Организация подготовки лабораторной работы
ЖРОСЖЕЛДОР
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
(РГУПС)
Н.В. Челохьян
МЕНЕДЖМЕНТ
Методические указания
к выполнению лабораторной работы
для студентов экономических и технических
специальностей дневной, вечерней и заочной форм обучения
Ростов-на-Дону
РОСЖЕЛДОР
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
(РГУПС)
Н.В. Челохьян
МЕНЕДЖМЕНТ
Методические указания
к выполнению лабораторной работы
для студентов экономических и технических
специальностей дневной, вечерней и заочной форм обучения
Ростов-на-Дону
УДК
Челохьян Н.В.
Методические указания к выполнению лабораторной работы по дисциплине «Менеджмент» для студентов экономических и технических специальностей дневной, вечерней и заочной форм обучения. – Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2007. – с.
В методике определены цель и задачи лабораторной работы по дисциплине общепрофессиональной подготовки студентов и технических специальностей дневной, вечерней и заочной форм обучения, основные этапы подготовки, оформление, организация сдачи и защиты лаборатоных работ.
Рецензент (РГУПС)
© Ростовский государственный университет
путей сообщения, 2007
Методические указания
Курс «Менеджмент» относится к дисциплинам общепрофессиональной подготовки студентов по полному высшему образованию экономических специальностей, что предполагает соответствующие требования при написании лабораторной работы по данной дисциплине.
В соответствии с Федеральным стандартом полного высшего образования по специальности 190701 «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)» в области «Менеджмент» студент должен:
1. Знать основы менеджмента и уметь их использовать для анализа кейсов.
2. Иметь представление об актуальных проблемах функционирования рыночной экономики.
3. Знать основные этапы развития и менеджмента в России и за рубежом.
4. Иметь представление теориях и концепциях развития теорий менеджмента на различных этапах развития человеческой цивилизации.
Лабораторная работа представляет собой научно-практическое исследование конкретной проблемы менеджмента, позволяющее оценить теоретический, методический и мировоззренческий уровень студента. Также она является элементом процесса обучения, который в свою очередь изменяет человека. Обучаясь, люди изменяют свое мировоззрение, что дает им возможность действовать не так, как ранее, придает новые качества, которыми они ранее не обладали. Следовательно, в самом общем виде обучение можно рассматривать как изменение воспринятой реальности.
Обучение представляет собой те изменения, которые происходят в студенте в результате комплексного взаимодействия с учебным заведением.
• наличие способности понимать ситуацию;
• наличие определенных навыков и умений;
Наличие способности понимать ситуацию и происходящие процессы предполагает, что студент знает основы бизнеса, т.е. понимает и умеет анализировать и оценивать внешнюю и внутреннюю среды бизнеса. Студент должен уметь работать с информацией, знать, как ее искать, где получать, как проверять, обрабатывать и хранить. Именно в этот период резко возрастает значение внеаудиторной работы (изучение литературы, выполнение упражнений, анализ конкретных ситуаций и т.п.).
Наличие определенных навыков и умений включает в себя: умение понимать и анализировать документы, создавать их, обрабатывать; умение работать с информацией, знать, как и где ее искать, проверять, обрабатывать, хранить; знание иностранных языков, навыков психологии и коммуникации.
Педагогическая практика показывает, что достаточно эффективными видами внеаудиторной работы являются различные творческие задания, связанные с написанием конечных отчетов. Очень результативным методом внеаудиторной работы является написание лабораторной работы, которая предполагает как разработку теоретических вопросов, так и анализ предложенной практической ситуации (кейса). Данный вид обучения дает возможность обучающемуся непосредственно столкнуться с той реальностью, к функционированию в которой он готовит себя в процессе обучения. При этом происходит реальное, а не опосредованное изменение позиции обучающегося в окружающей среде.
В самом общем виде кейс (КС) представляет собой описание действительных событий, имевших место в процессе ведения бизнеса в словах, цифрах и образах и, прежде всего учит быть объективным. Часто первое восприятие проблемы бывает очень субъективным. Анализируя факты и события ситуации, уясняя и обсуждая их с другими, автор работы невольно двигается в направлении большей объективности в их понимании, уточняется реальность жизненной позиции разработчика задания относительно внешней среды. Быть максимально объективным — это важная способность руководителя. Через КС в рамках метода передается не просто опыт, а опыт, подкрепленный теорией, т.е. достоверный и обобщенный опыт.
КС также помогает сформировать новое видение самой ситуации, что достигается, когда пользователь соединяет факты, данные и события определенным, известным только ему образом, получая в итоге новое представление о происходящем — представление, которого у него ранее не было. Успех такого свойства КС зависит от того, насколько качественно в ней организован поданный материал.
КС учит выявлять и принимать во внимание при решении проблемы и принятии решения наличие и влияние имеющих место в ситуации обстоятельств. С точки зрения содержания, в КС упор в изложении материала делается на проблемность или описательность, а сами события находятся больше в прошлом или настоящем,
Написание лабораторной работы является необходимым условием допуска к экзамену по менеджменту.
Цели лабораторной работы
1. Лабораторная работа – итоговый предэкзаменационный этап в изучении курса «Менеджмент».
2. Написание лабораторной работы предполагает:
- активизацию полученных теоретических знаний;
- творческое отношение к изучаемой теме;
- приобретение опыта самостоятельной работы над монографической и периодической литературой, подготовку библиографии по избранной теме;
- знание научной и правовой литературы, проблем в области выбранной темы;
- написание и защиту развернутой теоретической работы;
- получение первых навыков самостоятельного исследования;
- приобретение навыков анализа практических ситуаций.
Организация подготовки лабораторной работы
1. Каждый студент избирает тему лабораторной работы из предложенных в предлагаемой тематике (см. приложение № 1) кейсом.
2. Рекомендуемые темы являются ориентиром. Тема может быть уточнена с руководителем лабораторной работы.
При выборе темы с научным руководителем должен быть определен круг вопросов, подлежащих исследованию. Формулировка темы должна быть четкой, конкретной. Название должно соответствовать содержанию лабораторной работы.
3. Руководитель лабораторной работы помогает студенту в разработке ее плана, консультирует по вопросам подбора литературы и написанию работы. Если в процессе работы над темой возникает необходимость в ее корректировке, то студент вместе с руководителем вносит в план соответствующие изменения.