Процессы тендерной схематизации
Теория тендерной схемы начинается с обзора того, что развивающийся ребенок без вариаций обучается социальным представлениям о женском и мужском. В большинстве обществ эти определения содержат в себе разнообразную и разветвленную сеть ассоциаций, связанных с полом, которые представляют не только черты, напрямую связанные с мужчинами и женщинами, такие как анатомия, репродуктивные функции, разделение труда и установки личности, но и другие черты, более отдаленно и метафорически связанные с полом -такие, как угловатость и округлость абстрактных форм и периодичность фаз луны. Так, угловатость почему-то ассоциируется с мужественностью, а круги и окружности — с женственностью.
Действительно, нет другой такой дихотомии в человеческом опыте, имеющей такое большое количество связей, как различие между мужским и женским.
Кроме того, в дополнение к усвоению подобной содержательной информации о тендере, дети учатся использовать эту разветвленную сеть связанных с полом ассоциаций для оценки
314
и применения новой информации. Они обучаются кодировать и организовывать информацию в терминах гендерной схемы, которая постоянно развивается и дополняется в сознании.
Схема - это познавательная структура, сеть ассоциаций, которая организует и управляет восприятием индивида. Схема функционирует как предвосхищающая структура. Иными словами, она заранее настроена на то, чтобы искать и связывать входящую информацию в пучки ассоциаций (в терминах, релевантных схеме). Таким образом, процессы схематизации информации высоко избирательны и способны навязывать индивиду структуру и значение огромного множества входящих стимулов. Процессы схематизации информации содержат в себе готовность сортировать информацию в категории на основе некоторых особых измерений, несмотря на существование других, которые индивид тоже может применять.
Таким образом, процесс гендерной схематизации включает спонтанную сортировку характеристик и поведения на маскулинные и фемининные категории или «эквивалентные классы», несмотря на их различия по множеству других направлений, не связанных с тендером.
Хотя эти характеристики могут значительно различаться друг от друга по иным основаниям, люди игнорируют последние, так как они не относятся к тендеру. Например, понятия «нежный» и «соловей» спонтанно помещаются в категорию фемининных, а «уверенный» и «орел» - в категорию маскулинных.
Так же, как и другие теории схемы (например, теория схематизации Найсера), теория гендерной схемы (ТГС) рассматривает восприятие как конструктивный процесс, то есть созидательный и творческий, а не просто копирующий. При таком процессе происходит взаимодействие между входящей информацией и уже существующей у индивида схемой. В конце концов, это взаимодействие и определяет все то, что воспринимает индивид.
Теория гендерной схемы утверждает, что феномен полоти-пизации происходит частично: 1) в результате процессов гендерной схематизации; 2) из обобщенной готовности индивида обрабатывать информацию на основе связанных с полом ассоциаций. Эти ассоциации, в свою очередь, формируют тендерную схему. Далее, теория гендерной схемы полагает, что процесс полотипизации оканчивается, в результате, внедрением самой Я-концепции в тендерную схему. При этом дети обучаются содержанию гендерной схемы, характерной для каждого конкретного общества. Помимо этого, они обучаются
315
тому, какие характеристики связаны с их собственным полом, а следовательно, и с ними самими.
Это не просто включает в себя обучение определенным отношениям между каждым полом и каждым направлением или характеристиками — например, мальчик должен быть сильным, а девочка — слабой, но включает в себя более глубокие уроки о том, что сами характеристики по-разному применяются в отношении к разным полам. Так, континиум «сильное — слабое» отсутствует в схеме, которую можно применить для девочек. А характертистика «заботливость» вообще исключена из схемы, применяемой для мальчиков. Взрослые редко замечают или говорят детям, какая сильная девочка или как нежен мальчик, при всей их готовности замечать именно эти свойства в «соответствующем» поле. Дети учатся применять эту же селективную схему к себе, выбирая из множества возможных человеческих измерений только те, которые определены как приемлемые для его/ее собственного пола и поэтому подходящие для организации разнообразного содержания Я-концепции. Таким образом, Я-концепция детей становится типизированной по полу, и два пола становятся в своих собственных глазах различными не столько по степени выраженности свойств, сколько по качеству.
Одновременно с этим дети обучаются оценивать свою личность с позиции соответствия тендерной схеме, противопоставляя собственные предпочтения, отношения, поведение, характеристики предпочтениям, отношениям, поведению и характеристикам другого пола. Тендерная схема становится предписывающим, диктующим стандартом или гидом, а самооценка становится заложницей этого стандарта. Затем, становясь усвоенными, мотивационные факторы побуждают индивида регулировать собственное поведение таким образом, чтобы оно соответствовало культурным определениям женственности и мужественности. Так, культурный миф становится самовыполняющимся рецептом, и, в соответствии с теорией тендерной схемы, мы вновь обращаемся к феномену, известному как типизация по полу.
Необходимо подчеркнуть, что теория тендерной схемы является теорией процесса, а не содержания. Полотипизирован-ные индивиды регулируют свое поведение и информационные процессы независимо от того, какое содержание феми-нинности и маскулинности определено в данной культуре. Процесс делит мир на фемининные и маскулинные категории, а не на содержания данных категорий — это является центральным положением теории тендерной схемы.
316
Соответственно, полотипизированные индивиды отличаются от других индивидов не только по степени фемининно-сти и макскулинности, которой они обладают, но и по тому, насколько их Я-концепция и поведение организовано на основе тендера, а не на основе других категорий. Так, многие не типизированные по полу люди могут описывать себя как, например, заботливых или доминирующих без использования категорий фемининности или маскулинности. Когда гендер-но-типизированые индивиды так описывают себя, это значит, что для них могут быть выделены тендерные коннотации* характеристик или поведения.