Музыка, вводимая в спектакль режиссером.
В постановках ХХ века рядом с фигурой автора появляется еще значимая фигура режиссера – соавтора. Режиссер вскрывает или привносит в драму подтекст. Именно его выявлению и подчиняется музыка. Музыка начинает активно создавать настроение сценического действия, его атмосферу. Музыка в режиссерском театре – это принципиально иное явление, это постоянно звучащая музыка жизни человеческого духа.
Представление, частью которого становилась музыка, в сравнении с дорежиссерским театром насквозь одушевлено. Принципы органической «вмонтировки» музыки в спектакль, в сценическое действие формировались постепенно (содружество МХАТа и И.Саца). Все чеховские спектакли, созданные Станиславским и Немировичем, шли с подобранной музыкой.
Основной принцип – способность музыки эмоционально соответствовать происходящему на сцене. Но постепенно, от сезона к сезону, музыка постепенно брала на себя задачу обобщения происходящего. Музыка стала выполнять в спектакле соответственную конструктивную задачу, она организовывала архитектонику целого (мхатовские паузы).
Жизненная достоверность на сцене Художественного театра была искусством.
В ТЕАТРЕ Брехта музыка выполняет задачу, поставленную режиссером - отчуждать происходящие события. Эта задача решалась с помощью зонгов – песенок, написанных в популярной манере безотносительно ко времени происходящих в пьесе событий. В зонгахс большой жесткостью обнаруживается несоответствие между мнимой, существующей в воображении героя свободой и подлинным его социальным состоянием с точки зрения драматурга и постановщика. При такой драматургии композитору предлагалось стать идеологом и музыкой на сцене сделать «социальный жест».
Музыка зонгов обращена к зрителю. Она – комментатор происходящих событий. Лаконичная, энергичная, юморная, свободная от фальшивого сентимента, она мобилизовала сознание и волю зрителя, говорила на понятном ему музыкальном языке. Музыка – голос театра «Берлинер Ансамбль».
«Есть авторы (Горький), в произведениях которого я не представляю себе возможности привнесения музыки от театра («Мещане»)», - говорил Немирович-Данченко.
Режиссерская музыка вводится режиссёром в соответствии с его сценическим замыслом и всегда выполняет функцию драматургического обобщения. Иногда такую музыку называют психологической, обобщающей, эмоциональной, иллюстративной, фоновой и т. д. Каждый из этих терминов, широко распространенных в театре, далеко не полностью раскрывает истинную сущность музыки в спектакле. Так как такая музыка «присутствует» в спектакле как бы условно, будем в дальнейшем ее называть «условной» (хотя и этот термин, надо признать, не совсем удачный). Такая музыка может быть специально написанной для спектакля или театрализованного представления («заказная») или составленная из фрагментов уже известных сочинений («подобранная»).
Музыка, вводимая режиссером, в корне отличается от сюжетной авторской тем, что она самавне действияине имеет прямой сюжетной мотивировки.Ееисточник физически не находится на сцене и не подразумевается где-то рядом. Предполагается, что эту музыку слышат только зрители. Действующие лица о ней не подозревают. Такова условность театра.
Режиссерская музыка обозначает непрерывно текущий процесс сквозного развития в спектакле, это музыка духовной жизни героев. Режиссерская музыка способна озвучить для зрителя внутренний монолог героя. Эта музыка как правило звучит на режиссерских паузах, без текста. Если же музыка вводится на тексте, то именно через нее зритель понимает скрытый смысл слов, подтекст. Именно музыка придает словам их истинный смысл. Порой прямое содержание текста и характер музыки контрастируют на уровне сущностей.
Режиссерскую музыку можно иначе назвать «условной». Чаще всего в качестве условной музыки режиссеры используются произведения классического репертуара, способные выполнить нагрузку глубочайшего обобщения. Песня на это не способна.
При подборе «условной» музыки очень важно учитывать колорит инструментовки и манеру исполнения. Существует множество ремиксов как классической, так и эстрадной и джазовой музыки, каждый из которых представляет оригинальную музыкальную тему, но со своим выражением лица.
Обычно «условная» музыка вводится на основе предварительного тщательного режиссерского анализа пьесы или отрывка. Подбирая условную музыку к спектаклю, режиссер должен хорошо разбираться в нюансах человеческой психики, в отношениях героев. «Нельзя играть чужие чувства» (К.С.Ст.).
Анализируя речи действующих лиц, режиссер через музыку выявляет для зрителя подтекст, то есть истинный смысл, фактическое значение фразы или предмета, о котором говорится.
Понять, как музыка взаимодействует с диалогом, мизансценой спектакля, выражает его идею – задача грамотного режиссера. Бестолковый натиск музыки лишь выражает суетность режиссера-постановщика.
Время звучания музыкальных номеров может быть различным: от нескольких музыкальных долей или тактов («отбивки») до крупных симфонических эпизодов. Каждый вводимый музыкальный фрагмент должен быть точно хронометрирован, описан и обозначен в режиссерском сценарии.
Сейчас – бум музыкального театра. То или иное использование музыки в спектакле обнаруживает сегодня меру самостоятельности режиссера. Часто в современном театре к использованию музыки режиссера побуждает его неспособность к созданию активного действия на сцене, раскрывающему с наибольшей наглядностью характер переживаний героев.
Ее источник физически не находится на сцене и звучит как бы вне ее. Ее слышит только зритель, действующие лица о ней «не знают». Главная задача режиссерской музыки — раскрыть внутренний мир, «подтекст» происходящего. Иногда такую музыку называют условной.
Если музыка подобрана хорошо, то она одновременно сочетает в себе функции и сюжетной и условной музыки.
К условной музыке можно отнести и песни персонажей спектакля, которые, вырываясь из ткани действия, адресуются непосредственно зрительному залу. Подобный пример типичен для музыкальной комедии, мюзикла, водевиля.
Сюжетная музыка, введенная драматургом, обязательна для каждой постановки. Условная музыка, привлеченная театром ради достижения определенных художественных задач, большей частью соответствует лишь данной постановке данного театра.
Условная музыка позволяет более выразительно передать отношение режиссера и композитора к происходящему на сцене, а также воплотить индивидуальное авторское видение.
Условной музыке свойствен подлинный симфонизм как метод обобщения — то высшее качество, которое присуще только музыке и которое подчас незаменимо для передачи глубоких мыслей и сильных чувств.
В качестве условной музыки используются не только фрагменты из симфонических произведений, но и произведения камерного характера, музыкальные пьесы в исполнении небольших, весьма оригинальных по составу ансамблей или даже одного инструмента. Место звучания условной музыки выбирается в зависимости от характера сценического действия — за сценой, в зрительном зале или непосредственно на сцене.
Следует отметить, что условная музыка, введенная в спектакль режиссером, нередко становится более сильным художественным средством, чем музыка, звучащая по ходу действия.