Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Работа над курсом «Безопасность жизнедеятельности» ведется в течение одного семестра и завершается сдачей экзамена в конце первого семестра.
В качестве форм текущей аттестации студентов используются: защита проектных работ (расчетные работы), тестирование, контрольные работы, участие в семинарах.
Экзамен по БЖД проходит в устной форме. Время, отведённое на ответ, ограничено. Исходя из этого, студент должен хорошо ориентироваться в материале, уметь чётко и конкретно ответить на заданный вопрос. При подготовке к экзамену следует обратить внимание на то, что практически в каждой теме есть три составляющие: термины и понятия, характеристика стихийного бедствия, опасного явления или другого процесса, безопасность жизнедеятельности.
Литература, указанная в пособии по каждой теме, не является обязательной к прочтению, для экзамена достаточно хорошего знания материала лекций. Однако студентам рекомендуется прочесть хотя бы один источник по теме. В случае самостоятельного изучения какой-либо темы, рекомендуется прочтение такого количества источников, указанных в списке литературы, которое максимально способствует пониманию всех пунктов темы, означенных в пособии.
Итоговая оценка на экзамене складывается из нескольких составляющих:
Оценка за участие в семинарах | Оценка участие в индивидуальных проектных работах | Оценка за участие в групповых проектных работах | Оценка за тесты и контрольные работы | Оценка за итоговое собеседование по курсу |
50% | 50 % | |||
1/4 | 1/2 | 1/2 | 1/4 | 1/4 |
Тест - вопросы по курсу «безопасность жизнедеятельности»:
1. Безопасность жизнедеятельности – это область знаний, в которой изучаются:
а) опасности, угрожающие человеку, закономерности их проявления и способы защиты от них;
б) причины здоровья человека, методы и средства его развития.
2. Основные задачи дисциплины БЖД:
а) идентификация (распознавание и количественная оценка) негативных воздействий среды обитания;
б) защита от опасностей или предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
в) ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов и создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания;
г) все перечисленное выше.
3. Безопасность жизнедеятельности защищает человека от негативного влияния:
а) атмосферы;
б) биосферы;
в) техносферы.
4. Опасность – это:
а) явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека;
б) заболевание, травма, следствием которого может стать летальный исход, инвалидность и т.п.;
в) процесс распознавания образа опасности, установление возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности.
5. К пассивным факторам воздействия относят:
а) механические воздействия;
б) психофизиологические воздействия;
в) воздействие скользких, неровных поверхностей;
г)термические воздействия.
6. К активным опасным и вредным факторам относят:
а) неровные поверхности;
б) химические ожоги;
в) предметы острой формы.
7. Риск – это отношение:
а) числа летальных исходов к общему числу работающих;
б) числа летальных исходов к числу травм;
в) числа травм к общему числу работающих.
г) измеряемая или рассчитываемая вероятность неблагоприятного исхода, что подразумевает наличие статистических данных.
8. Приемлемый риск составляет:
а) 2• 10 –10;
б) 1• 10 -20;
в) 1• 10 -6;
г) 1• 1010.
9. К вредным факторам воздействия относят:
а) факторы, приводящие к травме или другому внезапному ухудшению здоровья;
б) факторы, приводящие к постепенному ухудшению состояния здоровья человека;
в) факторы, проявляющиеся в условиях чрезвычайных ситуаций;
г) факторы, приводящие к отказу технической системы, вызванному неправильными действиями оператора.
10. К опасным факторам воздействия относят:
а) факторы, приводящие к постепенному ухудшению состояния здоровья человека;
б) факторы, проявляющиеся в условиях чрезвычайных ситуаций;
в) факторы, приводящие к отказу технической системы, вызванному неправильными действиями оператора;
г) факторы, приводящие к травме или другому внезапному ухудшению здоровья.
11.На сколько категорий подразделяются помещения по взрывопожарной опасности, назовите их:
а) 3 (А, Б, В);
б) 8 (А, Б, В1-В4, В, Г, Д);
в) 5 (А, Б, В, Г, Д);
г) 7 (А, Б, В1, В2, Г, Д, Е);
12.Что не рекомендуют делать специалисты человеку, если видимость в зоне задымления становится меньше 10 метров?
а) не следует производить не какой работы;
б) если есть необходимость, то зайти в зону задымления;
в) не следует входить в эту зону;
г) не следует находиться рядом с этой зоной.
13.Каким образом необходимо эффективно использовать огнетушащие вещества?
а) проверить срок их годности;
б) следует вначале огнетушащие вещества подавать в места наиболее интенсивного горения;
в) следует огнетушащие средства подавать на пламя;
г) следует огнетушащие средства подавать не на пламя, а непосредственно на горящую поверхность.
14.Какой должна быть помощь пострадавшему при отравлении угарным газом?
а) следует прекратить действие газа и вынести пострадавшего на свежий воздух, спрыснуть лицо холодной водой;
б) следует согреть пострадавшего;
в) следует немедленно напоить пострадавшего;
г) следует сделать пострадавшему искусственную вентиляцию легких и прямой массаж сердца.
15.Химическое оружие – это оружие массового поражения, действие которого основано на:
а) токсических свойствах, некоторых химических веществ;
б) изменение состава воздушной среды в зоне заражения;
в) применение биологических средств.
16. По токсическому действию на организм аммиак относят к следующей группе ОХВ:
а) удушающие;
б) общеядовитые;
в) нейротропные;
г) удушающе-нейротропные;
д) нарушающим обмен веществ.
17. Выходить из зоны химического заражения следует:
а) перпендикулярно направлению ветра;
б) по направлению ветра;
в) навстречу потоку ветра.
18.От каких факторов оружия массового поражения защищает убежище?
а) от всех поражающих факторов ядерного взрыва;
б) от всех поражающих факторов ядерного взрыва, от химического и бактериологического оружия;
в) от химического и бактериологического оружия, а также радиоактивного заражения;
г) от ударной волны ядерного взрыва и обычных средств поражения.
19.Наиболее сильной проникающей способностью обладает:
а) альфа-излучение;
б) бета-излучение;
в) гамма-излучение.
20.От каких поражающих факторов защищает противорадиационное укрытие?
а) от ударной волны, радиоактивного заражения и химического оружия;
б) от химического и бактериологического оружия;
в) от радиоактивного заражения.
21.Артиллерия впервые была выделена в самостоятельный род войск в результате военной реформы:
а) Ивана Грозного;
б) Петра 1;
в) Д.А. Милютина;
г) В.А. Сухомлинова.
22.Репелленты, это:
а) средства от комаров;
б) природные или синтетические химические соединения, обладающие отпугивающим действием на членистоногих;
в) средства от блохастых мартовских котов;
г) химические вещества, предназначенные для уничтожения любых вредителей, включая переносчиков болезней человека и животных.
23.Средство (препарат), обеспечивающее гибель клещей, это
а) фунгицидное средство
б) инсектицид
в) репеллент
г) акарицид.
14. Сильный верховой пожар может иметь скорость распространения …
а) 3 м/мин;
б) 3 - 100 м/мин;
в) более 100 м/мин.
24. Согласно ст. 205 УК РФ лицо, совершившее акт терроризма, а также за угрозу совершить террористический акт, наказывается лишением свободы на срок … лет
а) 5-20лет;
б) 5-10 лет;
в) 7-12 лет;
г) 3-7 лет.
25. Совершение действий создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях…
а) преступная акция;
б) экстремизм;
в) терроризм;
г) бандитизм.
Примерные контрольные вопросы:
1. Анализ города как источника опасности.
2. Аварии на объекте народного хозяйства, характеристика очагов поражения и возможные последствия.
3. Природа возникновения землетрясений. Основные параметры землетрясений. Правила безопасного поведения при землетрясении.
4. Пожар. Причины возникновения, правила безопасного поведения. Средства пожаротушения.
5. Опасности, связанные с применением бытовой химии, первая помощь при ожогах и отравлениях.
6. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Основные понятия и определения.
7. Виды опасностей по источникам возникновения и характеру воздействия на человека.
8. Пожарная опасность в лесу. Причины возникновения лесных пожаров. Правила безопасного поведения.
10. Автономное существование человека в природных условиях. Правила поведения при вынужденной автономии.
11. ЧС на транспорте. Правила безопасного поведения.
12. ЧС криминогенного характера.
13. Терроризм. Действия при обнаружении подозрительных предметов.
14. Характеристика и последствия оползней, селей, обвалов. Правила безопасного поведения.
15. Радиационно-опасные объекты. Характеристика очагов поражения. Правила поведения
16. Основные причины и классификация наводнений. Последствия. Правила поведения.
17. ЧС аварийного характера в жилище.
18. Химически опасные объекты.
19. Негативные факторы бытовой, городской и производственной среды.
20. Виды психического воздействия на человека и защита от них
21. Социальные опасности, связанные с употреблением и распространением психоактивных веществ.
22. Правила выхода из очага радиационного заражения.
23. Здоровый образ жизни и его составляющие.
24. История террористических атак с использованием бомб
25. Понятие риска и угрозы.
Требования к написанию рефератов, перечень тем.
Примерные темы рефератов:
1.Взаимодействие человека и среды обитания.
2. Город как источник опасности. Наличие зон повышенной опасности (транспорт, места массового скопления людей).
3. Опасность ядерных катастроф.
4. Окружающая среда и здоровье населения.
5. Промышленное развитие и экологический риск.
6. Переработка радиоактивных отходов в России и за рубежом.
7. Микроэлементы и тяжелые металлы: влияние на здоровье человека.
8. Роль отраслей экономики в загрязнении среды обитания.
9. Естественная радиация солнца и ее влияние на здоровье человека.
10. Ухудшение среды жизни в городах и сельской местности, напряженный темп городской жизни, возникновение психологической усталости.
11.Экологические факторы среды, представляющие опасность для жизнедеятельности человека и защита от них.
12. Химические загрязнители внешней среды и их воздействие на организм человека.
13.Химические бытовые загрязнители и их воздействие на организм человека.
14. Акустические колебания. Действие шума, инфра- и ультразвука на человека Защита от их воздействия на организм человека.
15. Психологические состояния, увеличивающие риск опасности: напряжение (интеллектуальное, сенсорное физическое, эмоциональное, мотивационное и т.д.); утомление; дистресс; тревога, фобии; испуг; страх; паника.
16. Методы повышения психологической безопасности.
17. Информационная безопасность. Меры и средства защиты человека от негативного воздействия информации; роль мировоззрения и нравственной устойчивости личности.
18. Медико-биологические и социально-экономические последствия стихийных бедствий и их влияние на условия жизнедеятельности человека.
19. Опасные и вредные вещества микробиологических производств. Источники инфекций. Инфекционные болезни.
20. Национальная безопасность РФ, проблемы и пути решения.
21. Проблемы международной безопасности РФ.
22. Продовольственная безопасность РФ, пути решения.
23.Формирование навыков поведения по снижению риска чрезвычайных ситуаций социального характера.
24.Исследование режима защиты рабочих и служащих предприятия (объекта) в условиях радиационного заражения.
25.Пути формирования здорового образа жизни у детей, подростков, юношей.
Методические указания.
Реферат означает краткое письменное изложение или доклад содержания публикации или нескольких публикаций. Это одна из наиболее распространенных работ студента. Сущность реферата заключается в выделении наиболее существенных сведений реферируемого материала и представлении их в лаконичной форме. Различают монореферат, предназначенный для передачи содержания одной книги, статьи, и обзорный реферат, суммирующий данные нескольких источников по одной теме. Основная цель реферата - дать четкое представление о характере и ценности работы, степени необходимости обращения к ней.
Структура реферата обычно включает в себя:
1. Титульный лист.
2. Оглавление, т. е. план реферата - перечень проблем, которые в реферате раскрываются. Пункты плана нумеруются, и указывается номер страницы, на котором они расположены.
3. Введение, в котором обосновывается актуальность темы, формулируется цель работы, дается краткий обзор литературы.
4. Основную часть, где излагаются точки зрения на решение проблемы авторов, чьи работы были использованы, и собственная позиция студента по реферируемой теме.
5. Заключение - здесь формулируются общие выводы.
6. Библиография.
Действия по написанию реферата:
1. Необходимо выбрать и сформулировать тему реферата Тема должна быть конкретной и достаточно узкой.
2. Составляется план реферата, который может изменяться в процессе работы.
3. Необходимо ознакомиться со всей опубликованной по данной проблеме литературой и составить библиографию.
4. При изучении литературы следует делать выписки, аннотации на прочитанное, конспекты.
5. Одновременно с изучением литературных источников необходимо вести группировку исследуемого материала, сопоставляя, сравнивая сделанные выводы, полученные данные.
6. Литературное оформление полученных результатов предполагает знание и соблюдение некоторых требований:
излагать материал нужно ясно и чётко;
соблюдать систематичность и последовательность в изложении;
текст рукописи должен делиться на абзацы. Критерием такого деления является смысл написанного - каждый абзац включает самостоятельную мысль;
цитируемые в рукописи места должны иметь точные указания, ссылки на источник.
При оформлении реферата следует соблюдать следующие правила:
1. Оформляется титульный лист реферата с указанием наименования учебного заведения, в котором вы учитесь, кафедры, которая выдаёт задание, название работы, фамилии автора и научного руководителя, указывается город и год.
2. Текст печатается через 1,5 интервала на одной стороне листа формата А4 (шрифт Times New Roman, 14 пт.).
3. Обязательно оставляются поля: левое - 30 мм, верхнее - 25 мм, правое - 15 мм, нижнее - 20 мм.
4. Повествование должно идти строго по плану, который помещается на первой странице реферата.
5. Объём реферата не должен превышать 20 страниц машинописного текста.
6. В реферате по тексту должны быть указаны в квадратных скобках номера источников литературы, которые должны совпадать с номером в представленной библиографии. Библиография должна содержать не менее 10 литературных источников.
7. Страницы нумеруются вверху по центру, начиная от титульного листа (стр. 1 на титульном листе не пишется).
Оценивается реферат «зачет», «незачет». При получении оценки «незачет» работа дорабатывается студентом, согласно выявленным преподавателем недостаткам в реферате и сдается на повторную проверку.
Организация самостоятельной работы. Методические указания:
В целях овладения знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой, исследовательской деятельности организуется внеаудиторная самостоятельная работа студентов. Она должна способствовать развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, а ее объем определяется учебным планом и данной рабочей программой.
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
- готовность студентов к самостоятельному труду;
- мотивация получения знаний;
- наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
- система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
- консультационная помощь преподавателя.
На самостоятельную работу студентам отводится 50% времени от общей трудоемкости дисциплины. В самостоятельную работу студента по освоению дисциплины входит: Чтение и анализ дополнительной литературы; написание домашнего задания; подготовка к итоговому зачету.