько более мелких единиц, названных нами средствами общения. По терминологии А. Н. Леонтьева (1972), средства общения равнозначны операциям. Они представляют собой нити живой ткани деятельности общения. Итак, под средствами общения мы понимаем те операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком.

Наше общение поддерживается определенными средствами. Свои чувства, мысли мы способны выражать и закреплять в словах и жестах, давая коммуникативное пространство, в котором объединяются, сосуществуют ее внутренний мир и мир внешний, объективный. Такими средствами, которые человек использует в своем общении, являются вербальные (словесные) и невербальные средства (мимика, пантомимика, выразительные движения тела).

В настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений. Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования. Ученые до сих пор спорят о том, в какой степени способность к языку жестов является врожденной, как быстро она развивается в тот период, когда человек учится говорить, и какою роль в ее развитии играет подражание окружающим. Самые современные представления позволяют думать, что способность читать чужие мысли свойственна всем людям. Проще говоря, самые разные внешние признаки, такие как выражение лица или направление взгляда, помогают нам догадаться о чувствах других людей и об их намерениях по отношению к вам.

Вербальные средства общения

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час. В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка. Итак, язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит нам орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:

· коммуникативная, то есть язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, мы имеют возможность полноценного общения с себе подобными;

· познавательная, язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык;

· аккумулятивная, значит язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни меня выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка;

· конструктивная, как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, моя мысль становится отчетливой, ясной для меня самой;

· эмоциональная, язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи в моем понимании, только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация;

· контактоустанавливающая, то есть как средство установления контакта между людьми. Иногда мы общаемся как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения;

· этническая, то есть язык как средство объединения народа.

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми мы используем язык. Существует несколько видов речевой деятельности:

· говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;

· слушание - восприятие содержания звучащей речи;

· письмо - фиксация содержания речи на бумаге;

· чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.

C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое.

Любой национальный язык неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и нелитературные формы языка.

Литературная форма языка, иначе - литературный язык, понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка - наличие устойчивых норм.

Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Первая - звучащая речь, а вторая - графически оформленная. Устная форма изначальна. К нелитературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.

Таким образом, я считаю, что общение вербальными средствами есть не что иное, как использование живого слова в передаче информации. Только нам свойственно вербализировать свои чувства, эмоции, поведение через слово, что доводит ее до высшей степени развития по сравнению с другими представителями животного мира. Язык является явлением не только лингвистическим, но и психологическим, эстетическим и общественным, он охватывает все сферы общественной жизни: науку, образование, искусство и другие сферы деятельности.

Наши рекомендации