Яуверен(а), что ты придешь к верному решению”.
После передачи контроля поведение ребенка может ухудшиться. Не бойтесь этих вспышек - они прекратятся, это обязательно произойдет. Главное, после первых же сомнений - НЕ СДАВАЙТЕСЬ! Думайте о том, что то, что Вы делаете, на самом деле помогает; положительные результаты будут накапливаться, и количество их перейдет в иное качество. Вспоминая предыдущие занятия и используя новые знания, продолжайте передачу контроля за поведением Вашему ребенку.
Родители - тоже люди!
Обучение навыкам правильного поведения
и отношения к себе.__________________________
Итак, мы уже подошлик тому, чтобы поработать над формированием установки под кодовым названием “Забота о себе”.
Сказать,что у каждого из нас есть, своего рода, внутренний голос, предчувствие, которое пытается определить наше поведение:
((Я чувствую...”________________________________
“Я хочу...”_____________________________________
((Я желаю...”___________________________________
“Я могу...”_____________________________________
((Я собираюсь...” и т.п.__________________________
Но многие привыкают игнорировать или не замечать этот внутренний голос и даже бояться его. Большинство рассуждений о том, как следует поступать “хорошему родителю”, исходят из общественного мнения, а не от внутренней потребности, и родители как бы оглядываются на сурового наблюдателя в лице соседей, друзей, родственников, игнорируя свои чувства (например, молодая мать, покупая продукты, ориентируется на то, чтобы это
Ґ$
нравилось членам ее семьи, совершенно не учитывая свои вкусы и потребности). И зачастую это доходит до того, что их настроение начинает определяться уже не тем, что хотят и чувствуют они, а тем, что чувствует и говорит их ребенок:
• Родители чувствуют себя прекрасно, если ребенок
веселый или хорошо учится в школе.
• Родители чувствуют себя несчастными, если
ребенок плохо себя ведет или не успевает в школе.
Все это происходит так, как если бы взрослые, ответственные люди, передали ребенку принадлежащую им изначально власть над собственной жизнью. Теперь ребенок определяет настроение родителей, а они чувствуют себя обиженными и беспомощными. (Предложите вспомнить случаи из реальной жизни, когда родители вели себя так не потому, что у них была потребность, а потому, что этого требовал их ребенок).
Итак, родители испытывают неприятные чувства из-за того, что сдерживают свой внутренний голос, подавляя и игнорируя его. Поэтому необходимо научиться обращать внимание на свои нужды и потребности.
Затем предложить взять ручку, бумагу и ответить на вопросы:
1. Представьте всех людей, о которых Вы должны заботиться, т.е. тех, за которых вы несете ответственность. Это могут быть кто угодно, включая, может быть, нищих старушек.
Запишите списком.
Обратить внимание, включили ли они в этот список себя, и если да, то каким по счету. Сказать, что забыв о себе, они взваливают на себя непосильную ношу заботы о других, не включив в список себя. Если включили, то спросите, уделя-
ли ли они себе столько же заботы и внимания, сколько отдавали другим людям. Предложить принять решение заботиться о себе, о своем внутреннем Я.
2. Теперь написать ответ на следующий вопрос: “В чем состоят мои обязанности по отношению к ребенку?”. После этого написать ответ на такой вопрос: “В чем состоят обязанности моего ребенка по отношению ко мне?”.
Сравнить ответы.Имеют ли они двухсторонние обязанности?
Ответив на вопросы, закройте глаза и скажите мысленно про себя:
“Я не должен(на) посвящать всего (всю) себя еще
кому-либо”.__________________________
“Я в долгу только перед самим(ой) собой”.____
Подходит ли Вам это? Что Вы при этом чувствуете?
Повторите фразы:
“Я имею право побыть в одиночестве”.______
“Я имею право быть счастливым(ой)”.___________
“Я имею право свободно распоряжаться своим
временем”._______________________ _____
Какие чувства это у Вас вызывает? Вы должны предоставить эти права своему внутреннему Я.Представьте и прочувствуйте это.
Некоторые родители могут сказать: “Разве это не эгоистично - заботиться о себе? Разве это не аморально? Окружающие осудят меня”. Разъясните, что при этом совсем не обязательно становиться эгоистами, а лишь предоставить себе равные права с другими людьми (и детьми в том числе).
Приведите метафору “жажда”.“Если Вас будет окружать
50
тысяча умирающих от жажды людей, а у Вас лишь пустое ведро, то Вы ничего не сможете сделать, пока не наполните его водой. Научиться заботиться о себе и означает наполнять водой свое ведро. Вы сможете дать другим что-либо только в том случае, если сначала у Вас будет что дать. Поверьте, что забота о себе станет благом и для Вашего ребенка”.
Предложить сформулировать несколько Я-мыслейо себе на
языке положительных Я-высказываний. Напри
мер:
“Я хочу бутерброд”._____________________________
“Я чувствую усталость”.
“Я хочу посмотреть этот фильм” и т.п._____
Отметьте, что на первых порах это часто вызывает внутреннее сопротивление, но, преодолев его, родители приблизят себя к своему внутреннему миру.
Итак, завершите эти предложения, используя самые
разные варианты:
“Я чувствую себя”.______________________________
“Я хочу "_______________________________________
“Я собираюсь”._________________________________
Доверительная беседао сложности изменения прежних установок. Легче советоваться со своим внутренним Я, когда все в Вашей жизни хорошо. Однако важно научиться делать это, когда дела идут плохо.И Вы сделаете лучше, если, получив сигнал, сконцентрируете свое внимание на том, чтобы позаботиться о вашем собственном Я,вместо того, чтобы переключать это внимание на события вовне. Спросите свое внутреннее Я:“Что я могу сделать для тебя?”. После этого прислушайтесь. Возможно, Вы получите прямой ответ
через Ваше сознание. Если нет - примените почти
безотказный прием, задав себе вопрос: “А дейст
вительно ли я хочу сейчас так поступить? Это же
лание моего “Я” или моих старых установок?”.
Провести релаксацию поДжейкобсону. На ее
фоне внушение:____________________________
Представьте, что в самом центре Вашего существа есть маленькая частица, которая очень, очень спокойна и счастлива. Не затронутая всеми страхами и заботами о будущем, пребывает она там в полнейшем мире, в силе, счастье и спокойствии. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Ее можно представить в виде образа язычка пламени, драгоценного камня или потаенного озера, спокойного, с гладкой, без малейшей зыби поверхностью. Преисполненная глубокой умиротворенностью и радостью, спокойствием и силой, она находится в полной безопасности. Представьте теперь, что это озеро, находящееся глубоко, в самом центре, в самом ядре Вас, - Вы сами.
Представьте, что это потаенное озеро всегда пребывает в Вас, оставаясь таким же спокойным и тихим, через какие бы трудности, проблемы и беспокойства Вам не пришлось бы пройти, и, если Вы захотите, Вы можете в любой момент вспоминать, что эта частичка, Ваше внутреннее Я - там. И много раз за день Вы можете вспомнить об этом маленьком ядрышке внутренней умиротворенности, мысленно приобщиться к нему. Зная, что оно здесь, совсем рядом, что оно всегда может придти Вам на помощь, и если Вы доверитесь ему, то будете ощущать больше твердости и силы в решении Ваших проблем.
1. Каждый день до следующего занятия произносить вслух, заканчивая фразу, по крайней мере, по три таких предложения: “Я чувствую себя...”
4. Попытайтесь проконтролировать употребление местоимений ты, вы, мы. (см. 1-е задание). Это поможет выделить себя из контекста Ваших взаимоотношений с ребенком.
“Я собираюсь.. ”
“Я люблю...” и т.д.
При этом часто возникает опасность перехода в Ты-высказывания, например: “Я чувствую (“чтение мыслей”), что ты сделал это намеренно”, тогда как нужно: “Я чувствую расстройство и огорчение, когда ты приходишь домой поздно”. Для облегчения подключения к своему внутреннему Я необходимо научиться изменять некоторые речевые формы.
2. Начните каждый день вырабатывать привычку за-
мещать слова “должен, следует” словом “хочу”.
Вместо:
“Я должен(а) быть на работе вовремя”.
Попробуйте:
“Я хочу быть на работе вовремя”.
3. Попробуйте преобразовать вопросы в утверждения:
Вместо:
“Где ты была?”
Попробуйте:
“Я беспокоился (лась) о тебе, так как ждал(а)
тебя дома к пяти”.
Это как бы призывает его принимать ответственность за свое поведение, отталкиваясь от Ваших переживаний.
раньше Вы могли игнорировать внутреннее Я, пренебрегать им, не заботиться о нем. Проявите, наконец, преданность и верность себе. Ведь самое главное, что Вы можете сделать для себя и своего ребен-ка, - это взять собственную жизнь в свои руки и сделать ее такой, какой Вы хотите.
Права родителей и обучение равноправным
взаимоотношениям.________________________
НА ЭТОМ ЗАНЯТИИ обсудить, каких успехов добились родители. Продолжают ли они контроль за жизнью ребенка? Сказать,что сегодня начнем работу с обсуждения поступков ребенка, которые влияют на жизнь родителей, например:
* не делает работу по дому;______________________
* пользуется без спроса Вашими вещами;___________
■_____________________________________________ требует денег, крадет Ваши деньги;
* бездельничает: не хочет ходить в школу;