Кондрашенко и др. Общая психотерапия 29 страница
Психотерапевты различных теоретических ориентаций все чаще используют сказку в своей работе. Значение сказки в практической психотерапии детей обусловлено ее важной ролью в психическом развитии ребенка. Психоаналитики соотносят многие аспекты психического развития ребенка с драмой мифа об Эдипе. Карл Юнг рассматривал мифы и волшебные сказки как истории, представляющие коллективное бессознательное, а психическое развитие - как возникновение и дифференциацию сознания из первоначального бессознательного, в которое полностью погружен маленький ребенок (К. Юнг. 1994).
Сказка, услышанная в детстве, по мнению Эрика Берна (1992), может стать основой жизненного плана человека и определить его судьбу. Поэтому психотерапевты, придерживающиеся концепции трансакционного анализа, считают необходимым узнать любимую сказку пациента. Рассматривая ее как драму, реально развертывающуюся в действительности, они стремятся показать пациенту, как он и окружающие его люди играют свои роли, имея четкие представления о сценарии взаимодействия с теми людьми, чьи жизненные планы пересекаются или стыкуются с их собственными. В качестве примеров Берн описывает сценарии, сюжетная линия которых соответствует известным сказкам (о Красной Шапочке, Золушке и т. п.), и указывает на значимость в процессе возникновения сценария самого процесса рассказывания сказки, когда между взрослым и ребенком возникает особая общность. В результате жизненный план «обретает плоть», а рассказанная сказка дает ему основу, включающую героя или злодея, на которых ребенок хочет быть похожим, взаимодействующих с ними других персонажей и сюжет развития их отношений. При условии адекватности внешних обстоятельств жизненный путь человека может соответствовать плану, сложившемуся на основе определенной сказки (Э. Берн, 1992).
Е. Петрова (1995), описывая опыт экспериментального исследования волшебных русских сказок в рамках гештальт-подхода, высказывает интересную мысль о том, что с людьми, когда они рассказывают и слушают сказки, происходит нечто важное в эмоциональном и телесном плане, причем это нечто выходит за пределы личного опыта, так как слушатели сказок - дети. Сначала проявляются проекции личности (то, что актуально сейчас; то, что происходит со мной в моих контактах с миром; то, что я могу осознать как свою роль), затем культурные мотивы, сценарии (например, что такое летать и не летать) и следующий уровень, невыразимый словом, где ребенок как будто интуитивно постигает смысл происходящего без всяких объяснений (Е. Петрова. 1995 ).
Некоторые сюжеты сказок, по наблюдению Е. Петро вой, воспроизводят типы возрастных кризисов (конфликтов) по Эрику Эриксону (1996) и указывают возможности их разрешения. Каждый этап возрастного развития ребенка «обслуживается» определенной сказ кой, и именно эта сказка создает предпосылки следующего периода психического развития (B.Веttelheim, 1975). Психотерапия сказкой существует как минимум несколько тысячелетий. Единственное условие пользования этой эффективной системой - отказ от интеллектуальных интерпретаций и полноценное принятие все гаммы переживаний, через которые ведет система образов волшебной сказки главного героя, так что лучший способ - просто слушать и переживать (Е. Петрова 1995).
Сказки можно использовать в качестве основы по строения терапевтической метафоры. В практической работе с успехом применяется методика «Обоюдного рассказа». Психотерапевтический сеанс начинается предложения ребенку сочинить рассказ и ознакомлении его с условиями выполнения задания (рассказ должен быть увлекательным, у него должны быть начало, середина и конец и т. д.). Когда рассказ готов, психотерапевт знакомится с ним с точки зрения «психологического смысла». Учитывая полученную из рассказ информацию, психотерапевт сочиняет свой рассказ теми же действующими лицами и с той же фабулой, н вплетая в ткань повествования моменты «более здорово:
адаптации», которые отсутствуют в рассказе ребенка (R. Grander, 1971). Джой Миллс и Ричард Кроул,(1986), модифицировав этот прием, сочли наиболее конструктивным построение метафоры - сказки со схожей ситуацией, что дает ребенку возможность отвлечься о своей проблемы, активизирует его ответные реакции исключая воздействие уже сложившихся на сознательном уровне установок. Практический материал, который они приводят в подтверждение своих положений посвящен вопросам разрешения не только детских, но подростковых проблем, психологической помощи в период взросления.
Идеомоторные методы гипносуггестии
Эти методы отличаются от методов, основанных на представлении о движении, поскольку последние не обязательно включают реальные движения, хотя они и могут наблюдаться.
Идеомоторные методы требуют от ребенка мысленного сосредоточения на представлении о движении какой-либо части тела; далее это движение совершается непроизвольно.
Применение этих методов особенно полезно в тех случаях, когда психотерапевт стремится внедрить в сознание ребенка мысль о том, что он способен преодолеть боль и другие состояния, казавшиеся ему прежде непреодолимыми.
Идеомоторные методы применяются начиная с младшего школьного возраста, хотя в отдельных случаях оправданно их использование и у детей более раннего возраста.
1. «Схождение рук». «Вытяни свои руки прямо вперед, ладони обращены друг к другу, расстояние между ними около 30 см. Хорошо... Теперь представь, что в каждой твоей ладони заключен сильный магнит. Ты знаешь, как магниты притягивают друг друга. Просто представь себе эти два сильных магнита, и ты сможешь заметить, что твои руки начали приближаться друг к другу сами по себе, без каких-либо усилий с твоей стороны. Хорошо... Заметь, что чем больше приближаются магниты, тем сильнее они притягивают друг друга. И чем сильнее они притягивают друг друга, тем ближе, теснее сходятся твои руки. Скоро они соприкоснутся. Когда это произойдет, просто освободись от этих воображаемых магнитов, придай своим рукам удобное положение, сделай глубокий вдох и полностью расслабься на выдохе».
2. «Левитация руки» (детский вариант). «Положи свои руки на подлокотник кресла, придай им удобное положение. Теперь представь веревочку, обернутую вокруг твоего запястья, и большой, яркий воздушный шар, привязанный к другому концу веревки. Шар настолько легок, легче воздуха, что может взлетать сам по
-себе. Когда ты сосредоточишься на легкости этого шара ты сможешь заметить, что эта рука тоже начинает становиться легкой. (Смена выражения «твоя рука» на «эта рука» облегчает диссоциацию.) Скоро один из пальцев может начать становиться очень легким. Один из паль дев может начать подниматься.»
Внимательно наблюдайте за движениями каждого пальца и комментируйте их соответствующим образом «Хорошо, я вижу, что этот палец приподнялся. Интересно, какой палец поднимется следующим? Еще один палец приподнялся (целесообразно назвать, какой). Теперь - вся ладонь. Сосредоточься на воздушном шаре I чувстве легкости в руке. Чем выше рука поднимается тем легче становится. Чем легче становится, тем выпи поднимается. Просто плавает сама по себе. Теперь представь легкий ветерок. Эта рука плывет вверх либо вниз или просто останавливается там, где она находится сейчас. Очень приятное чувство расслабления, отдыха во всем теле. Ты можешь дать этой руке еще поплавать в воздухе или представить, что веревочка отвязалась и воздушный шар взлетает вверх, и рука медленно опус кается, и спокойно отдыхает в удобной позе. Очень легко. Никакого усилия». Если ребенок чувствует тяжесть в руке, психотерапевт может вызвать сначала каталепсию руки, а затем внушить дальнейшие движения.
3. «Опускание руки». «Вытяни руку прямо перед собой - с ладонью, обращенной вверх. (Следует помочь ребенку, если это необходимо.) Хорошо... Теперь представь, что я кладу тяжелую книгу на эту руку (Маленьким детям легче бывает представить камень). Ты можешь заметить, что рука начинает становиться тяжелой. Теперь представь, что я кладу еще одну книгу сверху. Эта рука становится еще тяжелее. Скоро ей захочется опуститься. Когда ты почувствуешь тяжесть, просто дай ей опуститься. Тяжелее и тяжелее, ниже и ниже... Я вижу, как она опускается. Хорошо. Пусть она опустится». При необходимости можно увеличить число воображаемых книг, камешков и т. п.
У тех немногих детей, которые сопротивляются про ведению этого метода, можно плавно перейти к методикам «Ригидность руки» и «Каталепсия руки».
4. «Опускание пальца». Этот метод подходит для детей младшего возраста и может быть использован у более старших детей, для которых метод «опускания руки» труден вследствие резкой физической слабости. Психотерапевт помогает ребенку удобно разместить мизинец на кровати или подлокотнике кресла, в то время как остальные пальцы простираются в воздухе.
«Представь, что мизинец приятно отдыхает на подлокотнике кресла. Остальные пальцы тоже хотят отдохнуть. Наблюдай за ними. Сейчас они начнут опускаться все ниже и ниже, чтобы отдохнуть. Интересно, какой палец опустится первым? Смотри, этот палец опускается. Когда они все опустятся и начнут отдыхать, ты почувствуешь себя очень спокойно. Ты можешь закрыть глаза, если хочешь. Становится все спокойнее и удобнее...»
5. «Ригидность руки». «Вытяни одну руку прямо в сторону от туловища и напряги ее. Представь, что рука очень сильная, она подобна прямой, крепкой ветви дерева. Она становится все сильнее и сильнее. Такая сильная, что ты не можешь опустить ее вниз, не можешь согнуть ее. Рука очень сильная. Она может стать такой сильной, мощной, какой ей захочется». Далее следует провести внушения, направленные на повышение ребенком собственной самооценки, уверенности в себе.
6. «Могучий дуб». Этот метод очень эффективен в группе старших детей, но может также применяться у детей младшего возраста, которые не могут сидеть спокойно.
«Встань прямо, высокий и стройный, как сильный дуб. Хорошо... Пусть твои руки станут ветвями и потянутся к небу. Твои ноги становятся корнями и прорастают сквозь пол. Почувствуй, каким сильным ты стал. Очень сильным!.. Тебя невозможно сдвинуть с места. Почувствуй, как солнечные лучики и капельки дождя проникают в твои ветки и корни и делают тебя еще сильнее...» По мере углубления гипнотического транса ребенок сохраняет то положение в пространстве, которое ему придал психотерапевт (состояние каталепсии).
7. «Каталепсия руки». «Ты не возражаешь, если я подниму эту руку? Хорошо. Просто позволь ей расслабиться. (Если ребенок активно поднимает свою руку, следует указать ему, что сознательное усилие не нужно, и настоять на повторении движения уже без его активного участия.) Хорошо. Просто дай руке отдохнуть. Я сам подниму ее. Прекрасно. Сейчас взгляни на эту руку как на часть скульптуры или манекена, которая покачивается сама по себе. (По мере достижения состояния ' каталепсии, ощущаемого как «застывание» поднятой руки, психотерапевт постепенно отпускает руку ребенка.) Хорошо. Эта рука как бы плавает сама по себе. Теперь сознательно подними другую руку и почувствуй разницу. Ты уже можешь понять, что в тебе существует огромная бессознательная сила, которая помогает тебе стать таким, каким ты хочешь»
Выбор метода гипнотизации в зависимости от возраста
Принято выделять несколько уровней развития ребенка, которым соответствуют определенные методы гипнотизации.
На доречевом уровне (0-2 года) используются: тактильная стимуляция - поглаживание; кинестетическая стимуляция - укачивание; аудиальная (слуховая) стимуляция - колыбельная песенка; визуальная стимуляция - подвесные игрушки и другие объекты, которые Изменяют свои форму, цвет или расположение.
На раннем речевом уровне (2-4 года) применимы методики: «Рассказывание сказок», «Любимое занятие», разговор с ребенком от имени куклы или домашнего животного.
В дошкольном и младшем школьном возрасте (4- 8 лет) предпочтительны методы: «Любимое место», «Множественные животные», «Цветник», «Рассказывание сказок», «Счет букв», «Телевизионные фантазии»,«Прыгающий мяч», «Занятия на игровой площадке».
В среднем школьном возрасте (9-12 лет) рекомендуется использовать следующие методы: «Любимое место»; «Любимое занятие»; «Пристальный взгляд на облака»; «Ковер-самолет»; «Езда на велосипеде»; «Опускание руки»; «Любимая музыка»; «Совместное движение рук»; «Ригидность руки» (каталепсия руки).
У подростков (13-18 лет) применимы методы:
«Любимое место»; «Занятия спортом»; «Каталепсия руки»; «Вождение автомобиля»; «Левитация руки», а также практически любой метод гипнотизации у взрослых.
Гипноанальгезия в детском возрасте:
общие принципы
Болевые синдромы различной этиологии, а также болезненные медицинские манипуляции являются частыми причинами психической травматизации детей. В работе с детьми, страдающими от боли, целесообразно использовать следующие принципы, сформированные в ходе многолетней практики отечественными и зарубежными гипнотерапевтами (С. Я. Долецкий, С. А. Шульман, 1979; В. Б. Рожнов, Б. 3. Драпкин, 1979; В. Е. Рожнов, А. К. Мацанов, 1979).
При обучении ребенка гипноанальгезии следует сосредоточить внимание на позитивных моментах, выражая уверенность в его силах, оставляя за ним выбор | времени и методики занятий, а также наиболее близких внушаемых образов.
Психотерапевт должен проанализировать свое собственное отношение к боли. Поскольку многие из нас с детства имеют достаточный негативный опыт болевых ощущений, мы можем «проецировать» его на наших пациентов. Психотерапевт, который не верит в способность детей преодолеть боль, вряд ли поможет в этом детям.
Следует учитывать ожидания и установки родителей.
Следует получить согласие на применение гипноанальгезии других участников лечебного процесса (в первую очередь лечащих врачей терапевтического и хирургического профиля).
Вводная беседа, предшествующая применению гипноанальгезии, должна проводиться с учетом сферы интересов и уровня развития ребенка, характера и степени тяжести его заболевания, пожеланий родителей. Некоторые подростки нуждаются в детальных разъяснениях, включающих описания строения нервной системы и ее
проводящих путей. Для детей младшего возраста более предпочтительны краткие объяснения. Детям школьного возраста может быть понятно представление о том, что сходные звуковые сигналы могут по-разному восприниматься нашим мозгом. Например, одинаково звучат слова «лук» (со стрелами) и «лук» (растение). Аналогично укол кожи кончиком иглы тоже может восприниматься по-разному, и человек в состоянии научиться испытывать вместо боли другие ощущения.
Полезно узнать, как ребенок представляет себе свою боль. Если ребенок говорит «жжет» или «дергает», психотерапевт может предложить альтернативные представления: «горит огонь», «клюет птица». Такой образ может быть «вставлен» в формулу внушения, например:
«если ты хочешь, мы можем затушить огонь» или «прогнать эту птицу». Конкретные образы предпочтительнее абстрактных слов. Бывает полезным дать задание ребенку «проранжировать» свою боль в цифрах. Например: 0 - боли нет, а 10 - очень сильная боль. Подобно взрослым, дети хорошо оценивают интенсивность боли в разные моменты времени и бывают довольны, если «цифровые показатели боли» уменьшаются.
В процессе обучения ребенка гипноанальгезии целесообразно по мере достижения состояния релаксации включать формулы внушения, направленные на снятие чувства боли. Исследования показывают, что релаксация сама по себе способна снижать болевые ощущения, в особенности если существенным компонентом боли является тревога, но более надежное устранение боли достигается путем внушения анальгезии (Е. R. Hilgard, J. R Hilgard, 1975).
Гипнотерапия, направленная на контролирование чувства боли, имеет ряд позитивных «побочных эффектов», особенно в случае хронических, угрожающих жизни ребенка заболеваний: уменьшение тревоги, усиление чувства уверенности и надежды, укрепление внутрисемейных взаимоотношений и сотрудничества с лечащими врачами.
Некоторые дети с трудом верят тому, что боль можно облегчить с помощью гипноза. В таких случаях бывает полезно продемонстрировать ребенку другие гипнотические феномены, такие как каталепсия или левитация руки, которые поражают воображение ребенка и повышают доверие к возможностям психотерапии.
В процессе психотерапии лучше не использовать точные указания того, когда и как пройдет боль, например:
«Боль пройдет через десять минут» или «Болезненное жжение прекратится, едва я сосчитаю до пяти», так как если «предсказание» не осуществится, психотерапевт может утратить доверие ребенка-пациента, и все последующие внушения окажутся бесполезными.
Во время вводного сеанса допустимо (а часто и необходимо) присутствие родителей и других членов семьи больного ребенка.
Техника гипноанальгезии у детей и подростков
Обычно методы используются в комбинациии. Каждый из них включает диссоциативное внушение прямое или косвенное. Заметьте, как слова «эта рука»;
отличаются от слов «твоя рука».
Прямые внушения анальгезии
1. Вызывание чувства онемения. «Ты знаешь, что бывает чувство онемения. Как ты представляешь его себе? (Ответ.) Хорошо, теперь пусть эта часть твоего тела, которая болит, онемеет. Она онемела, как кусок льда (или иней - образ, который ребенок способен представить)»
2. Локальная анестезия. «Представь инъекцию обезболивающего вещества в эту часть тела. Почувствуй, как лекарство распространяется по твоему телу, заметь,! как эта часть тела становится онемевшей».
3. Анестезия по типу «перчаток». «Сосредоточь внимание на своей руке. Заметь что ты можешь почувствовать легкое покалывание в этой руке. Затем пусть она онемеет. Когда она совсем онемеет, прикоснись этой рукой к своему, подбородку (или другой части тела), и пусть чувство онемения перейдет с руки на челюсть (перед проведением стоматологических процедур)».
Внушение чувств, противоположных боли
1. Комфорт. «Вспомни время, когда ты чувствовал себя очень удобно, очень хорошо. Теперь перенеси эти приятные чувства в настоящее. Ты можешь дать приятным чувствам наполнить все твое тело и сознание полностью, чтобы не осталось места для неприятных чувств. Ты можешь чувствовать себя совершенно удобно, и ты можешь сохранить эти приятные чувства надолго - настолько, насколько захочешь.»
2. Смех. «Смех помогает прогнать боль. Подумай о самом смешном кино, которое ты когда-либо видел, или о самой забавной проделке, которую устроили ты или. твой друг. Каждый момент, когда ты представляешь, чувствуешь смех и веселье, твоя боль становится все меньше и меньше. Ты можешь действительно засмеяться и почувствовать себя очень хорошо».
3. Расслабление. «Сосредоточься на выдохе, это помогает расслабиться. Если ты полностью расслабишься на выдохе, то сможешь уменьшить боль. Прислушайся к ритму своего дыхания. Расслабляйся все глубже с каждым выдохом. Ты можешь убедиться, что уменьшил свою боль наполовину. А затем еще наполовину... Используй свою энергию, чтобы она помогла тебе почувствовать себя лучше».
Методы отвлечения
1. Сосредоточение на нейтральных представлениях. Дети младшего возраста часто испытывают облегчение боли, если психотерапевт рассказывает им сказку или в ее привычной форме, или с забавными изменениями, такими как замена персонажей («Жили-были три маленьких волчонка и большая гадкая свинья») или их ролей.
Детей старшего возраста можно отвлечь, заняв их разговором об увлечениях, таких как спорт или музыка.
2. Сосредоточение на самой процедуре. Этот метод особенно полезен для детей, основной защитный механизм которых - осознание угрозы. Психотерапевт в:
случае болезненной процедуры описывает различные инструменты и просит ребенка помочь, подержать инструменты, перевязочные материалы, сосчитать число
швов.
3. Сосредоточение на «меньшем из двух зол». Если ребенок испытывает одновременно боль и чувство холода, психотерапевт может сосредоточить его внимание на холоде. Если ребенку предстоят одновременно, например, спинальная пункция и внутривенная инъекция, психотерапевт сосредоточивает его внимание на инъекции...
4. Удаление боли прочь из своего тела. «Представь на минутку, что эта рука (или другая часть тела) не при";
надлежит тебе. Думай о ней, как о части скульптуры! либо игрушки, или представь картину, что она просто плавает сама по себе».
5. Перенос боли на другую часть тела. «Представь, что неприятные ощущения от спинальной пункции (или пункции щитовидной железы) перешли на мизинец твоей правой руки. Скажи мне, насколько больно мизинчику. Хорошо... Теперь пусть боль уплывает...»
6. Удаление прочь от боли. «Ты говорил, что любишь бывать в горах. Представь себя там сейчас. Позволь себе действительно быть там. Просто оставь все неприятности и будь в горах. Смотри на деревья и цветы. Взгляни, как играют белочки. Ты можешь покормить их, если захочешь. Вдохни свежий воздух, напоенный сосновым ароматом. Почувствуй дуновение нежного ветерка. Прислушайся к журчанию ручья».
Внимание, обращенное на само чувство боли
По различным причинам некоторые дети отказываются или неспособны сосредоточить внимание на чем-либо, кроме чувства боли. Психотерапевт может использовать подобные реакции с пользой для ребенка. Присоединяясь к ребенку и прося его в деталях описать боль, психотерапевт дает косвенные внушения, направленные на облегчение чувства боли. Помогает также техника «Путаницы», например «Светящийся шар».
«Представь, что ты находишься внутри светящегося шара и можешь видеть себя ходящим по карте своей боли. Сосредоточь внимание на этой боли. Представь ее в цвете - в твоем самом нелюбимом цвете. Я скажу тебе проверить это позже. Заметь, какого она размера. Она может быть размером с виноградину или с лимон. Даже булавочная головка имеет свой размер. Мы проверим размер позже. И обрати внимание на форму. Какой формы она теперь? И что она говорит тебе сейчас? Как громко?..
Взгляни снова. Какого она цвета? Это интересно. Похоже, она меняет свой цвет. Удивительно, как тебе удалось этого добиться. А размер ты тоже можешь изменить? Намного меньше она стала?..
Ты хороший картограф. Ты можешь сделать все, что захочешь. Можешь чувствовать все, что захочешь. Какой формы сейчас эта боль? Ты еще слышишь ее?..»
Дети старшего возраста часто добиваются облегчения боли, сосредоточившись на дыхании, затем перенеся внимание на болезненную область, делая акцент на том, что боль изменяется. В дальнейшем психотерапевт может попросить ребенка сосредоточить внимание на любимой мелодии или на запахе (например, держа открытую бутылочку духов перед носом ребенка) и одновременно на чувстве боли. Ребенок постепенно учится пониманию того, что восприятие одного из двух стимулов блекнет, когда внимание смещается на другой.
ОСНОВЫ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Общие положения
Семейная психотерапия - комплекс психотерапевтических приемов и методов, направленных на лечение пациента в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений (Э. Т. Эй-Демиллер, В. В. Юстицкий, 1990).
Исходя из данного определения, можно говорить трех аспектах понимания семейной психотерапии: оптимизация семейного окружения; психологическое воз-1 действие на пациента, страдающего психическими и поведенческими расстройствами, с использованием группового семейного эффекта; нормализация семейных взаимоотношений психически здоровых лиц. Третий аспект выходит за рамки традиционной медицинской проблематики и обозначается как семейное консультирование. Здоровье человека, понимаемое экспертами ВОЗ как «полное физическое, душевное и социальное благополучие», безусловно, немыслимо при отсутствии психологического комфорта в семейном окружении.
Понятие о «кризисах семьи.
Хотя, как утверждает великий классик литературы Л. Н. Толстой, все несчастливые семьи несчастливы по-своему, можно выделить ряд типичных ситуаций, в которых возможность развития «кризиса семьи» наиболее вероятна. К «нормативным» психосоциальным стрессам, воздействию которых подвергаются на различных этапах своего существования большинство семей, относятся следующие события.
Прежде всего, это само вступление в брак. Известно изречение Л. Н. Толстого о том, что окончить роман свадьбой героев равносильно тому, чтобы прерывать eго в том месте, где главное действующее лицо попадает руки разбойников, можно расценить как грустную шутку, отражающую негативный жизненный опыт самого великого писателя. Проза повседневной семейной жизни заставляет молодоженов снять «розовые очки», через которые они видели друг друга в «фазе привлечения» (L. Cameron-Bandler, 1985). Как правило, вступление брак приводит к изменению образа жизни, к смене социального статуса; для женщин немалое значение имеет также перемена фамилии, нередко приводящая «кризису идентичности» (Э. Эриксон, 1996). С рождением ребенка во многих молодых семьях возникает ситуация «напряженного треугольника»: мужья нередко воспринимают ситуацию так, как будто ребенок «отнял у них внимание и заботу жены».
С появлением двух и более детей к этому добавляется так называемое «сиблинговое» соперничество, когда каждый из детей бессознательно или осознанно тянет «одеяло» родительской заботы и внимания на себя. Сиблинговое соперничество проявляется в разном возрасте. На кафедру психотерапии Белорусского института усовершенствования врачей обратилась женщина 42 лет, 17-летний сын которой - курсант авиационного училища - после рождения своего «позднего» братишки заявил: «Ты меня больше не любишь, тебе нужен только этот орущий кусок мяса, а я не нужен! Когда у нас начнутся тренировочные полеты, я прыгну с парашютом и не раскроюсь!..»
С помещением ребенка в детский сад и школу возникает проблема распределения обязанностей родителей по отношению к ребенку. Если стирка пеленок и уход за младенцем традиционно считается «женским делом», то по мере взросления ребенка возрастает воспитательная роль отца, к чему, однако, не все отцы оказываются морально готовыми.
При вступлении детей в «бунтарский» подростковый возраст группа сверстников как бы оспаривает родительские авторитет и власть, при этом изменение ценностных ориентации детей приходится на возраст «переоценки ценностей» самих родителей («кризис 40-летних»).
Подобное сочетание резко повышает степень угрозы развития у родителей психосоматических заболеваний.
В ходе семейного консультирования мы в подобных ситуациях нередко приводим выдержку из полушутливых воспоминаний М. Твена. «Когда мне было 15 лет, - писал он, - мне казалось, что нет никого на свете глупее моего отца. По возвращении же в отчий дом спустя несколько лет я поразился: насколько же мой отец поумнел за это время!»
Однако подобная трансформация отношений родителей с возмужавшими подростками происходит лишь в тех случаях, когда родители способны изменить «патронажный» стиль воспитания на отношения равноправного партнерства со своими взрослеющими детьми.
Следующим «критическим этапом» в жизни семьи является профессиональная ориентация подростков. Связано это как с увеличением сложности получения образования в условиях экономического спада и возрастания конкуренции в обществе, так и с тем фактом, что родители зачастую представляют будущее своих детей исходя из собственных чаяний, опасений и несбывшихся надежд. Эти родительские проекции могут оказаться и путеводной нитью (недаром 3. Фрейд говорил о без-;
граничной материнской любви, дающей человеку на всю его оставшуюся жизнь чувство победителя), и прокрустовым ложем, в которое молодой человек должен вписаться исходя из семейной традиции или из соображений «престижности» без учета его личностных особенностей.
Выход супругов на пенсию - один из заключительных этапов развития семейных отношений. Особенно тяжел он для людей стеничных, с лидерскими наклонностями, привыкших отождествлять себя со своей профессиональной ролью. Если они не находят для себя подходящего замещающего занятия (уход за внуками, дача и т. д.), этот этап чреват возникновением чувства неудовлетворенности жизнью, ощущения собственной бесполезности, что (на фоне осознания, что ничего уже не изменить) приводит к формированию состояния, образно и точно названного известным отечественным психологом Я. Л. Коломинским (1996) «психологическими фантомными болями».
Возможно, здесь кроется одна из причин широкого распространения депрессивных состояний и большой частоты суицидальных попыток в пожилом возрасте.
Помимо «нормативных» стрессов, общих для большинства современных семей, многие семьи на различных стадиях своего существования подвергаются воз-' действию таких психосоциальных стрессоров, как вынужденное переселение, безработица, болезни и т. д.
С проблемой вынужденного массового переселения Беларусь столкнулась после Чернобыльской катастрофы, оторвавшей от родных мест десятки тысяч семей.
Переселение, приведшее к перемене местожительства, разрыву привычных микросоциальных контактов, поставившее людей перед необходимостью заново обретать социальный статус и «место под солнцем», привело к значительному росту нарушений адаптации, психических расстройств, суицидальных попыток и самоубийств.
Дома в «каменных джунглях» Минска, в которых живут переселенцы, издалека ничем не отличаются от других: те же серые панельные «муравейники». Но, подойдя к ним поближе, невольно обращаешь внимание на маленькие резные заборчики, заботливо ухоженные грядки овощей, приютившиеся прямо у стен панельных громадин... Это ли не яркое проявление ностальгии, не убывающей с годами и десятилетиями?..
Основные принципы системной семейной психотерапии
Одним из основных современных направлений семейной психотерапии является системная (структурная) семейная психотерапия, основные принципы которой сформированы американским психотерапевтом Сальвадором Минухиным (8. Mimichin, 1978):