Человек [есть] разум, соединенный с полезной [ему] и приличествующей плотью»15.
(Святитель Василий Великий)
Человеком... называется он по естеству: ни душа без тела, ни, напротив, тело без души, но то, что из соединения тела и души, сложенное в один образ»16.
(Священномученик Мефодий Патарский)
3.3.1.2. Трехчастные схемы
Трехчастная схема восходит прежде всего к апостолу Павлу:
1 Сол. 5.23: ...дух, душа и тело.
Трехчастное учение наиболее общее в православной антропологии. Им пользуются наибольшее число отцов и учителей Церкви.
Понятно, что телесный уровень тот же самый — тело, материя; душевный уровень — это уровень тварных духовных сущностей, к которым может быть отнесены ангельская природа и природа человеческой души. Духовная сущность — это некий духовный мир, в котором обитают души и ангелы. Но они там не одни, там есть энергия божественная, нетварная энергия, есть нетварные духи, а есть и тварные сущности — ангелы и бесы. Человек проявляет себя во всех этих уровнях, он со всеми этими уровнями связан онтологически и не может быть лишен ни одного из них, не может жить только в одном из этих уровней. Значит, в этих трех уровнях можно рассматривать человека.
Совершенный человек состоит из тела, души и духа»17 .
(СвященномученикИриней Лионский)
Человек состоит из тела, души и духа»18 .
(Ориген)
«Из трех [частей] человек... духа, души и тела»19.
(Святитель Григорий Нисский)
«…ибо человек из сих трех имеет устроение; и свидетель [тому] Павел, призывающий на ефесян... благодать тела, души и духа»20.
(Прокопий Газский)
3.3.1.3. Схема Максима Исповедника
Есть несколько других схем состава человека, еще более детальных. Например, схема, которую выделяет у Максима Исповедника С.Л. Епифанович21 . Она состоит из четырех уровней, и каждому уровню соответствует определенная человеческая сущность, а именно: тело, чувства, душа и ум. Каждой из этих составляющих человека отвечает соответствующая реальность. Уму соответствует реальность несозданная, т.е. нетварная. Ум — это око души, которое может общаться с нетварными энергиями, с несозданным, т.е. то, что принадлежит одному Богу. Душа — это мысленное, то, что можно было бы назвать в нашем современном представлении интеллектом. И, наконец, чувственное бытие.
Для Максима Исповедника чувственное бытие — это не только человеческая чувственность, но и, как он говорит, логосы вещей, логосы тварного мира или чувственный мир. Чувственный мир для него — более широкое понятие, чем чувства человека. На этом построена и его гносеология. Человек черпает эти логосы из чувственного мира через свои чувства и тем самым постигает этот мир, но чувственный мир для Максима Исповедника есть нечто более широкое.
3.3.1.4. Схема Михаила Пселла
В православии существует схема более интересная и подробная. Она принадлежит византийскому монаху Михаилу Пселлу. Вот эти уровни:
«Ум сродствен Богу(так же, как и у Максима Исповедника. — А.Л.), уму сродна логическая душа, логической душе сродна неразумная душа, неразумной душе — природа, природе — тело, а телу — материя»22.
Сродство, по Михаилу Пселлу, — это некая связь между двумя сущностями, но связь не только установленная актуально. Это некая потенциальная связь, которая заложена в творении. Очевидно сходство с моделью иерархии бытия преподобного Максима. Для нас эта схема будет очень важна, по ней действительно можно просматривать уровни сугубо человеческого бытия, она помогает многое увидеть.
3.3.1.5. Схема Б.П. Вышеславцева
Наконец, есть схема семиступенчатая, которую выделяет Б.П. Вышеславцев. В ней нельзя увидеть библейскую или святоотеческую традицию, но в той или иной степени это попытка православного мыслителя представить иерархию бытия с научных и библейских позиций, которая, на наш взгляд, очень интересна и полезна. Б.П. Вышеславцев начинает свои ступени снизу вверх23 . В «Этике преображенного эроса» он пишет:
В существе человека мы находим семь онтологических ступеней (ступеней бытия).