Психические состояния и их регуляция
Способности человека. Направленность и мотивы деятельности личности.
3.7.1 Вопросы семинарского занятия
1 Общая характеристика способностей человека. Классификация способностей. Врожденные задатки и генотип. Одаренность. Талант. Гениальность.
2 Профессиональное развитие и формирование профессиональных способностей. Проблема профориентации. Классификация профессиональной пригодности и классификация профессий по Е.А.Климову.
3 Понятие о направленности личности и мотивации деятельности. Мотивированное поведение как характеристика личности.
4 Психологические теории мотивации: теория принятия решений и теория автомата (XVII - XVIII в.в.), эволюционная теория Ч.Дарвина (XIХ в.). Концепции мотивации У.Макдугалла, А.Маслоу, Г.Хекхаузена (ХХ в.).
3.7.2 Задания для СРСП
Контрольные вопросы
1 Дайте определение способности
2 В чем выражается соотношение способностей и успешности обучения?
3 Какие вы знаете классификации способностей?
4 Дайте характеристику общих и специальных способностей человека
5 Раскройте суть классификации уровней развития способностей: способности, одаренность, талант, гениальность
6 Что вы знаете о проблеме соотношения врожденных и социально-обусловленных качеств человека и их роли в формировании способностей?
7 Что такое профессиональная пригодность и профессиограмма?
8 Расскажите об основных формах направленности – влечениях, желании, стремлении, интересах, идеалах, убеждениях.
9 Что такое мотив?
10 Что вы знаете о мотивации деятельности человека?
11 Что такое потребность?
12 Расскажите о классификации иерархии человеческих потребностей А.Маслоу
13 Раскройте суть теории деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А.Н.Леонтьева?
Темы рефератов
Задатки и способности.
2 Способности как проявление индивидуального в психике человека.
3 Интеллект: оценка общих способностей.
4 Креативность: творческие способности.
5 Психологические аспекты профессионального становления личности.
Потребности как источник активности человека.
7 Теория биологических потребностей.
8 Когнитивные теории мотивации.
9 Теория иерархии потребностей.
Основные понятия
Способности, одаренность, задатки, талант, гениальность, интеллект, профориентация, профессиограмма, эргономика, общие способности, специальные способности, коммуникативные способности, когнитивные способности, мотив, стимул, направленность личности, влечение, фрустрация, каузальная атрибуция, аффилиация, альтруизм, агрессивность, мотив власти, мотив достижения успеха, деятельность, идеалы, убеждения, самоактуализация, личностная диспозиция.
3.7.5 Задание к СРС
Написать реферат: «Гении и таланты всех времен и народов».
Составить пирамиду «Структура потребностей по А.Маслоу», состоящую из семи человеческих потребностей.
Психические состояния и их регуляция
3.8.1 Вопросы семинарского занятия
1 Понятие психического состояния. Классификация психических состояний.Понятие «психофизиологического состояния» в концепции Е.П.Ильина.
2 Адаптация человека и функциональное состояние организма. Уровни адаптации: физиологический, психический, социальный. Понятие гомеостаза.
3 Эмоциональный стресс как неспецифическая реакция организма. Основные стадии стресса по Г.Селье. Индивидуальные особенности и проявление стресса.
4 Регуляция эмоциональных состояний (Ф.Б.Березин). Функции и классификация видов психологической защиты. Роль фрустрации в формировании стрессовых состояний. Способы выхода из стрессовых ситуаций.
3.8.2 Задания для СРСП
Контрольные вопросы
1 Что такое психические состояния?
2 Что такое гомеостаз?
3 Что такое адаптация?
4 Какие уровни и формы адаптации вы знаете?
5 Что такое функциональное состояние организма?
6 Что такое стресс?
7 Какие стадии стресса вы знаете?
8 Назовите общие черты психического стресса.
9 Назовите условия возникновения информационного и эмоционального стресса.
10 Какие механизмы регуляции психических состояний вы знаете?
11 Что такое интрапсихический конфликт?
Темы рефератов