Методические рекомендации к лекционным занятиям
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ТВЕРСКОЙ ФИЛИАЛ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
По дисциплине
«Деловое общение»
для студентов направлений 38. 03. 01 «Экономика»,
38.03.02 «Менеджмент» заочной формы обучения
Квалификация (степени) выпускника
Бакалавр
Тверь 2016
Пьянова Л. В.
Деловое общение: Методические рекомендации по организации самостоятельной работы. – Тверь: Тверской филиал МГЭИ, 2016. – 73 с.
Одобрено кафедрой общегуманитарных дисциплин, протокол № от « » января 2016 г.
Шифр дисциплины по РУП:
Тверской филиал
Московского гуманитарно-экономического института, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Методические рекомендации к лекционным занятиям.......................................3
2. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям...........4
3. Алгоритм самостоятельной работы обучающегося по дисциплине
«Деловое общение».................................................................................................7
4. Перечень учебно-методического обеспечения
для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)..............8
5. Виды самостоятельной работы по дисциплине....................................................8
6. Формы самостоятельной работы............................................................................9
7. Рекомендации по оформлению рефератов.........................................................10
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы,
необходимой для освоения дисциплины (модуля).............................................11
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)..........................12
10. Типовые контрольные задания или иные материалы,
необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности,
характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения
обязательной программы.........................................................................................................................12
10.1 Ситуационные задачи.......................................................................................................................12
10.2 Вопросы для подготовки к зачету....................................................................21
10.3 Темы рефератов по дисциплине.......................................................................24
10.4 Тестовые задания по дисциплине...................................................................25
10.5 Тематика контрольных работ по дисциплине «Деловое общение» ............35
11. Примерные темы и содержание деловых игр..................................................53
12. Этапы самостоятельной работы при освоении дисциплины..........................55
13. Глоссарий.............................................................................................................58
14. Речевые стандарты для проведения деловых переговоров.............................67
15. Речевые стандарты для проведения комерческих переговоров......................70
16. Разработчик..........................................................................................................70
Программа курса «Деловое общение» включает 9 тем и не предусматривает написание курсовой работы. В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.
Методические рекомендации к лекционным занятиям
На лекционных занятиях студент познакомится с сущностью делового общения; видами и уровнями делового общения; концептуальными подходами к деловому общению; классическими (Л. Уорд, Г. Тард, Ф. Теннис, М. Вебер) и неклассическими концепциями деловых коммуникаций (Ю. Хабермас, Н. Луман, П. Бурдье, Э. Гидденс); деловыми и научными коммуникациями как проблемами междисциплинарных исследований; взаимосвязью знаний основных правил делового общения и практическим успехом; необходимостью соблюдения этических норм в деловом общении; нравственными основами делового общения; этическими механизмами организации делового общения; общечеловеческими нормами и ценностями как основами коммуникаций в современном мире; этнокультурными нормами деловых и научных коммуникаций; этикой и этикетом; профессиональным этикетом в деловом общении; правилами делового этикета в производственной и научной среде; личностными аспектами деловых и научных коммуникаций; мотивами, ценностями, установками в процессе делового общения; сущностью личности в деловом общении; типологией личности и ее проявлениями в деловом общении; архетипами в деловом общении; интерактивными и перцептивными сторонами делового общения; рефлексией; идентификацией; самопрезентацией
личности; механизмами воздействия на окружающих в деловом общении; психологическими механизмами защиты; сущностью личности и научного сообщества; особенностями делового общения в организациях и коллективах; формальной и не формальной структурой коллектива; конфликтами, их
причинами и способами разрешения в процессе делового общения; сущностью и компонентами публичного выступления; характеристикой публичной речи; адаптацией к аудитории публичного выступления; подготовкой к публичному выступлению; видами публичных выступлений; понятием деловых переговоров; значением переговоров для предпринимательской деятельности; организацией переговоров; диагностикой положения дел; характером переговоров; определением целей и возможных результатов; анализом интересов сторон;формированием общего подхода; процедурными вопросами; организацией и проведением переговоров; методами и навыками ведения деловых переговоров; этапами переговоров: первоначальным выбором позиции, поиском взаимоприемлемого решения, согласованием позиций; техникой ведения переговоров; выбором метода ведения переговоров; выбором типа принимаемого решения (взаимные уступки; нахождение нового решения; ассиметричное решение); тактическими приемами, применяемыми на переговорах; психологическими особенностями переговоров; установлением рабочих отношений с партнером; способами оценки достигнутых в процессе переговоров соглашений; информационными системами коммуникаций в современном мире.