Последствия гендерного равенства

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИОЛОГИИ

Письменный экзамен по дисциплине

«Гендерная социология»

Выполнила:

студентка 3 курса

группы СОЦ-­ЗБ- 3 Ефимова О.А.

Москва 2016г.

АНАЛИЗ СТАТЬИ

Для анализа я взяла статью “Гендерные различия в здоровье” авторства

Дж. В. Браун, Л. В. Пановой и Н. Л. Русиновой.[1]

Основа статьи

В данной статье идет речь о гендерных различиях в состоянии здоровья у мужчин и женщин различных возрастов, а так же исследуются социально­психологические, поведенческие и социально­структурные факторы возникновения этого феномена.

Исследователи берут за основу данные демографов , утверждающие, что средние показатели здоровья женщин гораздо ниже, чем у мужчин, хотя средняя продолжительность жизни у мужчин ­ намного короче, чем у женщин.[2] Другими словами ­ исследуется гендерный парадокс при котором "женщины болеют чаще, а мужчины умирают раньше".

Содержание статьи

В начале статьи авторы посвящают нас в проблему, приводя убедительные данные медицинской статистики подтверждающие тот факт, что мужчины подвергнуты в большей мере угрожающим жизни заболеваниям, среди которых заметное место занимают болезни, не сопровождающиеся четкой симптоматикой, в то время как для женщин характерна большая распространенность острых и хронических, хотя и менее тяжелых, состояний. Авторы также приводят теорию описанную в Nathanson C.A. Illness and the Feminine Role: A Theoretical Review // Social Science and Medicine, в которой высказывается предположение о том, что женщины более восприимчивы к распознаванию и переживанию телесного дискомфорта, с большей готовностью говорят о симптомах психологического неблагополучия и более склонны к принятию на себя роли больного, поскольку для них и социально, и культурно более приемлемо быть нездоровым и искать поддержки .[3] Все это очень наглядно описывает актуальность проблемы и необходимость проведения данного исследования.

Авторы в своем исследовании опираются на работы канадских ученых М. Дентон, С. Прус, В. Волтерс. Их исследование проводится в рамках методологии разработанной именно этими авторами. Эмпирическую базу исследования составляет репрезентативный массовый опрос взрослого населения Санкт­Петербурга (1998, N = 1200). Здоровье оценивалось в рамках методики SF­36 Health survey по трем ключевым индикаторам: общая самооценка здоровья, физическое функционирование, психическое благополучие. Каждый индикатор измерялся по стобалльной шкале. Социально­структурные факторы представлены следующим набором переменных: возраст (число полных лет); образование (число лет обучения); семейный статус (одинокие ­ 0; семейные ­ 1); родительский статус (наличие детей до 16­ти лет ­ 1; остальные ­ 0); состояние социальной поддержки (помощь при болезни: шкала от 0 ­ "нет помощи" до 4­х ­ "получает помощь из разных источников"); и, наконец, уровень материального благосостояния. Для характеристики материального благосостояния был построен факторный индекс, включивший в себя информацию о среднедушевых доходах, выраженности лишений по питанию и основным оставляющим благосостояния. Блок поведенческих факторов включал: курение (шкала от 1 ­ "никогда не курил" до 4­х ­ "курит более двух пачек в день"); потребление алкоголя ("пьют от 250 гр. в водочном эквиваленте в неделю" ­ 1; остальные ­ 0); превентивная активность (шкала от 0 ­ "ничего не предпринимает" до 2­х ­ "занимается физическими упражнениями и закаливанием"); сбалансированность питания ­ отношение веса тела (в кг) к росту (в м); шкала от 1 ­ "недостаточный вес" до 5 ­ "избыточный вес"). Социально­психологические детерминанты здоровья рассматриваются по трем подгруппам: стрессовые события жизни (детские травмы, экстремальные жизненные ситуации, стрессовые ситуации в течение последнего года; шкалы: 1 ­ "испытывает стрессовую нагрузку; 0 ­ прочие); хронические стрессоры, связанные с различными домейнами жизненных обстоятельств (отношения в семье, круг общения, проведение свободного времени, состояние здоровья членов семьи; шкалы: ­ "испытывает стрессовую нагрузку"; 0 ­ прочие) и личностные психологические ресурсы (выраженность индивидуальной ответственности за здоровье; шкала от 5 ­ "здоровье зависит, главным образом, от внешних обстоятельств" до +5 ­ "здоровье зависит, главным образом, от самого человека"; мера оптимистичности в оценке жизненных перспектив; шкала: 1 ­ позиция безусловно или скорее оптимистична; прочие ­ 0) .[4]

Результаты исследования показывают, что российские женщины так же, как и представительницы других стран, демонстрируют в среднем пониженные показатели здоровья по сравнению с мужчинами. Эта тенденция весьма устойчива и проявляется как в самооценке здоровья, так и индикаторах физического функционирования и психического благополучия ­ различается лишь размах вариаций.

Мощнейшее влияние на здоровье оказывают социально­психологические факторы, а именно переживаемые людьми стрессы и выраженность психологических ресурсов личности, позволяющих с ними справляться. Наиболее заметна роль этих факторов в формировании психического благополучия человека. Однако значение стрессов для здоровья, а также личностных ресурсов совладения с ними проявляются и в предиктивных возможностях этих факторов в отношении двух других изучаемых аспектов здоровья ­ общей самооценке и физического функционирования.

Вывод

Статья проделывает хорошую работу, иллюстрируя актуальность проблемы различия в состоянии здоровья мужчин и женщин. Предоставленные данные отлично показывают, что различия в социально­психологических факторах оценки состояния здоровья, значительно варьируются в зависимости от гендера. Например, обращает на себя внимание отчетливое своеобразие в том, как оценивают свое физическое состояние мужчины и женщины в разных возрастных группах. Несмотря на то, что общее состояние здоровья с возрастом ухудшается независимо от пола. Предоставлены эмпирические доказательства тому, что физическое здоровье мужчин особенно уязвимо именно на поздней стадии жизненного цикла, что в какой­-то мере может внести вклад в объяснение повышенной смертности мужчин трудоспособных возрастов .[5] Так же, обращает на себя внимание то, что пониженный статус здоровья женщин объясняется авторами в первую очередь неравным, по сравнению с мужчинами, положением в обществе, ограниченностью доступа к материальным и социальным ресурсам, формирующим здоровье, а также большими психоэмоциональными влияниями, связанными с выполнением социальных ролей. Особенно убедительно выглядят гендерные различия в механизмах формирования здоровья при анализе авторами уровней осознаваемого благополучия. Так, психическое здоровье мужчин в значительной мере определяется тем, какое положение они занимают в обществе. Крайне любопытен при этом тот факт, что связь психического здоровья мужчин с ключевыми маркерами социальной позиции ­ образованием и уровнем материальной обеспеченности, носит прямо противоположный характер. В то время, как высокий уровень материальной обеспеченности благотворно отражается на психическом самочувствии мужчин, с ростом образования проявляется отчетливая тенденция к ухудшению показателей психического здоровья. Осознаваемое же благополучие женщин в большей мере детерминировано поведенческими факторами: нервно­психическими воздействиями, испытываемыми в семейной сфере; выраженностью личностного психологического ресурса, позволяющего справляться со стрессами.

Статья написана понятно и доступно, повествование разделено на пункты и предоставляет тщательно структурированную информацию по материалам исследования. Все материалы предоставленные в статье наглядно демонстрируют эмпирические данные, полученные в ходе исследования. Авторы глубоко раскрыли тему статьи, и за время прочтения у меня не возникало никаких вопросов. Эмпирические данные предоставленные в статье убедительно доказывают очевидные различия в состоянии здоровья мужчин и женщин, а так же иллюстрирует социально­психологические и социально­структурные факторы возникновения этих различий.

ОТВЕТ НА ВОПРОС

12. Гендерное равенство: толкования, измерение, последствия

Толкования

Равенство полов​, также, равноправие полов, равенство мужчин и женщин, равноправие мужчин и женщин, гендерное равенство, гендерное равноправие, сексуальное равенство, сексуальное равноправие, эгалитарная семья, гендерная эгалитарность — концепция, подразумевающая собой достижение равенства в правах между мужчинами и женщинами в семейных и других отношениях. По мнению некоторых исследователей, равенство полов является следующей ступенью социо­половых отношений после патриархальной системы . Равенство полов, как принцип, состоит в том, чтобы изучить и устранить все социальные барьеры, мешающие человеку проявиться как личности, а также создать равные социальные возможности для реализации личности мужчин и женщин во всех сферах жизнедеятельности в зависимости от предпочтений автономной личности. Гендерное равенство​­-равный правовой статус женщин и мужчин и равные возможности для его реализации, позволяющие лицам независимо от пола свободно использовать свои способности для участия в политической, экономической, социальной, общественной и культурной сферах жизни. Гендерное равенство ​— цель решения несправедливости множества проблем неравенства мужчин и женщин. Мировые организации соотносят гендерное равенство с правами человека, особенно правами женщин, а также экономическим развитием. ЮНИСЕФ определяет гендерное равенство как «выравнивание игрового поля для девочек и женщин путём обеспечения того, чтобы все дети имели равные возможности для развития своих талантов». Фонд народонаселения Организации Объединенных Наций объявил равенство полов «первейшим правом человека». «Равенство полов» — одна из целей Проекта тысячелетия Организации Объединенных Наций, задача которого положить конец бедности в мире к 2015 году; проект утверждает, что «каждая цель непосредственно связана с правами женщин, и общества, где женщины не обладают равными с мужчинами правами, никогда не смогут достичь устойчивого развития».

Таким образом, продвижение равенства мужчин и женщин воспринимается как призыв к большему экономическому процветанию. Например, страны арабского мира, которые отрицают равенство возможностей для женщин, были предупреждены в отчёте ООН 2008 года о том, что это бесправие является одним из важнейших факторов, не позволяющих этим странам вернуть положение глобальных лидеров в сфере торговли, образования и культуры.

Измерение

Измерение гендерного неравенства, или гендерный подход ­ ​это объективный родовой признак политической культуры, свойственной активной представительной демократии, суть которого ­ учет интересов обоих социально­половых групп общества. Суть нового подхода состоит в том, что нужны специальные меры, чтобы достичь гендерного равенства. "Настоящая стратегия основывается на том, чтобы интересы и опыт женщин, равно как и мужчин, стали неотъемлемым критерием при разработке общей концепции, при осуществлении, мониторинге и оценке общих направлений деятельности и программ во всех политических, экономических и общественных сферах с тем, чтобы и женщины и мужчины могли получать равную выгоду, а неравенство не укоренялось бы навсегда" ­ сказано в Докладе Экономического и Социального Совета (1997 года). Его реализация обеспечивает равенство между мужчинами и женщинами ­ гражданами общества. Осознание того, что явления, происходящие в обществе, по­разному влияют на мужское и женское население, вызывая неодинаковые их реакции ­ и есть гендерный подход. От военной политики до развития космической и косметической промышленности ­ все касается и мужчин и женщин: речь идет о разном возможном воздействии на две социально­половые группы общества тех или иных решений в стране. Пекинская платформа действий четко зафиксировала понятие интеграция гендерного измерения как цель практической политики, как необходимость разработки специальных стратегий. Четвертая Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 1995 г.) конституировала и кодифицировала ИГИ как гендерный подход, политику и процесс, которые должны проникнуть во все сферы общества, а не свестись к так называемому "женскому сектору". Гендерное равенство ­ основная цель интеграции гендерного измерения. Таким образом, в мире предприняты серьезные попытки теоретического обобщения мирового опыта по применению интеграции гендерного измерения.

Последствия гендерного равенства

С одной стороны, достижение гендерного равенства и создание условий для развития женщин может стать важным фактором человеческого развития. Гендерное неравенство замедляет социально­политическое развитие стран и институтов гражданского общества. Неэффективное использование потенциала женской половины населения стран, не имеющей равных с мужчинами возможностей в реализации своих жизненных планов и задач, ведет к сохранению напряжения на уровне межличностного общения, институциональных отношений и в целом между гражданами и государством. Неравенство женщин и мужчин также невыгодно государству и обществу в экономическом плане, поскольку оно тормозит развитие человеческого капитала, делает малоэффективными проекты развития экономики, искоренения бедности, сокращения безработицы. Одной из главных задач гендерной политики является опровержение идеи о том, что биологические различия являются доминирующими в поведении мужчин и женщин.

С другой стороны, поскольку "мужчина и женщина устроены отлично друг от друга, причём не только физиологически, но и ментально". Возможно мужчина не может быть счастлив, если общество принудит его делать то, что любят женщины: ходить по магазинам, покупать нарядную одежду, украшать лицо косметикой, заботиться о детях, наводить уют в доме. Женщина, в свою очередь скорее всего не будет счастлива, если общество принудит её выполнять сугубо мужскую работу: валить лес, ремонтировать машины, управлять бульдозером или работать ассенизатором.

Мое мнение

Я считаю, что человеку инициативному и уверенному в себе не придется сидеть сложа руки и твердить, что его ущемили в правах. Хотя такой человек и будет осознавать, что политическое, профессиональное и экономическое разделение всегда было, есть и будет, поскольку такова суть человеческой цивилизации, он вряд ли будет зацикливаться на этом неравенстве, а будет добиваться поставленных перед собой целей.

Список Литературы:

● Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. — М., 1996.

● Волков А. Г. Семья — объект демографии. — М., 1986.

● Зидер Р. И. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII—XX вв.). — М., 1997.

● Ковалев С. В. Психология современной семьи: Информационно­методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Книга для учителя. — М., 1988.

● Tюгашев Е. А., Попкова Т. В. Семьеведение. — М., 2002.

[1] Журнал “Социологические исследования”, № 6, Июнь 2007, C. 114­122

[2] Hart N. Sex, gender and survival: inequalities of life chances between European men and women / Health Inequalities in European Countries / Ed. by Fox A.J. Gower: Aldershot, 1989

[3] Parsons T. The Social System. Glencoe IL: Free Press, 1951; Nathanson C.A. Illness and the Feminine Role: A Theoretical Review // Social Science and Medicine. 1975

[4] стр. 116, журнал “Социологические исследования”, № 6, Июнь 2007

[5] рис. 1, стр. 118, журнал “Социологические исследования”, № 6, Июнь 2007

Наши рекомендации