Знаете ли вы? Нейробиология видений
Горам придают особое значение в трех основных современных монотеистических религиях: иудаизме, христианстве и исламе. Во всех трех на больших высотах происходили особые видения. Моисей услышал глас, исходящий из горящего куста на горе Синай, последователи Иисуса стали свидетелями преображения того, что было, вероятно, горой Хермон, а Мухаммеда посетил ангел на горе Хира (Джабал‑ан‑Нур). Эти видения являются примерами более широкой категории мистического опыта. Еще один выдающийся пример – явление Девы Марии Хуану Диего при переходе горы Тепеяк в Мексике. Обычно в связи с подобными явлениями сообщается, будто человек почувствовал или услышал чье‑то присутствие, увидел фигуру или свет (часто – исходящий от фигуры) и испугался. Любопытно, но похожие данные часто сообщают люди, вовсе не склонные к мистике, – альпинисты. Может, что‑то связано с горами?
Альпинистам уже давно известна опасность, таящаяся в разреженном воздухе. Острые приступы горной болезни случаются уже на высоте 2500 метров (около 8000 футов). Многие из этих эффектов связаны с недостатком кислорода в мозге. Время реакции организма значительно удлиняется уже на 1500‑метровой высоте (около 5000 футов). На высоте в две с половиной тысячи метров или выше некоторые альпинисты сообщали об ощущении присутствия рядом кого‑то невидимого, о сеете, исходящем от самого человека или от окружающих, о том, что они видели свое собственное второе тело, и о внезапных приступах страха.
Недостаток кислорода нарушает активность в нейронных структурах, расположенных в височных и теменных долях, а также в соседних областях мозга. Эти области активны при обработке зрительной информации, распознавании лиц и восприятии эмоционально окрашенных событий. Крайний случай нарушения их функций – эпилептический припадок. Спазмы височных долей часто приводят к невероятному религиозному опыту, в том числе – к ощущениям присутствия бога, пребывания на небесах и восприятия вспышек света. Спазмы височных долей чаще происходят при подъеме уровня эндорфинов, например, в состоянии сильного стресса. Физическая усталость от подъема на гору, несомненно, может стать источником стресса, и религиозные видения часто случаются именно в таких условиях. В целом можно сказать, что видения случались не только в горах, но и в других отдаленных местах в экстремальной среде – например, в пустыне. Полагают, что именно судороги мозга привели к видениям святой Терезы из Авильи и святой Терезы из Лизье. Эти же процессы могут вызвать обращение в веру бывших ранее не религиозными людей. Примеры – апостол Павел на пути в Дамаск и Джозеф Смит, основатель Церкви Иисуса Христа святых последних дней.
Последним элементом в религии является передача знаний и традиций. Для этого необходим язык, позволяющий формировать и передавать доктрину и догмы от поколения поколению. Пока, кажется, только у людей есть все необходимые психические способности – теория разума и язык – для создания организованной религии. Но, вероятно, мы не всегда были единственными обладателями этого дара. Наш вид совершил скачок к религии с ритуальными захоронениями и пещерным искусством около нескольких десятков тысяч лет назад. Однако неандертальцы, другая ветвь рода Homo, возможно, сделали это на 100 тысяч лет раньше.
Владение языком позволяет искать причинно‑следственные связи‑в новом масштабе, в форме рассказа. Человеческие существа любят рассказывать истории и таким образом выработали сложные объяснения самым разным событиям, с которыми они сталкивались в течение дня, а также проблемам существования. В книге «Нравственные, верующие животные» социолог Кристиан Смит рассматривает систему человеческой веры как общий феномен, где все представления покоятся на концептуальном основании – какой‑либо истории.
Поиск объяснений в различных контекстах является основным признаком многих систем верований. Примеры объяснительных рассказов включают в себя понимание исторических событий (политология), природных феноменов (естественные науки) и социальной динамики (психология и социология). Таким образом, религия – это пример еще одного повествования, ищущего значение жизни – духовное начало. Хотя все эти формы рассказа основываются на разных правилах и стремятся к очень разным целям, конечное нейрофизиологическое объяснение того, как мы создаем эти рассказы, одинаково.
В религии прижилась идея высшей силы, и на основе этой идеи уже создавались дальнейшие разъяснения и рекомендации. Почему нельзя вредить своим ближним? Куда попала бабушка после смерти? Кто создал мир? Что делать с неверующими – убивать или попытаться переубедить?
Конечно, эти вопросы и ответы не требуют веры в бога. В одном эпизоде мультфильма «Южный парк» Картман попадает в гипотетическое будущее, в котором воюют три группы. У них общий основатель, которому они поклоняются, но небольшие различия в доктринах привели их к борьбе не на жизнь, а на смерть. Их доктрина’ Атеизм. Их основатель? Сам Ричард Докинз. С точки зрения нейрофизиологии самое нереалистичное в этом мультике не воюющие атеисты, а то, что одна из групп состоит из... морских выдр. Настоящие выдры вряд ли смогли бы создать догматичную систему веры. В любом случае хочется на это надеяться.