Четвёртая точка зрения: язык и мышление связаны диалектическими отношениями и в целом образуют взаимообусловленное единство.

И.И. Мещаников 70г. XX века: «Не тождество, а диалектическое единство объединяет язык и мышление» (одно не существует без другого).

Пятая точка зрения: язык и мышление как самостоятельные сущности. Существует так же точка зрения об относительной независимости языка от мышления и наоборот.

В книге Адамара «Проблема творческого мышления» приводятся примеры, когда он сам (Адамар), ученики фиксировали отсутствие в сознании слов естественного языка, а так же других видов знаков (математических) во время своей мыслительной работы. Согласно Адамару, выражение результата мыслительной деятельности словами обычного языка представляет собой самостоятельный и не всегда успешно завершённый процесс.

Несловесное мышление – Томсон, Сеченов, Рубинштейн.

Следовательно, существование различных точек зрения по данному вопросу свидетельствует о том, что проблема взаимоотношения языка и мышления является сложной и на данный момент она не является достаточно изученной ни в теоретическом, ни в экспериментальном плане.

Чтобы проследить за формированием проявлений связи необходимо рассмотреть отдельные вопросы, свидетельствующие об этой связи.

II. А.А. Потебня подчёркивал, что вопрос об отношении мысли к слову тесно связан с вопросом о происхождении языка.

В процессе совместного труда у человека появлялась потребность в общении, возникала необходимость обмениваться мыслями.

Потребность в коммуникации проводит к зарождению языка, а затем язык создаёт человека как мыслящее существо, а не наоборот.

Соссюр: «Без речи наше мышление представляло бы собой аморфную, нерасчленённую массу. Мышление само по себе похоже на туманность где ни что не разграничено».

Дальнейшее развитие мышления непосредственно связано с усложнением человеческого труда и расширением его сферы. Это процесс развития мышления сопровождается изменением языка, усовершенствованием его формы.

III. Мыслительные процессы совершаются в головном мозге человека. Установлено, что управления разными видами речевой деятельности заложено в разных зонах мозговой коры. Обычно в левом полушарии головного мозга. Это служит психофизиологическим аргументом в пользу гипотезы о совместном становлении и развитии речевой, мыслительной и трудовой деятельности человека. Наличие в мозге различных речевых зон обеспечивает существование в сознании человека мысли способной воплощаться в вербальной форме, и в тоже время мысли основанной на сочетании нейронов других зон мозга могут выражаться в другой невербальной форме (комбинации красок, музыкальных звуков, математических знаков).

Очевидно в зависимости от специфики умственной деятельности его мышление может протекать в различных зонах коры головного мозга.

ВИДЫ И ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ

В Советском языкознании виды мышления тесно связаны с проблемой происхождения языка (у Потебни).

Серебрянников считает, что мышление должно появиться раньше чем речь.

Ф. Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» отмечал - «Труд возникает раньше чем речь, а труд без мышления невозможен».

К. Маркс: «Человеческое сознание развивается из сознания животного и становится общественным только благодаря языку» следовательно, был период, когда человеческое сознание существовало, но не было общественным.

В Институте Экспериментальной Медицины под руководством Н.Бегтеровой изучают особенности локализации речевых центров в коре головного мозга, и те нарушения, которые происходят в речи и в восприятии и порождении речи людей при повреждении разных участков головного мозга.

Афазии – отклонения при повреждениях бывают следующие:

- лексические

- при чтении

- синтаксические

Подтверждение того, что различные коды находятся в различных местах головного мозга, нейрофизические эксперименты доказывают, что мозг, будучи материальным субстратом мышления, специализируется на выполнении разных видов речевой деятельности.

Материальная субстанция (мозг) поражает нематериальную (мысль), но как это происходит неизвестно.

Отсюда можно сделать вывод, что мозг материальный субстрат мысли, человек планирует, свои действия и этим во многом отличается от животного.

Выделяют разные типы мышления:

1. Дословное

- образное

- практическое

общие для человека и животного

2. Вербальное

Развитие языка и вербального мышления не устранило дословное мышление. Вербальное мышление достаточно медленное. Оно характеризуется внутренним проговариванием.

3. Поствербальное – носит зрительный или слуховой характер.

Согласно другой точке зрения можно выделить:

1. Образное мышление

2. Практическое мышление

3. Словесное мышление

4. Символическое мышление

5. Пространственное мышление

Мельничук же выделяет:

1. Наглядно-образное мышление

2. Практически-действенное мышление

3. Словесно-логическое мышление

Выделяя разные типы мышления, все исследователи признают наличие вербальных и невербальных форм мышления.

Внутренняя речь имеет более сложное строение, чем внешняя.

Способность к языку и уровень развития мышления (интеллекта).

Хомский: «Врождённая способность к языку».

Чтобы эта свёрнутая способность могла реализоваться, ребёнок нуждается в языковом коллективе, иначе эта способность не реализуется.

Билингвы – люди, одинаково свободно владеющие двумя языками.

Способность ко второму языку сохраняется до 10 лет.

Наши рекомендации