Необходимая травма: ритуалы перехода 2 страница
Мужчин часто удивляет желание женщин разделить с ними ихболь. Даже я, терапевт, был поражен умением женщин дойти до самой сокровеннойвнутренней истины и выразить ее так, чтобы она стала понятной другому человеку.Юнгианский терапевт Роберт Хопке пошел дальше: основываясь на своем опыте, онутверждает, что мужчине требуется год посещать психотерапевта, чтобы достичьтого состояния, в котором женщина, как правило, начинает терапию,- с точкизрения его способности выражать свои актуальные чувства и переживания69.Мужчины будут выражать свою фрустрацию или говорить о какой-то "внешнейпроблеме", но они крайне редко смогут внятно рассказать о реальномсостоянии своего внутреннего мира. Таково наследие переживаний стыда исамоотчуждения, которые накапливаются у них в душе с самого детства.
Здесь уместно привести два примера. Один связан с мужчиной,который пришел ко мне на прием, чтобы рассказать о претензиях своей жены, ипрезрительно ухмылялся, глядя на пачку с салфетками70. Они послужилистимулом, чтобы напомнить ему о море слез у него внутри, и сразу активизировалиего старые защиты. Он посетил всего три сессии, что было вполне предсказуемо, аего брак просуществовал лишь на два месяца дольше. Оказалось, что я осудил егослишком быстро, и, осознав это, я испытал к нему жалость. Его маскулинностьбыла настолько уязвлена, что ему пришлось надеть на себя маску мачо. Это былочень одинокий мужчина. Безобидная пачка салфеток послужила искрой, котораявызвала у него чувства стыда, риска и страха, которые он выстрадал. Егосамоотчуждение практически не позволяло ему чувствовать себя в безопасности идоверять жене. Не доверяя ей, он стремился ее контролировать.
В другом случае, консультируя одного полицейского и егожену, я почувствовал к нему подлинную симпатию, когда он говорил о том, какщепетильно он относится к деньгам. При этом он рассказывал, что ему ежедневноприходится иметь дело с "отбросами общества". Во многом он был такимже подавленным и эмоционально уязвленным человеком, как мужчина из предыдущегопримера. Оказалось, травмы лишь сломали его духовно, а не освободили для новогосознания. Несколько раз он набрасывался на жену с кулаками, однажды ударил ее ибоялся, что может точно так же повести себя по отношению к дочери. Как-то разон поднялся и решительно направился ко мне, чтобы настоять на своем; думаю,что, если бы я сдвинулся с места, он обязательно ударил бы меня. Избитый мужчинас избитым внутренним ребенком может только избивать других, так как ему никогдане хватает терпения, чтобы рассказать о своей боли.
Готовность женщин (которая обычно отсутствует у мужчин) рисковатьраскрытием своей внутренней истины, вероятно, означает, что они чувствуют себяменее отчужденно. Согласно моим наблюдениям, женщины гораздо лучше переносятразвод и потерю супруга, чем мужчины. Возможно, они ощущают себя менеепокинутыми, ибо за это время научились устанавливать связь со своим внутренниммиром. Совершенно точно можно сказать, что им проще найти поддержку у своихдрузей и подруг. После развода или смерти супруги или подруги мужчина чащеперестает следить за своим здоровьем и впадает в депрессию, сидя в темноте сбутылкой или у экрана телевизора. И гораздо чаще он начинает суетиться, чтобыкак можно скорее найти ей замену, лишь бы избежать одиночества.
Мужчины часто умирают вскоре после выхода на пенсию или вотставку, очевидно, из-за ослабления деятельности их иммунной системы.Возможно, травма Сатурна заключается и в том, что у мужчины, деятельностькоторого оценивают по ее результатам, после отхода от дел резко снижаетсясамооценка. Всю жизнь ему внушали, что работа для него - все. Прекративработать или поддерживать тех, кого обязан поддерживать, он будет чувствоватьстыд и угрызения совести. Его будут считать безответственным лентяем. СвятойНиколай, бросивший свою семью, стал самым почитаемым святым в Швейцарии;французский художник Поль Гоген бросил жену и детей, чтобы начать новуютворческую жизнь на Фиджи. Но так поступить могут лишь очень немногие люди.Оказавшись в роли подневольного рабочего, мужчина может испытывать унижение, нопризнает, что прежде он испытывал стыд от того, что бездельничал.
Наша культура предлагает иллюзорный выход: "В 65 летили около того вам уже не нужно больше работать, чтобы доказать свою ценность.Теперь вы должны с честью покинуть поле деятельности и без всякойпсихологической подготовки к такому изменению в жизни целыми днями можетеразвлекаться, проводя время за карточным столом в Сан-Сити или Санкт-Петербурге(США)". Обо всех нас, побуждаемых материальной потребностью, а еще больше- страхом постыдной неполноценности, можно сказать словами Филиппа Ларкина:
"...мужчины, у которых первый тромбоз наступает, какРождество, которые плывут по течению, связанные договорами и обязательствами, атакже непременным соблюдением установленного порядка, в темнеющее пустоепространство старости и невозможности, потеряв доступ ко всему, что когда-топридавало вкус жизни".
Значит, современный мужчина больше всего страдает от травмыи отсутствия трансформации. Он страдает от сатурнианского бремени уготованнойему роли, которая скорее ограничивает, чем освобождает. Не обладая божественнымвидением, он страдает от душевных изломов. Его просят быть мужчиной, но приэтом никто не может внятно сказать, что это значит, не считая самых банальныхпонятий. Его просят превратиться из мальчика в мужчину, но он не имеет нималейшего представления о том, что значит быть зрелым мужчиной без всякихпереходных ритуалов, без мудрых старейшин, которые могли бы подготовить его кэтому превращению и совершить его вместе с ним. Его травмы не вызываюттрансформации, они не приводят к углублению осознания и не делают богаче егожизнь. Они заставляют его время от времени пребывать в состоянии бессмысленнойдушевной немоты, пока не появится освобождающее телесное ощущение наступлениясмерти.
Ричард работал адвокатом в крупной фирме. Однажды ему приснилсямужчина, который схватился с Арнольдом Шварценеггером, сорвал кожу с его лица инатянул ее на себя. Во сне Ричард почувствовал себя униженным. В ассоциациях кэтому образу у него проявился страх, что его коллеги по работе не уважают его ичто, видимо, он взял на себя непосильную ношу. Кроме того, ему приснилось, какк нему домой ночью, когда они с женой спали, влезает грабитель. Оцепенев отужаса, Ричард думает: "Я должен встать и защитить свой дом". Онкричит: "Убирайся отсюда!" Через год ему приснился другой грабитель,который на этот раз лезет в комнату его дочери. Ричард встает и идет вслед заним с бейсбольной битой в руках.
Ричард понимал смысл этих периодически повторяющихсяобразов в его сновидениях так: его роль заключается в том, чтобы обеспечитьбезопасность семьи и ее защиту. Он чувствовал свой страх и свою мужскуюнеполноценность. Он рассказал об этих мыслях терапевту лишь потому, что эти сныбыли слишком навязчивыми. В одном из них он увидел, как один человек избиваетдругого. Он кричит: "Оставьте его в покое". Тогда нападавшийбросается за ним. "Мы начинаем драться. Я бью его ногой в пах. Этот ударсначала приводит его в оцепенение, но затем он берет верх и начинает менямучить. Затем он забирает мои ботинки. Никто не может мне помочь". И сноваРичард почувствовал, что не смог защитить себя и тех, о ком заботился. Егомучитель украл у него ботинки, выбив почву у него из-под ног, лишив его точкиопоры.
Или рассмотрим случай с Аллином, врачом клиники скоройпомощи. Ему приснилось, что он находится в комнате с мужчинами моложе его. Всеони очень метко стреляют из лука. Он тоже должен стрелять, но никто из них емуне показывает, куда и как нужно выстрелить. В конце концов он выпускает своюстрелу, но при этом не имеет никакого понятия, попал ли он в цель. Затем сценаво сне изменяется, и он оказывается в болоте, кишащем аллигаторами. Он боретсяс одним из них, который хочет затащить его на глубину. Полный ужаса, Аллинстремится скрыться от крокодила и выплыть на поверхность болота, где он хотя бына время может почувствовать себя в безопасности. Очевидно, психика Аллинаиспытывает потребность в переходном ритуале. Он видит, что другие молодые людиуже справились с этой задачей, но при этом нет никого постарше, чтобы сказатьему, что надо делать. Он даже не знает, где цель и куда направлены его жалкиеусилия. Поэтому он видит себя в болотной трясине, которая являетсяэнергетически заряженным символом скрытого действия бессознательного. Не имеяподдержки отца, сновидец оказывается в смертельных объятиях хтоническогоматеринского чудовища - своего материнского комплекса, угрожающего утащить егов глубину бессознательного. Хотя он выбирается на поверхность болота, он лишьвременно находится в безопасности.
Заметим, что профессии обоих мужчин традиционно считаютсясоциально значимыми и, казалось бы, должны повышать их уверенность в себе. Но,несмотря на это, они оба ощущают неполноценность и страх, когда ихмаскулинность подвергается испытанию. Они жаждут от окружающих помощи, чтобыпреодолеть свою обособленность; они страдают из-за своих травм, не видя нипросвета, ни трансформации. Отсутствие чрезвычайно важных ритуалов перехода ксостоянию зрелости проявляется в их снах, как, впрочем, и в сновидениях многихдругих мужчин. Повторяю: только признание своей внутренней жизни и преданностьей, например, внимательное отношение к содержанию своих снов, даже еслизаключенное в них послание неприятно, поможет им выявить свои тайные страхи ипролить на них свет сознания.
Из-за отсутствия переходных ритуалов мужчины постоянносомневаются в своей маскулинности. Они чувствуют, что, несмотря на занятую имисамую надежную круговую оборону, через нее все равно кто-то прорвется и нетолько их унизит, но и просто погубит. Или жизнь круто изменит свой контекст,соответственно изменятся правила игры, и обнаружится их некомпетентность.Поэтому имеет место следующее двойное послание: будь мужчиной и докажи это; ноправила игры постоянно изменяются, и вы даже не представляете, как играть втакую игру. И только вы наконец начинаете что-то понимать, как правилаизменяются снова и кто-то еще опять оказывается лучше вас. Это сложное,изменяющееся представление о маскулинности заставляет мужчин действовать науровне персоны и говорить о своей жизни с точки зрения социально определяемыхпонятий, таких, как заработная плата, машина, дом, социальный статус.
Хрупкая мужская психика стала грубой и прямолинейной.Исторически мужчина был поставлен в условия, которые требовали от негопроизводить и защищать свое потомство, и его оценивали именно по результатамэтой деятельности. Все это мало или совсем ничего не говорит о его душе, еголичности и его уникальности. В таком мире мужчины имеют трагическую судьбу; онине могут обрести покой и безмятежность, они редко совершают действия, исходя извнутренних убеждений, и еще реже преуспевают в этой убийственной игре. Но, дажевыигрывая, они теряют свою душу.
Так современные мужчины несут в себе вечные черты древнегомифа - характерные черты раненого Короля-Рыбака, Амфортаса. История Амфортаса,имя которого является производным от французского слова emfertez, "мягкотелость",рассказывалась и передавалась много-много раз исходя из разных версий: отлегенды о Святом Граале до ее современного толкования в книге Роберта Джонсона "Он:Глубинные аспекты мужской психологии". Суть легенды заключается в том, чтоАмфортас страдал от ужасной раны (в разных вариантах она описана по-разному: водних версиях он был поражен в бедро, в других - в яички). Он был ранен в томесто, от которого зависит воспроизводство и которое служит основой егомужского естества. Эта рана остается неизлечимой, пока он не обретет ЧашуГрааля, средневековый символ вместилища души. Хотя современный мужчина можетиметь шикарную машину, стоящую в подземном гараже его дворца, стены которого украшенытрофеями, свидетельствующими о его победах на рынке товаров и услуг, онинтуитивно ощущает свою внутреннюю пустоту, свою боль, свою неизлечимую рануКаким бы грандиозным ни выглядел построенный им замок, какими бы крепкими никазались возведенные им защиты, он знает, что господствует над пустотой, а еговладения - эмоциональная пустыня.
Этот повторяющийся мифологический мотив лежит в основеизвестной поэмы Т. С. Элиота "Бесплодная земля". Лондон, центрбизнеса и созданных мужчинами социальных структур, центр "мужских"игр, детально изображен в ней:
Призрачный город,
Толпы в буром тумане зимней зари,
Лондонский мост на веку повидал столь многих,
Никогда не думал, что смертьунесла столь многих71.
Элиот Т. С. Полыелюди. СПб.: Кристалл, 2000. С. 337.
В час пик Элиот видит не утверждающую себя жизнь, адуховную смерть. Именно поэтому он цитирует прекрасные строки из "Божественнойкомедии" Данте, в которой автор шесть веков назад описал, как спускался вАд ("Никогда не думал, что смерть унесла столь многих"). Если то, чтосделали люди и чему они посвятили свою жизнь, в дальнейшем не служит им, ониоказываются в пустыне души среди духов смерти. Джозеф Кэмпбелл объясняет этоследующим образом:
"Бесплодная земля... это любой мир, в котором... есть сила инет любви, где в законах жизни преобладают догматизм, а не образование, власть,а не опыт и где внедряемые и воспринимаемые мифы и ритуалы никогда не связаны сактуальными внутренними представлениями, потребностями и возможностями тех, накого они оказывают воздействие"72.
Если внешний мир и внутренняя истина находятся в конфликтемежду собой, человек страдает от душевной травмы. Мужчины справедливоподозревают, что достижение материального успеха или высокой должности сбольшими полномочиями не даст им умиротворения, но они боятся отвергнуть то,что, как они это понимают, является единственной приемлемой для них игрой.Поэтому происходит только нагноение раны, без нового видения и исцеления.
Делмор Шварц в коротком рассказе описывает молодогочеловека, который в ночь перед днем своего рождения, когда ему должен былисполниться 21 год, видит себя во сне в кинотеатре. К своему изумлению, онузнает своих родителей, которые на экране влюбляются и ходят друг к другу насвидания. Он смотрит фильм и осознает, что они совершают ужасную ошибку - туошибку, из-за которой он однажды появился на свет. Он встает и начинаеткричать, чтобы прекратили показывать этот фильм. К нему обращается билетер иделает строгое замечание: "Вы не должны так себя вести, даже если вынаходитесь один в зале! Вы пожалеете, если не будете себя вести так, какследует, ваше поведение совершенно неприемлемо, и вы это очень скоро поймете!"73
Таким образом, в момент наступления физического состояниявзрослости юноша познает бремя семейных мифов, которые будут формировать еголичность. Отвергая жизнь родителей до своего рождения, он отвергает и своюбудущую жизнь, так как является их ребенком. Так же поступают многие мужчины,которые несут в себе тайную грусть и ярость, вызванные тем, что семейный икультурный контексты, образы и ожидания, которые их сформировали, несогласуются с их внутренней истиной.
Конфликт между внешними представлениями и внутреннейистиной создает для мужчин неразрешимое противоречие. Мужчина в серомфланелевом костюме, мужчина - член какой-либо организации или игрок той илииной команды - все они испытывают такое же огромное давление со стороныобщества, заставляющее их становиться конформными и пагубно воздействующее надушу, как и то, которое так часто испытывают на себе женщины. Этот конфликт,который дает о себе знать и в телесных ощущениях, и в духовной сфере, даже еслион при этом не осознается, приводит нас к еще одной, шестой мужской истине,которая в меньшей степени, чем другие, является тайной: жизнь мужчин полнанасилия, так как насилию подверглась их душа.
Мужское насилие прорывается в актах убийства иизнасилования, а также в бесчинствах толпы и в войнах, возникающих вследствиепсихического заражения. Если заглянуть поглубже в душу любого мужчины, можноувидеть не только море слез, но и гору ненависти и напластования гнева, которыенакапливались с детства и теперь медленно выталкивают всю эту лаву наповерхность, чтобы в какой-то момент началось ее извержение.
Однажды я беседовал с мужчиной, который взялся вести дела впошатнувшемся отцовском бизнесе, как только у отца появились проблемы создоровьем. В течение сорока лет он работал по шестьдесят часов в неделю, ставзащитой и опорой своим родителям, пока они не умерли в условиях относительногоматериального комфорта. Затем он стал опорой двум своим сыновьям, защищая их отмучений, которые приносит тень Сатурна, когда, по словам Джерарда МэнлиХопкинса, "все, что продается, стареет, мутнеет и блекнет от тяжелоготруда и несет на себе мужскую грязь и запах мужского пота"74. Имеятакую защиту, его сыновья остались дома, став требовательными и зависимыми. Прималейшем поводе он взрывался от гнева и разряжался на свою бедную притихшую изапуганную жену. Его ярость была вызвана гневом, накопленным в процессе всейего утраченной жизни, которую он отдал другим, и прежде всего - Сатурну. Приэтом он выполнял все священные заповеди, традиционные для своей культуры:заботься о своих родителях, обеспечивай свою семью, создай условия для лучшейжизни своих детей. Он делал все, что следовало, кроме одного: он не жилсобственной жизнью, а потому был полон ярости.
Другой известный мне мужчина посвятил свою жизнь борьбе замир между народами. Он был директором общеизвестного института, которыйзанимался разработкой идей для разрешения международных конфликтов; он велпереговоры во всех частях света и потому часто бывал в командировках. Я никогдане видел его раздраженным и не слышал, чтобы он повышал свой голос. Сначала ябыл в недоумении, не понимая, где скрывается его гнев. Затем он мне рассказал,как около месяца тому назад он страшно страдал от мигрени. Его закономерный,справедливый гнев обратился внутрь. Он нашел лишь одну мишень, на которую еготонкая чувствительность разрешила ему направить свое раздражение,- самого себя.
Как-то в понедельник утром, в час пик, вместе с другимиводителями я надолго застрял в пробке на улицах Филадельфии; никто не могбыстро выбраться из этой пробки. На перекрестке два мужчины вылезли из своихшикарных лимузинов и прямо так, как были, в дорогих костюмах и галстуках,потрясая кулаками, стали кричать друг на друга. Я полагаю, они дали волю тойярости, которая накапливалась у них в течение жизни, не осознавая, что всенаходившееся в глубине, когда они пребывали в своих уважаемых фирмах, вырвалосьнаружу в виде неподконтрольного им эмоционального взрыва.
Точно так же я всегда бдителен, когда прихожу на футбольныйматч команды "Филадельфия Иглс". Место парковки машин и более дешевыезрительские места представляют собой зону повышенной опасности для нормальногочеловека. Там толпы мужчин под воздействием алкоголя и марихуаны избивают другдруга и любого, кто встанет на их пути. За время одного посещения стадиона мы сдочерью насчитали шестнадцать драк только в нашем секторе. В другой раз нам сженой угрожали прямо, поскольку мы непредусмотрительно поставили свою машинуслишком близко к автобусу каких-то болельщиков из золотой молодежи, которыепрямо перед игрой стали распивать спиртные напитки, закусывая хлебом. Еще одинраз какого-то пожилого человека в одежде американского индейца избили дважды вовремя игры "Иглс" и "Редскинс": первый раз - прямо настадионе, второй - у выхода. Потом у него почему-то больше не возникло желанияснова посетить этот "Город братской любви".
О чем говорят эти примеры? Для молодых футбольныхболельщиков неделя перед игрой представляет собой сатурнианский круг скучной,надоедливой и низкооплачиваемой работы, практически без надежд на какие-тоизменения, с кровавым стилизованным зрелищем организованного насилия инепременным сопутствующим употреблением спиртного - дьявольского зелья,разжигающего гнев. Они входят в ярость в силу той роли, на которую обреченысудьбой. Они злятся на женщин из-за своего бессознательного материнскогокомплекса. Каждый испытывает гнев, потому что он является мужчиной, ибессознательно отыгрывает свою ярость:
"Они взбираются на здания, гоняют мяч, колотят своих братьевв наполненном ненавистью городе...
...Воют во сне, так как натянутый над пропастью канат вибрирует у них подногами, угрожая им
падением. Их неуверенные движения вызывают ужас"75.
Эти юные представители рабочего класса, по всейвероятности, навсегда останутся в замкнутом круге сатурнианского колеса судьбы.Они будут бить близких женщин, пить, чтобы скрыть свою боль, подозревать другдруга, всегда оставаться в страхе и одиночестве. Их более образованные илиболее богатые сверстники будут более успешными по социальным меркам. Но и тетоже, в своих сверкающих лимузинах, в своих фирменных костюмах от "БратьевБрукс", должны будут подчиниться силе неразвитой маскулинности - всоответствии с единственными известными им правилами игры.
Поскольку ярость большинства современных мужчиносновательна и даже монументальна, они не могут говорить о ней честно, неиспытывая при этом стыда, и потому плывут по течению и оказываются водиночестве. Тогда их ярость обращается на них же. Они употребляют наркотики,напиваются допьяна или до изнеможения работают. Они должны найти какое-топристанище, где перестанут ощущать боль и смогут немного замедлить свою гонку.Многие из них являются трудоголиками; работа удерживает их от столкновений стребованиями их анимы. Работа иссушает и опустошает их, пока у них неподкосятся ноги и они, совершенно истощенные, доблестно не упадут в кровать. Ненужно быть терапевтом, чтобы знать: обращенный внутрь гнев может вызватьсоматические недомогания или состояние депрессии. Так как уровень стрессаподдается измерению, с ним поможет справиться даже популярная психология,несмотря на то что является достаточно поверхностной. Последствиями такогостресса становятся сердечные приступы, повышенное артериальное давление, атакже желудочные и головные боли.
Не является ли и сокращение продолжительности жизни ещеодним проявлением патологии? Подумайте о тех веселых любителях пива, которых собралисовсем не глупые и очень проницательные предприниматели, чтобы показать, как тесначала вместе работают где-то на лесозаготовках или небоскребах, а затем, кактолько наступает "время", срываются к местному пивному заведению, гденаступает "счастливый миг" и в обществе анимы (блондинки илибрюнетки) они могут испытать те ощущения, которых были лишены целый день. Какимсчастливым становится это братство - свободным, вольным и получающим одобрениемужского сообщества-в алкогольном раю, таком, каким представляют его рекламныеагентства. Правда заключается в том, что эти любители пива тоже являютсямужчинами, у которых "первый тромбоз наступает, как Рождество". У нихвозникает сердечная недостаточность задолго до того тромба в сердце, о которомпишет в своей поэме Филипп Ларкин. Их одиночество можно сравнить с одиночествомбегуна на длинную дистанцию.
Сатурнианское колесо делает поворот. На нем находятся всемужчины. Их травмы не ускоряют осознания и не придают мудрости. Они простовызывают бессмысленную боль. Трудоголическая анестезия, наркотическое онемениенезависимо от того, является ли наркотик химическим или идеологическим, ужасодиночества - все эти травмы не вызывают последующей трансформации. Это травмыварварские и бездушные.
Разумеется, мужчине необходимо перенести травму, чтобы онсмог разорвать материнские узы. Но необходимо также, чтобы эта травма привелаего к дальнейшему личностному росту. Современный мужчина переживает свои травмыв одиночестве, но его поведение все равно беспокоит окружающих и вредит им. Ондолжен начать с признания тех травм, которые у него есть и которые ежедневнокровоточат и влияют на его жизнь, если хочет исцелиться сам или помочь этосделать другим.
[65] Многие практикующие психологи считают, чтоподростковый возраст начинается в 12 лет и продолжается до 28 лет приотсутствии переходных ритуалов. Совершенно очевидно, что Норман вышел даже заэти очень "свободные" границы.
[66] В сказке братьев Гримм "Железный Ганс"ключ от клетки с дикарем находится под подушкой у матери. Мальчик не можетпопросить у нее ключ, так как она ему его не отдаст. Она надеется, что мальчикбудет ее слушаться. Значит, ключ необходимо выкрасть, чтобы высвободить энергиювзрослого мужчины. Далее мы проанализируем сказку "Железный Ганс"более подробно.
Глава 4
Жажда отца
Все образы имеют две стороны. Если образ обладает определенной глубиной, он должен выражать двойственную сущность реальности. Признание и поддержание психического напряжения между полярными противоположностями - фундаментальный юнгианский принцип. Одностороннее восприятие искажает образ, извращает его и вызывает невроз. Так, например, архетип матери выражает двойственный аспект природы: природа, которая дает и которая берет обратно. Великая Мать представляет собой жизненную силу, которая и порождает, и губит, и утверждает, и уничтожает. Как кратко отметил Дилан Томас, "меня погубит... та растворенная в зелени сила, которая заставляет распуститься цветок"76.
Двойственным является и архетип отца. Отец дает жизнь, свет, энергию, поэтому нет ничего удивительного в том, что он традиционно ассоциировался с солнцем. Но вместе с тем отец может проклинать, лишать сил и подавлять. Доисторический разум развил образ солнца как центра энергии и жизнеутверждающего начала до образа Бога-Отца, который наполняет энергией и оплодотворяет феминную землю. Патриархальность заменила поклонение Матери-земле поклонением Небесному Отцу. (Нимб над головой Христа - это остаток солнечной ауры Отца, тогда как змей, ассоциируемый с образом Матери, в Книге Бытия был презрительно отвергнут народившейся патриархальностью.) Если ребенок воспринимает отца позитивно, он ощущает его силу и эмоциональную поддержку и, подпитываемый энергией отца, преобразует внешний мир. Если же он воспринимает отца негативно, хрупкая детская психика разрушается.
Употребляя современную метафору, можно сказать, что психика ребенка - это некий спектр возможностей, база данных, формирующаяся на основе родительской модели при поддержке самих родителей. Благодаря матери ребенок может ощущать мир как заботливую и защищающую его среду. Благодаря отцу он может получить поддержку, чтобы войти в мир и начать бороться за свою жизнь. Разумеется, мать также может помочь ему в борьбе за жизнь, а отец - позаботиться о нем, но архетипически они играют свойственные им роли. Мать активизирует материнский комплекс, который должен трансформироваться так, чтобы у ребенка исчезли многие внутренние ограничения; в противном случае он сохранит зависимость и вовремя не расстанется с детством. Мифы о Великой Матери составляют большой цикл, связанный с мотивом смерти - возрождения, то есть вечного возвращения. Мифы о Небесном Отце связаны с вечным поиском, странствием от наивности к опыту, от темноты к свету, от дома к горизонту. Каждый мифологический цикл должен быть пройден.
Если в результате родительского влияния у ребенка формируются неадекватные родительские образы, эти искажения и вызванный ими дефицит психической энергии остаются у него на всю жизнь. Он жаждет чего-то, словно ему не хватает витаминов или очень хочется поесть именно той пищи, которой нет. В отношениях с окружающими он бессознательно ищет энергию, дремлющую в его психике. Так, например, сам того не осознавая, он может побуждать жену играть роль заботливой матери и гневаться на нее, если она от этого отказывается, хотя сознательно он бы не позволил ей исполнять эту роль. Или же он может отказаться от своего внутреннего странствия и попасть в зависимость от другого мужчины, бессознательно пытаясь найти в нем отсутствующий образ отца. Он может быть зол на отца из-за его недостатков, или просто испытывать злость из-за отсутствия социально признанных авторитетов, или тайно скорбеть по потерянному для него отцу.
Потратив немало времени во второй главе на изучение воздействия материнского комплекса на жизнь мужчины, нам следует признать, что не меньше, а возможно, даже больше энергии теряется из-за неполной активизации образа отца. Кроме всего прочего, родной отец ребенка должен обязательно стать третьей вершиной родительско-детского треугольника. Если же отец фактически или психологически отсутствует, энергия материнского комплекса остается неуравновешенной. Или же, испытывая негативное влияние собственного материнского комплекса и пребывая в регрессивном состоянии, отец, выступая в роли борца против семейного гнета, ожесточенно разрушает все семейные устои, так как у него самого нет здоровой модели восстановления отношений с феминностью, которую ребенок должен наблюдать и интериоризировать. Семья, построенная по старой модели "папа лучше знает", была слишком дисгармоничной, чтобы считаться здоровой. Лишь очень немногие из нас выросли в семье, в которой существовали настоящее равноправие, демократический баланс сил и взаимная поддержка и где родители дополняли друг друга.