Основные концепции исторического развития.
Всемирно-историческая концепция исходит из следующих основных положений:
- история всего человечества – это единый процесс поступательного развития от низшего к высшему. Все народы, одни раньше, другие позже, неизбежно проходят через одни и те же, ступени развития;
- история подчиняется определенным законам, и законы эти, как и законы природы в принципе познаваемы.
Подобным образом история рассматривалась в Vвеке до н.э. Большой вклад внесли ученыеXVIIIвека. Широкое распространение на Западе, а в последнее время и у нас, получили воззрения на историю немецкого социолога Макса Вебера. Вебер выделяет лишь два типа общества: традиционное, основанное на традициях и обычаях, и рациональное, построенное согласно требованиям разума. Широкое распространение получили также взгляды французских историков, составлявших школу «Анналов» М.Блок, Л.Февр, Ф.Бродель. Они исходили их того, что культура также является самостоятельным фактором, развивается по собственным законам, а не детерминируется экономикой и во многом определяет развитие общества. Они ввели в понятие «менталитет» (образ мыслей, мироощущение). Он определяется совокупностью культурных, религиозных, нравственных ценностей, обычаев данного общества. В последнее время у нас в стране широкое распространение получила модернизационная концепция. Согласно этой теории, развитие общества определяется уровнем развития науки и техники. Модернизация - это всеобщее мировое явление при переходе стран от традиционного общества к индустриальному.
Вторая концепция, «культурно-историческая» или «цивилизационная», исходит из следующих положений:
- История человечества представляет собой не однонаправленный линейный процесс, а историю отдельных цивилизаций. История не есть развитие единого человечества, а развитие сосуществующих или сменяющих друг друга культур.
- Каждая цивилизация имеет завершающийся цикл развития: она рождается, достигает расцвета и гибнет.
Впервые идея о локальных цивилизациях, переживающих сходные фазы в своем развитии, была выдвинута русским философом Н.Я. Данилевским. Н.Я. Данилевский выделил тринадцать культурно-исторических типов». Длительность «жизненного цикла» каждой культуры составляет 1500 лет. За это время каждый «культурно-исторический тип» проходит стадии: этнографическую, создания государства, творческую – и приходит к естественному концу. Наивысшего развития культурно-историческая концепция достигла в трудах О.Шпенглера. В нём исследуются пять живых цивилизаций (западная, православно-христианская, исламская, индуистская, дальневосточная) и тридцать две мёртвые. Каждая цивилизация имеет свой жизненный цикл, проходит в своем развитии фазы - возникновения, роста, надлома и распада. Применительно к современному миру, всё человечество переходит от традиционного общества к индустриальному, но каждая цивилизация осуществляет переход по-разному, в зависимости от особенностМатериалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии. которая возникла в VI в. до н.э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Первые представления о душе возникают в период ранней классики (VI-V вв. до н.э.).
7.Учение о душе и психических процессах в античном атомизме. В античности складывается особы тип мышления о душе (о психике) – античный детерминизм. Общая позиция заключается в том, что душа и психика объяснялись в контексте событий большого Космоса, природы в целом. Существовала вера в то, что всё можно исследовать и объяснить. Демокрит отмечал, что предпочёл бы одну научную истину персидскому престолу. Период средней классики (V-IV вв. до н.э.)
Левкипп и Демокрит (460-370 гг. до н.э.) – основатели античного атомистического материализма. Демокрит был из города Абдеры (север Греции). Труды Демокрита до нас не дошли. Исследовал организмы животных, был естествоиспытателем и учёным широкого профиля.
Левкипп и Демокрит выдвинули естественное учение о душе. Демокрит различал ощущение (тёмное познание) и мышление (истинный род познания). Процесс познания объяснял теорией истечения образов от вещей. Физические и психические явления получали у Демокрита естественное объяснение при помощи принципа детерминизма. Демокрит считал, что всё состоит из неделимых бескачественных элементов, различающихся формой (круглые, с крючками, неправильной формы) и величиной. Кроме того, они занимают разное положение в вещах. Позднее эти элементы были названы атомами (но у самого Демокрита такого слова не было). Атомы находятся в пустоте в постоянном движении. Из движения атомов образуется всё.
По Демокриту душа состоит из особых круглых и мелких атомов, подобных огню. В разных частях в разной пропорции находятся атомы. Локализация функций. Чувственные желания – в печени, восприятие – в органах чувств, мышление – в мозгу.В Космосе божественные вещи управляют, человеческие вещи и управляют и управляются, неразумные животные только управляются. Подобно этому в человеческом теле различаются три разных начала.
Душа в теле образуется за счёт перераспределения атомов. С каждым дыханием душа обновляется, одни атомы выходят, другие входят. Душа является источником всех проявлений живого тела, т.е. его телесных физиологических функций, болезней, а также психических проявлений.
Когда человек умирает, атомы души выходят из тела в пространство.
Демокрит описал познавательные функции, выделил восприятие и мышление. Впервые выделил 5 разных ощущений в соответствии с органами чувств. Ощущение – начало познания, но является «тёмным родом познания». Не с помощью ощущения мы познаём сущность материи. У ощущения есть границы, а мышление безгранично. В ощущении много субъективного – того, что нельзя отождествлять с воздействием на органы чувств. Стоики – 8 частей души = эти 5 + управляющая, воспроизводящая, голос.
Два вида качеств. Одни существуют поистине, а другие в области мнений. Поистине существуют только атомы и пустота. То, что воспринимается с помощью органов чувств, существует в области мнений. Такое разделение в XVII веке было оформлено в учении Локка о первичных и вторичных качествах.
В учении об ощущении Демокрит попытался представить сам процесс ощущения. Демокриту принадлежит первое теоретическое представление об ощущении как душевном процессе. Ощущение представляет собой улавливание атомами души мельчайших плёночек, которые отрываются от вещей окружающей природы и попадают в органы чувств (теория истечений). Образы не вырабатываются в органах чувств, они уже существуют в пространстве.
Мышление – это следующий этап процесса познания, «светлый род познания». По процессу он похож на ощущение, но там работают другие атомы и другие образы.
Душа обладает чувством в смысле эмоционального процесса. В качестве чувства Демокрит выделял удовольствие и неудовольствие. Удовольствие – состояние, соответствующее природе организма. Страдание – состояние, не соответствующее природе организма. Функция чувств в том, чтобы определять, к чему следует стремиться, а чего избегать.
Демокрит считал, что целью жизни является невозмутимое состояние. Цель жизни – хорошее расположение духа и невозмутимость. Этой невозмутимости можно добиться следующим образом. Не печалиться том, что не имеешь, и радоваться тому, что имеешь. Не иметь притязаний в отношении предметов, имеющих приходящий статус.Могут быть умные юноши и глупые старики. Научает думать не время, а раннее воспитание и природа. Дети могут быть хорошим или плохими (не оправдать надежд родителей). Поскольку нет большего огорчения, чем плохие дети, то лучше их не заводить. Глупо думать, что повезёт и будут хорошие дети.
Жёсткий детерминизм. Душа действует материальным образом. Но это не позволяло решить проблему свободы воли.
11.Важнейшие тенденциив развитии представлений о душе в поздней античности. Представители поздней античности(1-5 вв. до н.э.): Фион Александрийский (идея логоса - божественного начала, кот. сущетвует м. богом и человеческой душой и определяет существования человека. Душа стремиться к логосу, но отягошена земн. чувствами + представление об зкстазе - единение с богом, отрешение от земных чувств). Платон. Августин (в своей Исповеди указывает на богатство внутреннего мира человека).В поздней античности а) собственно душевная жизнь является объектом познания с помощью самопознания (важн. источник знания о душе); б) отходит на задний план ум, а вместо на первое место выходит эмоционально-волевая сфера.В средние века развитие психологии и => представлений о душе носили этико-религиозный характер. Можно выделить три философских направления, в рамках которых и происходило развитие этого понятия:1) арабско-языческая культура и философия (Авицена - учение о душе, органах чувств, аффективной жизни); 2) схоластика - Фома Аквинский (13 в. н.э): душа - форма тела, которая сущ. с ним в неразрывной связи. Три типа души - человеческая, животная и вечная . 3) мистицизм - возможность внерационального познания. Эсхард - 2 типа жизни (быть - совершение благородынх дел, требующих всех душевных силvs. обладать).Научная революция, происходившая с начала 16 в. способствовала развитию научного подхода к познанию: оно стало направляться на изучение причин и законов явлений природы; с пом. научных методов; стала использоваться количественная обработка результатов. Активно развивалась медицина: Парацельс, Гарвей (большой круг кровообращения), Фаллопий, Евстахий и др.1590 г. 2 схоласта Гоклениус и Кассепан вводят понятие психология.
15.Детерминизм и свобода в этико-психологическом учении Б.Спинозы о человеке. Психология аффектов. Каждая вещь как единичное проявление, частичка субстанции (ее модус) также имеет два атрибута: протяжение и мышление. Под атрибутом протяжения мы видим вещь как тело, со стороны мышления она выступает как идея этой вещи, ее духовная сторона, душа вещи. Поэтому они строго соответствуют друг другу. «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей». Из сказанного, отмечает Спиноза, становится понятно не только то, что человеческая душа соединяется с телом, но также и то, что должно понимать под единством тела и души. Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом — протяжения. Поэтому порядок и связь состояний тела, происходящих под влиянием взаимодействия с другими вещами, сообразны с тем, в каком порядке и связи располагаются в душе представления и идеи вещей в виде представлений, ощущений, воли и других психических процессов.
Свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам, как обычно думают, а в познании необходимости и в подчинении этой необходимости. Свобода противопоставляется не необходимости, а принуждению. Свобода как идеал человеческой жизни есть плод познания. Спиноза заканчивает «Этику» словами: «Если же путь, который я показал ... и кажется трудным, однако все же его можно найти». В понимании Спинозой свободы проявляются рационализм и созерцательность.
Психология Спинозы — новый, важный шаг в становлении проблемы сознания как объекта психологического изучения. Вместе с психологией Декарта они составляют рациональную линию в трактовке сознания.
Спинозистская теория страстей проникла в «живую ткань современного научного знания». Она повлияла на разработку учения о человеке Э. Фромма, на формирование теоретической позиции С.Л. Рубинштейна.
Рационализм Декарта и Спинозы заложил фундамент учения о сознании.
Спиноза выделяет три основные аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Подчеркиваются их различия в зависимости от объектов, со стороны которых человек подвергается воздействиям. Из первичных аффектов образуется все многообразие страстей на основе трех принципов: путем изменения нашего представления о предмете, через сопереживание, по ассоциации.
Аффекты разных людей имеют индивидуальные черты и отличаются настолько, насколько сущность одного человека отличается от сущности другого. Большое место занимает проблема оценки аффекта. Спиноза не согласен со стоиками в том, что аффекты абсолютно зависят от человеческой воли и можно безгранично управлять ими. Опыт учит, что для ограничения и обуздания аффектов требуются немалый навык и старание. В связи с этим отмечается сила, власть аффектов над людьми. Аффекты определяют действия и поступки человека. По своей силе и ценности аффекты неодинаковы. Есть аффекты, приносящие пользу, — удовольствие, веселость и т. п. — они увеличивают способности тела. Есть аффекты, приносящие вред, — сострадание, ненависть и т. п.— они угнетают человека. Но независимо от этого различия все аффекты вводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей. «Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов я называю рабством. Ибо человек, подверженный аффектам, уже не владеет сам собой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хотя и видит перед собой лучшее, однако принужден следовать худшему». По мысли Спинозы, человеческое рабство не в могуществе страстей, а в том, что их могущество сильнее, чем сила познания. Так как аффекты препятствуют жизни согласно разуму, от них необходимо освобождаться, как необходимо освобождаться от всякого рабства.
Поскольку невозможно приспособить к себе внешние нам вещи — все они не зависят от нас, только познание определяет наше могущество. С его помощью раскрывается истинная природа вещей. Но одного познания недостаточно. Из укрощения аффектов, замечает Спиноза, не возникает блаженства. При познании высшего рода, т. е. второго и третьего рода, возникает новый особый аффект — высшее удовлетворение — блаженство, интеллектуальная любовь к миру. Возникновение этого аффекта и составляет условие обуздания страстей. Так утверждается мысль о необходимости единства аффекта и интеллекта, в противоположность .
19.Развитие психологии в германии18век(Х.Вольф,И.Кант)И.Ф. Гербард как оснлватель немецкой эмпирической психологии.Творчество И. Канта (1724-1804) является вершиной философско-психологической мысли XVIII в., знаменуя одновременно поворот к новой научной традиции. Кант выступает за преобразование философии, развивающейся в духе догматизма и скептицизма, в критическую философию, способную научить людей думать, рассуждать критически. Он - родоначальник немецкой классической философии.Философская система Канта имеет ряд особенностей.
Во-первых, она носит критический характер. Кант скептически относился к любым авторитетам, если их утверждения не доказательны. Вслед за Декартом важнейшим принципом познания он провозглашает критику. Ссылке на авторитеты он противопоставляет опору на собственные мысли.
Во-вторых, Кант - сторонник научного естествознания. Он поддерживает взгляды И. Ньютона, естественно-научные воззрения Ж. Бюффона и т.д. Кант утверждает, что основа мира - не духовный атом (монада), а физический элемент - материальный атом. На этой основе он создает глобальную концепцию возникновения, развития и гибели миров во Вселенной, отвергнув идею абсолютной неизменной природы. Он ставит вопрос о материалистическом объяснении природы из нее самой: "Дайте мне материю, и я построю из нее мир… покажу, как из нее должен возникнуть мир".
В-третьих, подчеркивая большую, сравнительно с неживыми телами, трудность в объяснении происхождения живых существ и невозможность сделать это на основе механистических законов, Кант утверждал в то же время, что и биологические явления имеют естественные причины. Происхождение жизни он рассматривал как естественный процесс, отвергая тем самым идею Божественного творения жизни. Его ссылки на Бога и творение им мира являются декларативным заявлением, призванным отвести от себя обвинения в безбожии.
В-четвертых, Кант - сторонник эмпирических идей Дж. Локка, Д. Юма. Он считал, что опыт - важнейший метод научного познания, хотя при этом фактически разрывал связь между опытом, чувственностью и научными идеями, полагая, что сам по себе чувственный опыт не несет знаний о предметах, они возникают благодаря доопытным, априорным формам, которые оформляют чувственный опыт. "Строгая всеобщность" - признак априорного знания.
В-пятых, исходным методологическим положением в учении Канта является утверждение о существовании вне нас реальных предметов - "вещей-в-себе". Но, как он считал, о них ничего нельзя сказать, так как они непознаваемы. Нам же даны только явления сознания, которые производятся "вещами-в-себе", но не выражают их сущность. То, что нам представлено в сознании - это мир "явлений", не похожий на мир вещей.
В-шестых, Кант критикует односторонний рационализм Декартова типа и дает свое видение этого подхода.
Кант выделяет 2 априорные формы чувственности ("чистой интуиции"): пространство и время. Различие их состоит в том, что пространство - форма "внешнего чувства" (средство представления событий и внешних предметов как существующих в пространстве), а время - способ функционирования "внутреннего чувства" (охватывающего все внутренние события). Человек характеризуется также способностью анализировать, мыслить. Кант утверждает базисную роль чувственности по отношению к мышлению, подчеркивает, что всякое мышление должно "прямо или косвенно… иметь отношение к созерцаниям". Это сближает его позиции с материалистическим сенсуализмом.
Кант отвергает богоустановленность нравственных правил, как и их социально-историческую природу. Считает, что "моральный закон" находится в сознании всех людей как неизменная данность, одна из его априорий. Он полемизирует с Шульцом, считавшим, что все склонности и побуждения субъекта детерминируются чувством его любви к себе. С точки зрения Канта, в данном утверждении недооценивается роль свободной воли, понимания человеком своего долга и обязанностей. Он доказывает, что стержень нравственности - "добрая воля", которая почти тождественна "моральному закону", и без нее невозможно совершение нравственных поступков. Подлинно моральный поступок - тот, который человек совершает во имя нравственного долга, а не руководствуясь соображениями о личном и общественном интересе, субъективными склонностями. В Германии идеи ассоциативной психологии своеобразно преломились в концепции Иоганна Фридриха Гербарта (1774-1841), который считается основоположником немецкой эмпирической психологии.
В 1814 г. выходит в свет его главный труд под названием "Психология, по-новому обоснованная на метафизике, опыте и математике". Под метафизикой ученый понимал философские, неэмпирические предпосылки новой психологической системы. Он утверждает (как и ассоцианисты), что в душе нет ничего изначального. В то же время он сохраняет понятие о душе, полагая, что иначе немыслимо объяснить единство психической жизни и первоначальный источник ее активности (и в этом исследователь расходится со сторониками ассоцианистского учения). Вместе с тем душа, согласно Гербарту, непознаваема. Поэтому она не может быть предметом науки. Этим предметом являются феномены, доступные опытному изучению - представления. Каждое представление не только имеет некоторое содержание (в этом случае оно совпало бы с "идеей" у Локка, или "ощущением" у Кондильяка), но и является "энергетической" (силовой) величиной.
Гербарт разрабатывает учение о "статике и динамике представлений". Представления должны быть или полностью, или частично противоположны друг другу. В результате они взаимно сдерживаются. Между ними складываются отношения конфликта, противоборства. Они теснят друг друга, стремятся удержаться в "жизненном пространстве" сознания и не быть вытолкнутыми за его пределы, в область бессознательного. Психодинамика представлений выражена в их противоположности (когда одно вытесняет другое), сходстве (ведущем к слиянию) и компликации (объединении, при котором сохраняется их раздельность).
Объем сознания, по Гербарту, не совпадает с объемом внимания. Последний и есть апперцепция. Запас представлений, силой которых удерживается преимущественно данное содержание, был назван им "апперцептивной массой". Будучи воодушевлен стремлением внести в психологию "нечто похожее на изыскания естественных наук", Гербарт выдвигает гипотезу о том, что представления в качестве силовых величин могут быть подвергнуты количественному анализу. Он исходил из того, что каждое представление обладает интенсивностью (субъективно воспринимаемой как ясность) и ему свойственна тенденция к самосохранению. Взаимодействуя, они оказывают друг на друга тормозящий эффект, который может быть вычислен.
Из наиболее ценных положений, выдвинутых И. Гербартом, для судеб экспериментальной психологии являются: а) идея использования математики в психологии; б) идея о порогах сознания. То и другое стало предпосылкой для психофизических измерений Г. Фехнера. Гербартовские законы представлений (слияния, компликации, апперцепции и т.д.) станут рабочими понятиями, которыми оперировали психологи на первых этапах развития экспериментальной психологии.