Вид обучения: 4 года заочное бакалавриат
Вид обучения: 4 года очное бакалавриат
Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 138 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | Число часов в семестре |
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | ||
Лекции | ||
Практические, семинары | ||
Лабораторные | ||
Консультации у преподавателя | ||
Самостоятельная работа всего и в т.ч. | ||
Контрольная работа, реферат, эссе | ||
Расчетно-графическая работа | ||
Курсовая работа | ||
Курсовой проект | ||
Прочее (самоподготовка и др.) | ||
Экзамен | ||
Зачет | ||
Тест-контроль в ЦМКО | ||
Общая трудоемкость: Часы | ||
Зачетные единицы |
Вид обучения: 4 года заочное бакалавриат
Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 138 часов.
Виды учебной работы | Всего часов | Число часов в семестре |
Аудиторные занятия всего и в т.ч. | ||
Лекции | ||
Практические, семинары | ||
Лабораторные | ||
Консультации у преподавателя | ||
Самостоятельная работа всего и в т.ч. | ||
Контрольная работа, реферат, эссе | ||
Расчетно-графическая работа | ||
Курсовая работа | ||
Курсовой проект | ||
Прочее (самоподготовка и др.) | ||
Экзамен | ||
Зачет | ||
Тест-контроль в ЦМКО | ||
Общая трудоемкость: Часы | ||
Зачетные единицы |
Содержание разделов дисциплины в виде дидактических единиц и в полном объеме для очной формы обучения
Семестр № 3
1. Основы общей психологии.
1.1. Введение в общую психологию: Психология как наука о внутреннем мире человека. Внешняя и внутренняя жизнь человека. Житейская и научная психология (формы их существования, различия).
1.2. Методы психологии: Понятие о методе науки. Методология как учение о методе теоретической и практической деятельности человека. Методологическое различение естественнонаучного и гуманитарного подходов к познанию человека. Психологическая практика как основа выделения методов психологии. Классификации методов психологии. Основные методы психологии: наблюдение (внешнее, внутреннее, включенное), эксперимент (естественный, лабораторный, формирующий, констатирующий), тесты, анализ продуктов деятельности, математико-статистический, структурный биографический метод, беседа, анкета, консультация, психоанализ, психотерапия, психосинтез, прихокоррекция, клиент-центрированная терапия, логотерапия и другие.
1.3. Психика и мозг. Сознание и бессознательное: Психика человека как основной предмет психологического исследования. Развитие психики животных и человека. Учение Э.Фабри и А.Н. Леонтьева о стадиях развития психики в филогенезе. Сенсорная психика. Перцептивная психика. Интеллектуальный уровень развития психики. Уровни психики человека: сознание и бессознательное. Понятие о сознании. Психологическая структура сознания. Самосознание человека. Образ Я. Самопознание и самооценка.
1.4. Психология деятельности человека: Психологическое строение деятельности: потребности, мотивы, цели, действия, операции. Процессы деятельности: мотивирование, целеполагание, планирование, программирование, контроль, коррекция, оценка. Психология освоения деятельности человека. Обучение как форма освоения деятельности. Психологические условия освоения деятельности. Знания, умения и навыки как продукты освоения деятельности. Основные виды деятельности и их роль в становлении психики человека.
2. Познавательные процессы.
2.1. Общая характеристика познавательной сферы человека: Психические познавательные процессы человека: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, внимание.
2.2. Сенсорно-перцептивные процессы: Ощущения. Сущность ощущений, их свойства. Виды ощущений. Восприятие и его свойства. Психологические механизмы восприятия.
2.3. Рациональное познание: Память человека: определение, типы, виды, процессы. Психологические механизмы работы памяти. Представления. Мнемотехника. Мышление: определение, типы, виды. Мыслительные операции как основные механизмы мышления. Интеллектуальные особенности личности. Воображение: определение, виды, функции. Психологические механизмы работы воображения. Творчество и интуиция. Внимание: определение, функции, виды, свойства.
3. Психология личности.
3.1. Понятие личности в психологии: Общее представление о личности в психологии. Теории личности в отечественной и зарубежной психологии. Психологические образования личности. Учение о человеке как индивиде в психологии. Понятие об индивидуальных свойствах человека.
3.2. Индивидуально-типологические и характерологические особенности личности: Учения о темпераменте и его типах в философии и психологии (Гиппократ, И. Кант, Кречмер Э., Шелдон У., И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.М. Русалов). Понятие человеческой индивидуальности. Психологические образования индивидуальности человека (система смысловых отношений и ценностных ориентаций, мировоззрение, совесть, вера). Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера (Л. Леонгард). Типология характеров (П.Б. Ганнушкин, А.Е. Личко). Понятие о способностях. Виды способностей. Задатки и способности. Структура способностей. Уровни развития способностей. Формирование способностей. Способности и деятельность. Проблема измерения способностей.
3.3. Эмоционально-волевая сфера личности: Эмоционально-волевые психические процессы человека. Побуждения и желания субъекта. Потребности, мотивы, цели человека. Мотивация поведения. Чувства и эмоции человека, их функции в поведении. Формы переживания чувств: эмоции, настроения, аффекты, страсти, стрессы. Воля как способность субъекта руководить желаниями, потребностями, мотивами. Психологический механизм воли.
4. Психология общения.
4.1. Структура общения: Понятие общения в психологии. Психологическая структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.
4.2. Виды общения: Вербальная и невербальная коммуникации, их психологическая характеристика. Обмен информацией в коммуникативном процессе. Виды взаимодействия при общении.
4.3. Общение в профессиональной деятельности: Стили взаимодействия. Взаимодействие как организация совместной деятельности. Социальная перцепция. Типы восприятия людьми друг друга. Межличностная аттракция. Функции общения.
Разделы дисциплин и виды учебной работы