Рожденное от Девы тело составилось из человеческого вещества, подверглось человеческим ранам и смерти» 40.
(Ориген)
«если же говорят, что Христос умер и был погребен, то это о Теле Его, а не о душе» 41.
(Дидим Александрийский)
4.3.2. Реальность плоти Христовой
«Халкидонский орос» утвердил в учении о Христе важный вопрос о душе Богочеловека и о соединении ее с Его Телом. Живой человек — это всегда единство души и тела, духа и материи. Очень трудно помыслить такое декларируемое единство после того, как мы его опровергли (только в методологическом смысле) способом анализа — учением о двойственном (или тройственном) составе человека, о душе и теле. Тем не менее мы все время ищем ключи к тайне соединения души и тела. Во Христе эта тайна превращается в догмат. Догмат о двух природах раскрывает христологическую антропологию, через которую мы и постигаем собственную. Четвертый Вселенский Собор постановил чтить:
«…одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве, истинного человека, того же из души разумной и тела... во всем подобно нам, кроме греха…» 42.
Это было и есть максимально краткое выражение святоотеческого богословия. Противное мнение святые отцы считали ересью:
«Если кто говорит, что Тело Христово было бездушно или неразумно, и не исповедует, что Он по всему совершенен, один и тот же, как пишется, да будет анафематствован»43 .
— так писал святитель Григорий Неокесарийский. Строгость, с которой отец Церкви (святитель Григорий был епископом Неокесарии в Понте) защищал догмат о человечности (равно как и о божественности) Иисуса Христа, и нас должна убеждать в том, что полнота человеческой природы во Христе, т.е. одушевленные тело и плоть Сына Божия, Богочеловека, является единственным ключом к истинному пониманию Евангелия. Каждое действие Иисуса Христа носит отпечаток человечности и божественности, двух Его природ и двух Его воль.
4.3.3. Воскресение Христово
Воскресение Христово есть важнейший догмат христианства. Его суть — победа над смертью, над плотью, над грехом, над Диаволом. Но как воскрес Бессмертный и Вечный? Как умер Тот, кто умереть не мог? О смерти мы уже говорили: умерло тело (см. выше свидетельство Феодорита Киррского). Смерть, однако, не победила, но была побеждена.
«Это чувственное Тело Иисусово было распято, предано погребению и затем восстало»44.
(Ориген)
«Прежде страдания тленным было Христово... Тело, по воскресении же — нетленным»45.
(Преподобный Анастасий Синаит)
В воскресшем Теле Христовом Его телесность и Его плоть приобрели новые, божественные свойства — нетленности, бессмертия, бесстрастия.
«Плоть же Господа, по причине чистейшего соединения со Словом, то есть ипостасного, обогатилась божественными действованиями... не своею собственною силою, но по причине соединенного с нею Слова... плоть [Его] была смертна по природе и животворна по причине ипостасного соединения со Словом...» 46.
(Преподобный Иоанн Дамаскин)
«Он(Христос. — А.Л.)воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить» 47.
(Святитель Григорий Богослов)
Плоть в Воскресении Христовом становится бессмертной. И тело, оставаясь телом, воскресло и стало иным.
«То же Тело Господь воздвиг из мертвых и возвысил в Себе» 48.
(Святитель Афанасий Александрийский)
Не преложилось Тело в дух ... тело и по воскресении осталось телом» 49.
(Феодорит Киррский)
Тело это имеет прежний вид и образ и очертания и, вообще говоря, сущность тела»50.
(Он же)
У воскресшего Тела Христова и Его плоти не осталось ни телесных страстей, ни нужды в чем-либо, ни естественных потребностей.
Христос явился как— А.Л.)имеющий тело, не подверженное страданию, но отныне бессмертное, нетленное и не нуждающееся в пище; и потому не ради [телесной] потребности ел и пил Он по воскресении: Тело [Его] не испытывало более в том нужды»51.
(Святитель Иоанн Златоуст)
Так же учит и святитель Кирилл Александрийский:
После... воскресения это было то самое тело, которое претерпело страдание, но не имело более в себе человеческих немощей. Утверждаем, что оно не подвержено было ни голоду, ни утомлению ни чему-либо подобному ... но уже нетленно» 52.
У нас есть весьма важный повод привести анафематизмы Константинопольского Собора 543 года. И в древности, и в новейшие времена многие умы, и даже великие, соблазнялись искать сущность духовных тел в некоей эфирной «материи»53 . Такая «материя», отличная от всякой прочей и являющаяся чем-то средним между чистым духом и грубой плотью, составляет (по их мнению) сущность человеческих душ, ангелов, демонов и других духовных тел. В древности среди еретиков бытовало мнение, что и тело Иисусово после Воскресения Его стало эфирным. Против этого выступили отцы вышеупомянутого собора:
Если кто говорит, что Тело Господне по Воскресении было эфирным и сферовидным и что такими же будут по воскресении и тела всех [людей] и что по совлечении Господом Своего Тела подобным же образом естество и прочих тел обратится в не-сущее, да будет анафема» 54.
4.3.4. Евхаристическая Плоть
Мы исповедуем, что Господь наш Иисус Христос с Пречистою Своею Плотию, «возшедшаго на Небеса и седяща одесную Отца», о чем читаем и поем в наших молитвах ежедневно в Символе Веры. Однако понять, как человеческое Тело пребывает в Боге, где оно пребывает, мы не можем. Но православие утверждает это.