Проблема коррекции психического развития в детском возрасте. основные нарушения в детском возрасте.
МОДУЛЬ 1
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИ. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. ПРОЦЕДУРЫ И ТЕХНИКИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.
Принципы взаимодействия психолога-консультанта с родителями. Первичный прием. Первичная беседа. История развития ребенка. Этапы обследования ребенка. Особенности работы психолога с родителями. Особенности консультирования родителей детей раннего возраста. Особенности консультирования родителей детей младшего школьного возраста. Особенности консультирования родителей в подростковый период. Особенности консультирования при совместном обсуждении общего состояния психического развития ребенка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей, условно-вариантного прогноза; Совместная разработка системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы; Особенности консультирования по проблемам родительства, их отношения к трудностям ребенка; Планирование встреч, заключение рабочего контракта. Специальное обучение родителей (родительский тренинг): специфика и особенности проведения. Причины неадекватных детско-родительских отношений.
Понятия «первичный запрос», «рабочий запрос», «контакт», «контракт», «обратная связь». Структура первой консультативной встречи. Способы установления контакта. Прояснение проблемной ситуации. Виды запросов, способы переформулирования первичного запроса в рабочий запрос. Виды контрактов. Исследование проблем. Характеристика проблем клиента.
Интервью как основной метод психологического консультирования. Стадии беседы. Позиции психолога и клиента. Ребенок и родитель на первой встрече, процедура установления контакта с ребенком. Принципы выбора методик для обследования.
Процедуры и техники детско-родительского консультирования. Постановка вопросов. Отражение содержания: перефразирование и обобщение. Отражение чувств. Паузы молчания. Предоставление информации. Интерпретация. Конфронтация. Чувства консультанта и самораскрытие. Структурирование консультирования.
МОДУЛЬ 2
ПРОБЛЕМА КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ. ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ.
Развитие социальной привязанности в раннем детстве. Теория привязанности Д.Боулби. Модели привязанности (М.Эйнсворт), условия формирования различных вариантов привязанности, их значение для психического развития ребенка. Эффекты сепарации ребенка от родителей и близких взрослых (Д.Боулби). Теория привязанности Д. Ньюфелда. Системно-феноменологические исследования привязанностей. Семья – как система. Нарушения привязанности в детском возрасте. Проблемы и решения в психотерапии.
Основные ориентиры развития в раннем детстве. Основные виды затруднений в развитии детей от 1 до 3 лет. Кризис1-го года и 3-х лет. Причины, феноменология, психологическое значение и пути разрешения кризиса. Проблема адаптации к дошкольному учреждению. Особенности психического развития в дошкольном детстве. Отклонения в развитии дошкольников (аутизм, гиперкинетический синдром, неврозы, страхи, патологические привычки, нарушения сна, плач, энурез, тики, заикание), их причины и способы коррекции. Особенности психологической работы с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми. Готовность к школьному обучению.
Проблемы коррекции психического развития в детском возрасте.
Задачи коррекции психического развития ребенка. Формы коррекции. Принципы организации коррекционных мероприятий. Индивидуальное, групповое, семейное консультирование по проблемам психического развития в детском возрасте.
Психологические особенности развития в подростковом возрасте. Проблемы самооценки. Трудности в коммуникативной сфере. Формы девиантного и делинквентного поведения подростков. Проблемы взаимоотношений с родителями. Факторы риска в подростковом возрасте. Особенности психологического консультирования подростков и их родителей. Основные теории психического развития в подростковом возрасте.
Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Индивидуальные и половые различия в темпах и характере физического, психологического и социального развития подростков. Основные причины кризисного характера переходного периода – система отношений взрослых к подросткам. Роль нового типа общения в формировании самосознания как основного новообразования данного периода. Развитие особенности аффективно-потребностной сферы. Обострение потребности в общении, самоутверждении и признании. Развитие воли и стремление к самовоспитанию и самосовершенствованию.
Развитие чувств, особенности их переживания и выражения. Проблема оценки и самооценки. Формирование самоопределения и направленности личности.
МОДУЛЬ3