До свиданья, миссис Уильяме!
Познакомьтесь с миссис Уильяме. Она только что разобрала свои покупки из супермаркета Happy Jack's и сейчас зла как черт. Она совершала у них покупки много лет, но продавец даже не подумал придержать для нее упаковку яблок. В молочном отделе закончилось снятое молоко в упаковке по 0,95 л. А в довершение всего кассир попросил нее предъявить документы вместе с чеком. За кого они ее принимают?! За обыкновенного жулика?!
Но хуже всего было ощущение того, что работникам магазина наплевать на все, лишь бы люди делали покупки. Она оставляла у них каждую неделю не менее $50, заработанных тяжелым трудом, но служащие воспринимали ее как очередную денежную корову, которую можно доить, не давая ничего взамен, помимо традиционного «спасибо за покупку». Никому не было дела до того, довольна ли она.
Но теперь все будет иначе. Миссис Уильяме решила попробовать совершать покупки в другом месте. Может быть, она найдет место, где люди оценят ее лояльность.
А что сами сотрудники думают об этом?
Они нисколько не обеспокоены. Happy Jack's имеет достаточно разветвленную сеть магазинов, и им нет
1 Все имена и названия выдуманы. Если где-то и есть супермаркет Happy Jack's, то мы описывали не его.
______________________________________________ Глава 1
дела до миссис Уильяме. Кроме того, временами она была чересчур капризной. Они проживут и без ее $50 в неделю. Конечно, очень жаль, что она разочарована, но такая большая компания не может позволить себе менять все на свете, дабы не дать одной старушке уйти к конкурентам.
Конечно, мы понимаем, что должны относиться к клиентам, как к королям, но мы — деловые люди. Давайте посмотрим на вещи трезво. В конце концов, потеря нескольких клиентов, таких как миссис Уильяме не приведет к финансовому краху. Или это все же воз можно?
Служащие Happy Jack's должны понимать некоторые экономические законы, действующие в нашем мире. Успешный бизнес предполагает долгосрочное планирование. И подобные «огрехи» не должны рассматриваться с точки зрения сиюминутных прибылей или убытков.
Недальновидные сотрудники супермаркета рассматривали миссис Уильяме как мелкого покупателя, имеющего дело с крупной компанией. Но давайте попробуем посмотреть на ситуацию с другой позиции: как насчет долгосрочных перспектив?
Не просто потеря одного мелкого потребителя
Потеря миссис Уильяме, конечно же, не равноценна потере $50. Это гораздо больше. Она покупала у них на $50 в неделю. А это $2600 в год, или $26 000 за десять лет (возможно, она делала бы у них покупки до конца своих дней, однако мы взяли более реальную цифру — 10 лет).
Но и это еще не все. Исследования показывают, что разочарованный покупатель расскажет еще в среднем 11-12 человекам о своем неудачном опыте. А некоторые люди расскажут куда большему количеству. Давайте предположим, что миссис Уильяме рассказала о своем разоча-
Потрясающие идеи, на которых следует сосредоточиться____
ровании одиннадцати знакомым. И давайте предположим, что каждый из этих одиннадцати рассказал еще пятерым. А вот это уже становится серьезным!
Сколько людей услышат нелестные отзывы о Happy Jack's? Давайте проведем необходимые вычисления:
Миссис Уильяме 1
Рассказала одиннадцати другим +11
Каждый из которых доложил еще пятерым + 55
Всего услышали 67
Но ведь эти 67 человек не будут трезвонить об услышанном по всей округе? Возможно, что нет. Давайте предположим, что из этих 67 людей, или потенциальных покупателей, только 25% решили не покупать в Happy Jack's. Двадцать пять процентов от 67 — это примерно 17 человек.
Предположим, что каждый из них тоже оставлял бы в супермаркете по $50 в неделю, а значит, Happy Jack's теряет:
$44 200в год, или$442 000за десятьлет.
А все из-за того, что миссис Уильяме была недовольна и решила больше не покупать у них.
Хотя эти цифры уже заставляют задуматься, все же и они немного занижены. Директор сети продуктовых магазинов сказал мне, что обычно покупатель оставляет там за неделю не менее $ 100. Так что потеря подобного клиента может удвоить сумму потерь.
Задумайтесь на минутку, сколько денег вы получаете от каждого покупателя. Быть может, он покупает у вас каждый месяц или два, а возможно, лишь раз в несколько лет. Но почти в каждом случае лояльный покупатель — залог вашего успеха. Рассматривать покупателей как однодневных клиентов небезопасно для вашего финансового здоровья.
______________________________________________ Глава 1
А теперь об издержках замещения
Исследования показали, что привлечение нового покупателя обходится в шесть раз дороже1 (в основном затраты на рекламу и продвижение товара), чем сохранение старого (сюда могут быть включены затраты на замену и ремонт, бесплатные образцы). В одном докладе удалось найти такие цифры: $19 для того, чтобы покупатель был доволен, против $118, чтобы завлечь в магазин нового покупателя.
И вновь нехитрые вычисления демонстрируют издержки утраты миссис Уильяме (табл. 1):
Таблица 1
Издержки на то, чтобы сделать ее довольной $19
Цена привлечения 17 новых покупателей $2006
Как потерянные покупатели могут лишить вас работы
Вы с легкостью можете рассчитать объем продаж, необходимый, чтобы выплатить зарплату работникам. Предполагая, что компания выплачивает 50% в виде налогов и получает доход в 5% после уплаты налогов, составим следующую таблицу, показывающую, сколько нужно продать, чтобы заплатить каждому работнику (с учетом трех уровней оплаты) и удержать показатели прибыльности на прежнем уровне (табл. 2).
Конечно, эти значения могут испытывать некоторые колебания. Но влияние продаж на наличие работы у сотрудников налицо.
Если продавец, получающий $10 000 в год, потеряет из-за своего поведения трех или четырех покупателей в год, то
1 Многие говорят, что в наш век информации легко получить представление о компании задолго до того, как переступишь ее порог. Однако именно по этой причине многие покупатели пребывают в растерянности, идти ли вообще в организацию, не говоря о том, чтобы иметь с ней дело.
Потрясающие | идеи, на которых | следует сосредоточиться | |
Таблица 2 | |||
Зарплата, $ | Прибыль, $ | За вычетом налогов, $ | Необходимые продажи, $ |
25000 15000 10000 | 11500 6900 4600 | 18250 10950 7300 | 365000 219000 146000 |
он не сможет достигнуть уровня продаж, необходимого, чтобы выплачивать ему заработную плату! К сожалению, во многих организациях работают сотрудники, которые теряют трех-четырех покупателей ежедневно] Ужас...
Как извлечь прок из истории
с миссис Уильяме для вашей компании?
Как связана история миссис Уильяме и бакалейного магазина с вами и вашим бизнесом? В общем, везде происходит одно и то же. Ваши недовольные покупатели рассказывают другим, пока еще потенциальным, покупателям. Они же, в свою очередь, расскажут еще большему числу людей.
Что ж, вернемся к истории с миссис Уильяме, но на этот раз используем ее применительно к вашему бизнесу. Предположим, что вы потеряли одного покупателям и статистика примерно та же. Не поленитесь подсчитать некоторые цифры применительно к вашей организации. Если вы работаете на некоммерческую организацию, где цифра продаж в долларах не является важным показателем, то рассчитайте количество людей, которые могут быть недовольны или расстроены из-за вас, или деятельности вашей организации. И примите во внимание психологические издержки и стресс, который приходится испытывать ежедневно из-за общения с расстроенными, злыми и недовольными клиентами (см. табл. 3).
Глава 1
Таблица 3
Расчет издержек от потери одного покупателя
Используйте следующие характеристики, чтобы подсчитать потери от одного разочарованного клиента: