Изучение структуры и особенностей процесса мотивации

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

1.МЕЧТА КАК ЭЛЕМЕНТ МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ; 1.1. Мотивация как процесс……………………………….5

1.2. Типы мотивации……………………………………………………….8

1.3. Изучение структуры и особенностей процесса мотивации……….9

1.4.Структура мотивационной сферы личности………………………….11

1.5.Мотивационная установка……………………………………………..14

1.6. Мечта как разновидность мотивационной установки……………….19

Выводы…..…………………………………………………………………24

Список литературы…………………………………………………………25

Введение

Актуальность исследования. Проблема мотивации и мотивов поведения – одна из стержневых в психологии. Для чего нам необходимо изучение мотивации? Наверное, многим знакома книга Д.Карнеги[13]: «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Через всю эту книгу идет одна основная мысль: единственная возможность заставить человека сделать чего-либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это. Для человека, стремящегося к успеху,интерес к решению задачи возрастает после неудачного ее решения, а для человека, ориентированного на неудачу интерес падает и возникает тенденция избегания этой задачи, желание больше к ней никогда не возвращаться. Ориентированные на успех люди, будь то взрослые, дети, школьники, полнее реализуют свои способности и чаще достигают поставленных целей, т.к. более активно учатся на своих ошибках, отказываются от гипотез, как только убедятся в их несостоятельности, и быстрее находят оптимальные решения.
Изучение мотивации нам необходимо, так как это один из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания.

Мечта как элемент мотивационной структуры личности- особый вид воображения, заветное желание, исполнение которого часто сулит счастье. Можно сказать, что мечта – это некое личное видение, то, что придает людям импульс развития, смысл и значение повседневной деятельности, вносит ясность в представление своих целей. По моему мнению, мечта очень сильно влияет на мотивацию и поведение. У каждого человека в жизни есть желания, есть мечты. Мечта – это шаг к будущему, шаг к будущему, в котором человек желает жить. Однако у многих эти желания и мечты так и остаются мечтами. Почему же так происходит? Попробуем разобраться.

Объектом исследования является мечта как элемент мотивационной структуры личности.
Предметом исследования является мечта как мотивация.

Гипотеза исследования: существует зависимость между мечтой и мотивацией в мотивационной структуре личности. Выдвинем предположение, что мечта, характерная для индивида и предопределяющая его поведение и деятельность может оказывать влияние на качественное формирование мотивационной сферы.
Цель исследования: Изучить мечту как особенности формирования мотивационной сферы личности.

Задачи исследования: изучить и теоретически исследовать мечту как особенности формирования мотивационной сферы личности.

МЕЧТА КАК ЭЛЕМЕНТ МОТИВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Мотивация как процесс.

Мотивация как психологическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, определяющих поведение. В другом – как совокупность мотивов. В третьем – как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. И так далее. Для однозначности восприятия понятия «мотивация» в данном тексте будем рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основания поступка). Довольно часто психологи в своих теоретических работах пытаются рассмотреть отдельно мотивацию внешнюю – экстринсивную и внутреннюю – интринсивную. Но на практике человек не может не зависеть в своих решениях и поступках от влияния окружения. То есть на внутреннюю мотивацию оказывают влияние внешние факторы. Говоря о внешней мотивации необходимо принять во внимание, что обстоятельства, условия, ситуации приобретают значение для мотивации только тогда, когда становятся значимыми для человека, для удовлетворения потребности, желания.
Поэтому внешние факторы должны в процессе мотивации трансформироваться во внутренние. В.Г.Асеев[2] считает, что важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. При положительной мотивации у человека возникает побуждение к непосредственной реализации потребности. Отрицательная мотивация, напротив, выступает как самозапрет, тормозящий побуждения к реализации потребности.
Например, нахождение рядом с объектом своего влечения может вызвать как положительную мотивацию, так и отрицательную (в случаи неразделенной любви). Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадии. Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения того, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая модель.
Первая стадия – возникновение потребностей. Потребность проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает “требовать” от человека, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения.
Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать. Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.
Третья стадия – определение целей действия. Человек фиксирует, что и какими средствами он должен делать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. На данной стадии происходит увязка четырех моментов:
· что я должен получить, чтобы устранить потребность;
· что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
· в какой мере я могу добиться того, чего желаю;
· насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.
Четвертая стадия – осуществление действия. На этой стадии человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые, в конечном счете, должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность. Так как процесс работы оказывает обратное влияние на мотивацию, то на этой стадии может происходить корректировка целей.
Пятая стадия – получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав определенную работу, человек либо непосредственно получает то, что он может использовать для устранения потребности, либо то, что он может обменять на желаемый для него объект. На данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к действию.
Шестая стадия – устранение потребности. В зависимости от степени снятия напряжения, вызываемого потребностью, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Вывод: Следуя из вышеуказанной схемы, мы можем представить процесс мотивации в виде 6 стадий, чтобы быть чем-либо мотивированным, у человека в первую очередь должна возникнуть потребность в этом,

затем он находит пути ее достижения, достигает своей цели или не достигает, от чего и будет зависеть его дальнейшая потребность или непотребность в мотивации; если результат не удовлетворит потребностей-мотивация слабеет и наоборот. В случае полного достижения цели и удовлетворения, человек либо прекратит деятельность, либо, мотивированный предыдущим достижением будет ставить новые цели, в случае если потребность не удовлетворена ,человек будет искать новые пути ее достижения, но только в том случае если мотивация останется столь же стойкой как и в начале возникновения у человека его потребности .

Типы мотивации

Работники при оценивании их работы переживают чувство справедливости или несправедливости. Это во многом зависит от того, какова структура их мотивации по отношению к работе.
Типы мотивации, по мнению доктора экономических наук Ю.Д. Красовского[14] бывают:
· Стремление к творческой самореализации (работник ценит в работе возможность реализовать свой потенциал, раскрыть себя, получить удовлетворение от профессионального роста). Для таких важно социальное признание их профессиональных успехов. При отсутствии признания приходит разочарование.
· Чувство долга по отношению к работе. Работник отдает себя всего, но если руководитель не ценит его преданности, то может возникнуть горькое разочарование
· Обеспечение достатка. Работает ради денег. Прагматический подход. Если недооценили и недоплатили, может «выступить» в защиту своих прав. За «хорошие» деньги готов терпеть порой даже унижения.
· Карьера. Работает ради карьеры. Фирма как условие и возможность построения карьеры. Если не получается, то «выжмет» из работы все, что требуется для себя. Не очень чувствителен к оценкам, т.к. для него важно продержаться в организации какое – то время для накопления профессионального опыта.

Изучение структуры и особенностей процесса мотивации

Мотивы, потребности, цели – как основные составляющие мотивационной сферы личности.
Прежде чем начать рассмотрение мотивационной сферы личности необходимо конкретизировать такие явления как «мотив», «мотивация» и описать основные понятия этих явлений, которые используются в данной курсовой работе.
Основная сложность в изучении мотивации и мотивов человека связана с тем, что нет единства взглядов на данную проблему, как в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев[1], В.К. Вилюнас[6], В.Г. Асеев[2], Д.Н. Узнадзе[3], П.М. Якобсон[4], Е.П. Ильин[5]), так и в зарубежной (Дж. Аткинсон[15], Г. Холл[12], А. Маслоу[7], и др.). Прежде всего, возникает терминологическая неясность. Во многих трудах такие термины как «мотив», «потребности», «установки», «намерения», «побуждения» и д.р. употребляются со знаком равенства и вносят некоторую несогласованность в процесс изучения мотивации и мотивов. Как верно замечает Е.П. Ильин, принятие разными авторами за мотив различных психологических феноменов приводит одних к ᴨȇссимизму и отказу изучать мотивы как психологическое явление, а других — к выбору наиболее удобной для той или иной научной дисциплины трактовки мотива.
В данной курсовой работе будет рассмотрена концепция, предложенная Е.П. Ильиным[5], что решение вопроса о сущности мотива как основания и побудителя активности человека возможно лишь при объединении существующих взглядов в единой и непротиворечивой концепции. И неслучайно в последние годы все более отчетливо выкристаллизовывается мысль, что детерминация поведения и деятельности обусловливается не просто разрозненными факторами, а их совокупностью, каждый из котоҏыҳ выполняет в целостном процессе детерминации свои определенные функции. Отсюда и мотив правомерно рассматривать как сложное интегральное (системное) психологическое образование.

Вывод:В исследовании вопросов мотивов и мотиваций до сих пор не существует единого мнения, единого положения, термина. В этом заключается ключевая проблема изучения этих понятий. В различных работах используются определения более подходящие под мнение исследователя, что выражает его приверженность к определенному положению.

Риск для исследователя состоит в том, что это положение может

окажется ошибочным, а значит и результат будет неверным, ошибочным.

В своей работе я так же «пойду на риск» , взяв за ключевое положение

концепцию Е.П. Ильина ,на которой будет построена основа данной

работы и сделаны соответствующие конечные выводы.

Наши рекомендации