Структурная семейная терапия 4 страница

Процедуры поведенческой терапии, опирающиеся на С. о., были разраб. Дж. Котела. В С. о. и само поведение, к-рое подлежит изменению, и его последствие, к-рое ответственно за изменение этого поведения, происходит в воображении клиента в соответствии с инструкциями терапевта. Первой из таких процедур была разраб. процедура скрытой сенсибилизации.

Скрытая сенсибилизация с успехом применялась в решении целого ряда поведенческих проблем, включая ожирение, злоупотребление наркотиками, членовредительство, алкоголизм, сексуальные расстройства, курение и непреодолимую тягу к воровству. В серии исслед., проведенных Д. Барлоу и его коллегами, были получены эмпирические подтверждения того, что скрытая сенсибилизация яв-ся эффективной процедурой лечения со сравнительно устойчивыми и продолжительными терапевтическими эффектами.

В 1970 г. Котела разраб. и предложил процедуру скрытого положительного подкрепления (covert positive reinforcement, CPR). В отличие от скрытой сенсибилизации, предназначенной для снижения частоты возникновения неадекватного, нежелательного поведения, СPR предполагала повышение вероятности возникновения адекватного, желательного поведения. В процессе CPR клиент пытается представить и пережить в своем воображении ситуации, связанные с целевым поведением. В CPR за образом желательного поведения непосредственно следует переживание клиентом образа приятной, оптимистической подкрепляющей сцены. Т. о., CPR — аналог своего оперантного двойника, положительного подкрепления. Скрытое положительное подкрепление использовалась для модификации таких беспокоящих форм поведения, как герои новая наркомания, фобии и повышенная чувствительность к боли. По сфере охвата СPR яв-ся наиболее универсальной из всех процедур С. о.

Существует определенное сходство между CPR и систематической десенсибилизацией Дж. Вольпе: опора на воображение, частое использование тренировок релаксации и эффективность в лечении фобий. Из-за этих сходств нек-рые психологи ошибочно считают CPR вариантом десенсибилизации. Однако применимость СPR к более широкому спектру поведения, включая и не содержащие аффективного компонента его формы, а тж рез-ты эксперим. исслед. механизмов CPR, представляют убедительные свидетельства в поддержку оперантной теоретической основы СPR.

Были разраб. еще 4 процедуры С. о.: скрытое моделирование (covert modeling, СМ), скрытое отрицательное подкрепление (covert negative reinforcement, CNR), скрытое угашение (covert extinction, CE)и скрытые издержки реакции (covert response cost, CRC). Во всех случаях процедура С. о. имела в своей основе соотв. оперантный аналог.

Скрытое моделирование яв-ся наиболее тщательно изученной и широко используемой из этих дополнительных процедур. А. Каздин написал обзор исслед. по скрытому моделированию в книге Дж. Сингера и К. Поупа «Сила челов. воображения» (The power of human imagination). Скрытое моделирование нашло применение в ситуациях обучения соц. навыкам и моторному поведению и оказывается особенно полезным для клиентов, испытывающих затруднения с воображением себя в соотв. ситуациях или при реализации определенных видов поведения. В СМ клиент представляет себе, что видит модель, реализующую целевое поведение. Скрытое отрицательное подкрепление может быть альтернативой СPR вслучаях, когда клиенты затрудняются представить себе, что с ними происходит что-нибудь приятное. В CNR клиент начинает с визуализации аверсивной сцены, а затем переключается на сцену того поведения, к-рое подлежит улучшению. В процедуре скрытых издержек реакции, являющейся полезным дополнением скрытой сенсибилизации, клиент представляет себе потерю подкрепляющего стимула в рез-те неадекватного поведения. Скрытое угашение особенно эффективно в модификации излишествующего поведения, такого как злоупотребление алкоголем и переедание: клиент в этом случае просто представляет себя реализующим целевое поведение без ожидаемого рез-та.

Несмотря на то что процедуры С. о. обычно требуют от поведенческого терапевта предварительного обучения клиентов, они могут впоследствии легко переводиться на уровень самоконтроля, позволяя тем самым клиенту приобретать большую независимость от терапевта. Одним из таких приложений, иллюстрирующих способ комбинирования отдельных процедур, яв-ся триада самоконтроля (self-control triad, SCT). SCT включает сочетание остановки мыслей, тренировки релаксации и CPR.

Др. способы самоконтроля, использующие С. о., разраб. в индивидуальном порядке, в зависимости от индивидуальных потребностей клиентов и тех видов поведения, к-рые они хотят изменить.

См. также Поведенческая терапия, Когнитивно-поведенческая терапия, Новаторские психотерапии, Психотерапия

Дж. Р. Котела, А. Кёрни

Скука (boredom)

Хотя С. является эмоцией, к-рую, вероятно, испытывал каждый из нас, она вызывала к себе меньший исследовательский интерес по сравнению с такими эмоциями, как депрессия и гнев.

Существуют важные теорет. основания рассматривать С. как мотивационное понятие, связывающее внутренние чувства и мотивы с условиями среды. Мн. теории связывают С. с вниманием, возбуждением, процессом обработки информ. и стимульной недогрузкой. Согласно наиболее распространенному теорет. подходу, С. возникает в ситуациях с уровнем стимуляции ниже оптимального. При этом теоретики сосредоточиваются либо на внешних факторах, либо на внутренних условиях. Берлайн определял С. как «драйв, к-рый редуцируется в процессе направляемого интересом исследовательского поведения и актуализируется, когда внешняя стимуляция становится слишком редкой или слишком монотонной». В исслед. трудовой деятельности часто придается особое значение внешним условиям, поскольку они влияют на производительность труда. В противоположность этому, Цукерман подчеркивал роль внутренних элементов и рассматривал подверженность С. как компонент модели поиска стимулов (stimulus-seeking model). О'Хэнлон связывает С. с возбуждением, привыканием (габитуацией), усилием (effort)и стрессом. Лэйрд утверждает, что переживание С., по крайней мере отчасти, возникает в результате сознавания себя неспособным направить внимание на что-либо при отсутствии видимых на то причин.

Ксизентмихали исследовал баланс С. и тревоги, рассматривая оба эти состояния как результат несоответствия между требованиями окружения и личной компетентностью. С. возникает в ситуациях, в к-рых способности человека превышают ситуационные возможности для их проявления, в то время как тревога возникает тогда, когда окружение требует от данного человека больше, чем он оказывается в состоянии выполнить или предоставить на данный момент времени. Достижение баланса происходит в «потоке» («flow») или, говоря иначе, в состоянии радостного чувства поглощенности интересной деятельностью. Плутчик в свой структурной модели 8 базовых эмоций определяет С. как близкую к отвращению и раздражению, но более умеренную, а тж граничащую с др. умеренными эмоциями, такими как досада и легкая грусть. Экзистенциалисты различают экзистенциальную С. и невротическую С. В психоаналитическом подходе акцентируются проблемы конфликта или контроля; напр., Феничел утверждает, что С. появляется, «когда нам нельзя делать то, что мы хотим делать, или должны делать то, что мы делать не хотим». Кросс-культурные исслед. тж предлагают возможные направления для изучения С. как одного из важных факторов отношений между индивидуумом и окружающей средой.

Одно направление исслед. представлено экспериментами, в к-рых происходит манипулирование условиями: создается стимульная ситуация, к-рая предположительно вызывает С., напр., дается монотонное задание на вычеркивание определенной буквы на страницах, состоящих из наборов случайных букв. Др. подход подразумевает изучение повседневного опыта; он гл. обр. использовался Ксизентмихали и его сотрудниками. Третий подход состоит в коррелировании показателей оценочных шкал или опросников для измерения С. с др. измерениями или условиями.

При измерении С., как и в случае мн. др. эмоциональных состояний, таких как депрессия или тревога, чаще всего используются различные формы самоотчетов. Поведенческие признаки состояния С. включают зевоту, «потускневшие» глаза, облокачивание, ерзанье на месте и такие признаки невнимания, как рассматривание стен помещения. Противоположные С. эмоции пли состояния включают интерес, энтузиазм, вовлеченность, поглощенность (flow)и оптимальную стимуляцию.

В свою шкалу поиска стимулов Цукерман включил подшкалу подверженности С., к-рая использовалась во многих исслед.

К числу др. (к сожалению, немногих) релевантных измерений можно отнести шкалу склонности к С. (boredom proneness, ВР), 28-пунктовую самооценочную шкалу, к-рая демонстрирует хорошую надежность и достаточную валидность, но не имеет значимых корреляций с подшкалой Цукермана. Воданович и Касс выделили в шкале ВР 5 факторов, оказавшихся во многом концептуально сходными с теми, к-рые рассматривались в литературе: внешняя стимуляция, внутренняя стимуляция, аффективные реакции на С., восприятие времени и ограничивающие условия. Мужчины более подвержены состоянию С., чем женщины; к тому же в склонности к С. наблюдаются культурные различия. Кроме того, показатели по шкале ВР оказались связанными с нежеланием голосовать на выборах и патологическим влечением к азартным играм. В ряде исслед. была обнаружена умеренная взаимосвязь между депрессией и С. Нек-рые межличностные характеристики, такие как одиночество, тж оказываются связанными со С.

Преодоление С. является отдельной областью исслед. Воображение служит одним из способов преодоления однообразия ситуаций, и недостаток воображения может быть связан с показателями ВР. Есть данные, что аддиктивные формы поведения, напр. переедание, используются в качестве способа преодоления С. Робинсон показал, что С. может быть важным фактором школьной успеваемости, и предложил системно-ориентированную модель. Нек-рые клиницисты отмечают, что существует проблема преодоления скуки в ходе психотер. как со стороны пациента, так и со стороны терапевта; С. рассматривается в качестве индикатора проблем в осуществлении переноса и контрпереноса. Установлено тж, что С. является индикатором проблем, связанных с креативностью. Положительная функция С. может заключаться в подготовке индивидуума к выполнению др. деятельности. Несомненно, имеется достаточно свидетельств, указывающих на то, что С. как эмоциональное состояние заслуживает гораздо большего внимания исследователей. Работа по вычленению состояния С. из ряда др. эмоций, установлению ее специфики и встраиванию ее в общую теорию эмоций на сегодняшний день еще далека от своего завершения.

См. также Низкие учебные достижения, Когнитивная сложность, Диспозициональные наборы, Промежуточные переменные, Мотивация, Поиск ощущений

Н. Д. Сандберг

Словарные тесты (vocabulary tests)

В издании 1994 г. каталога Tests in print IV перечислено 40 англоязычных С. т. (нек-рые не вошли в этот список). Однако подобные перечни яв-ся лишь верхушкой айсберга. Наряду со словарными субтестами многочисленных интеллектуальных тестов и тестов достижений существуют еще разнообразные вербальные тесты, к-рые сильно коррелируют со словарными, требуют знания слов и измеряют во многом ту же самую функцию: словесные аналогии, синонимы—антонимы, классиф. слов и т. п.

С. т. обладают большой привлекательностью. Если бы можно было предположить, что все респонденты выросли в одном и том же общем окружении и имели сходные возможности в пополнении словарного запаса, оценки последнего в таком случае отражали бы способность. Однако большая часть традиционного обучения нацелена на приобретение понятий в специфической области, поэтому увеличение словарного запаса оказывается важным аспектом приобретения знаний. Словарный запас яв-ся базовым компонентом для овладении навыками чтения и письма, а тж необходимой предпосылкой различных форм интеллектуальных усилий.

Высокие интеркорреляции пунктов С. т. имеют следствием высокую надежность этих тестов, измеренную как путем оценки внутренней согласованности, так и методом взаимозаменяемых форм. Эмпирическая валидность С. т. в ситуациях, требующих интеллектуальных способностей, тж имеет тенденцию быть высокой, поскольку мн. интеллектуальные действия почти синонимичны оперированию вербальными понятиями.

См. также Меры интеллекта

Ф. ДюБуа

Словарный тест в картинках Пибоди (Peabody picture vocabulary test)

Тест Пибоди представляет собой 175-страничный буклет, каждая страница к-рого содержит 4 ил. широко распростр. объектов, таких как игрушки, кухонные принадлежности и животные. Тест проводится следующим образом: экзаменатор наз. стимульное слово (напр., «свеча») и просит испытуемого показать или как-нибудь еще обозначить правильный ответ. Этот тест имеет широкий диапазон измерений. Однако используемые в нем картинки не разделены границами, имеющими ясное психол. истолкование. Тестируемый получает общий показатель в виде числа правильных ответов, к-рый м. б. переведен в стандартный показатель, процентиль и, по желанию, в IQ.

Тест Пибоди отличает не только широкий диапазон измерений, но и многофункциональность. С этим тестом могут с удовольствием работать даже дети с задержками развития. Его можно рассматривать и как тест общего интеллекта на основании того, что (при сохранении постоянными условий проведения) более сообразительные от природы дети, в целом, справляются с ним успешнее, чем менее сообразительные. Тест имеет две формы. Показатели валидности и надежности считаются достаточными для его индивидуального клинического применения, и этот тест часто используют в сочетании с др. тестами, такими как тесты Векслера и Стэнфорд-Бине.

См. также Меры интеллекта

А. Симпкинс

Словарь профессий (dictionary of occupational titles, DOT)

Разраб. в 1939 г. Службой занятости Министерства труда США (U.S. Department of Labor's Employment Service), С. п. предоставляет стандартизованную информ. о профессиях, являющуюся полезным подспорьем для частных лиц и специалистов в процессе поиска работы. С. п. включает чрезвычайно широкое разнообразие профессий в отношении всего спектра направлений, по к-рым ведется трудоустройство службами занятости США.

Разделы словаря содержат описания примерно 40 000 профессий, охватывающие почти все виды деятельности в экономике США. Поскольку он группирует профессии в рамках единой классификационной системы, опирающейся на то, как различные виды деятельности связаны с их задачами и требованиями, он оказывается чрезвычайно полезным в качестве инструмента трудоустройства. Он помогает работникам отделов кадров сравнивать имеющиеся рабочие умения с требованиями профессии.

Система представления информ. обладает множеством очень полезных свойств. С. п. может, напр., определить задачи, к-рые, вероятно, придется выполнять работникам в конкретной профессии; виды машин или инструментов, к-рые, вероятно, будут при этом использоваться; количество самостоятельных решений, к-рые работнику, вероятно, придется принимать в своей деятельности; и рабочую среду, в к-рой она, вероятно, будет реализовываться.

См. также Профконсультирование, Профессиографический анализ

С. Г. Осипов

Служба тестирования в образовании (education testing service)

В декабре 1947 г. Совет регентов ун-та штата Нью-Йорк (New York State Board of Regents)дал разрешение на создание Службы тестирования в образовании (СТО) — некоммерческой корпорации, к-рой передавались функции тестирования, выполнявшиеся ранее Советом по вступительным экзаменам в колледжи (College Entrance Examination Board), корпорацией Карнеги (Carnegie Corporation)и Федеральным советом по народному образованию. Среди пяти основателей СТО были Г. Чонси, бывший декан Гарвардского ун-та и инспектор ВМС США, и Д. Джозефс, бывший президент корпорации Карнеги. Деятельность новой корпорации была посвящена обслуживанию образовательных и правительственных учреждений, к-рые она снабжала тестами и предоставляла связанные с ними услуги, а тж распространению и развитию теории и методов тестирования через орг-цию н.-и. работы.

С момента своего основания СТО выросла в невероятной степени и расширилась от главного представительства в Принстоне (штат Нью-Джерси) до неск. региональных представительств в США и 5000 центров тестирования, 400 из к-рых находятся в др. странах. 90% доходов корпорации поступает за счет проведения тестирования, включающего программы учеб. тестирования на всех образовательных уровнях — от начальной и средней школы до аспирантуры и профессиональных школ. Безусловно, наибольший объем в практике тестирования занимает проведение Теста академических способностей (Scholastic Aptitude Test, SAT)и Предварительного SAT/Национального квалификационного теста для получения стипендии (Preliminary SAT / National Merit Scholarship Qualifying Test), в к-рых ежегодно принимают участие в качестве кандидатов более млн уч-ся. СТО, вместе с АСТ-программой — сходной, хотя и меньшей орг-цией, отвечают за отбор большей части абитуриентов и кандидатов на получение стипендии в США. В добавление к этому, такие программы СТО, как Вступительный тест для юридич. школ (Law School Admission Test), Тест для поступающих в аспирантуру по направлению «менеджмент» (Graduate Management Admission Test)и Письменные экзамены для аспирантов (Graduate Record Examination), широко применяются в аспирантурах и профессиональных школах для отбора кандидатов. Тест по английскому языку как иностранному (TOEFL)помогает колледжам и ун-там определить, владеют ли иностранные студенты английским языком на уровне, достаточном для поступления в высшие учеб. заведения США. СТО тж разраб. тесты для профессиональной аттестации, такие как Гос. экзамен для учителей (National Teacher Examination)и тесты достижений по самым разным предметам в рамках своих программ Опережающего отбора и экзаменов университетского уровня (Advanced Placement and College Level Examination programs).

Начиная с 1960-х гг., из различных источников все чаще стали звучать обвинения в адрес СТО в том, что своими программами тестирования она закрывает путь к поступлению в высшие учеб. заведения тысячам кандидатов. Эта критика касалась якобы недостаточной прогностической валидности у таких тестов, как SAT, необоснованно высокого веса, придаваемого тестовым показателям при принятии решений о зачислении, и излишне жестких защитных мер, применяемых при проведении таких тестов. Одним из рез-тов этой критики стало введение в силу в 1970-х гг. в штатах Калифорния и Нью-Йорк закона, регулирующего раскрытие информ. о тестах и тестировании. На неск. конференциях СТО решительно отстаивала право на свою деятельность.

Помимо проведения академических тестов, СТО предоставляет ряд услуг образовательным центрам. Сюда входят сбор информ. по необходимым финансовым вложениям в стипендиальные программы, выявление кандидатов на поступление в аспирантуру из числа национальных меньшинств, разраб. инструментария для оценки деятельности преподавателей колледжей и работы высших учеб. заведений, предоставление широкого спектра консультационных услуг, нацеленных на совершенствование практики оценивания и преподавания. В 1978 г. с целью координации деятельности с др. государствами было учреждено Междунар. представительство СТО.

Силами своего Центра программ профориентационных и профессиональных измерений (Center for Occupational and Professional Measurement Programs)СТО тж активно включилась в разраб. и проведение тестов в области лицензирования, аттестации, непрерывного образования и самооценки по более чем 50 профессиям и специальностям. СТО размещает у себя одну из крупнейших в мире открытых библиотек тестов, а тж Центр обмена информ. Информационного центра образовательных ресурсов (Educational Resources Information Center (ERIC) Clearinghouse), где собраны неопубликованные исслед. и документы по вопросам тестирования, измерения, оценки, теории научения и развития чел.

Около 8% бюджета СТО отводится на н.-и. деятельность, к-рую проводят исследовательские отделы. Финансируемые СТО, федеральным правительством и различными фондами, эти отделы имеют большой штат специалистов, к-рые проводят фундаментальные и прикл. исслед. по психологии и педагогике.

См. также Тесты академических способностей, Психометрика

С. Урбина

Службы системы здравоохранения (health care services)

В США система здравоохранения представляет собой сложную смесь отдельных подсистем, каждая из к-рых развивалась отдельно и ориентирована на обслуживание специфических сегментов населения.

В истории развития совр. системы здравоохранения США можно выделить 3 важных периода. Первый начался в середине XIX в., когда стали процветать большие больницы. Развитие больниц символизировало институционализацию здравоохранения в стране.

Начало второго периода приходится на конец XIX—начало XX в., с введением научного метода в медицину. До этого времени медицина представляла собой свободное собрание недоказанных обобщений и добрых намерений.

Перед Второй мировой войной США прошли бурный период соц., политического и технологического развития, с к-рым завершился второй этап развития здравоохранения. Научный прогресс продолжался, параллельно ему повышался интерес к соц. и организационной структуре здравоохранения. В это время внимание было в первую очередь обращено на финансирование здравоохранения и развитие мед. страхования. О повышении сосредоточения власти в федеральном правительстве свидетельствуют Закон о строительстве и контроле больниц (Hospital Survey and Construction Act), огромное бюджетное финансирование исслед. в Национальном ин-те здоровья и вступление в силу системы мед. страхования «Медикэр».

Полная система здравоохранения состоит из мн. служб. Каждая отдельная, частная система здравоохранения предоставляет различные услуги с различным уровнем интенсивности. Системы, предоставляющие обслуживание, м. б. формально или неформально организованы. Вне зависимости от типа системы или типа финансирования учреждений здравоохранения, существование осн. перечисленных далее элементов необходимо для того, чтобы обслуживаемое население смогло максимальным образом реализовать свой челов. потенциал.

Службы общественного здоровья и профилактической медицины имеют целью защиту пищи, воды, воздуха, дорог и окружающей среды. Специфической функцией яв-ся профилактика определенных заболеваний, включая вакцинирование от полиомиелита и различных детских инфекций. Выполняется тж и общая функция санитарно-просветительской работы среди населения.

Служба скорой помощи предоставляется для решения ургентных (неотложных) мед. проблем, простых или серьезных. Это включает срочную транспортировку, наличие подготовленного парамедицинского персонала, стационарных отделений «скорой помощи» и различных др. кадровых и институциональных средств.

Службы неургентной амбулаторной помощи обслуживают больных, состояние к-рых требует знач. более высокой профессиональной подготовки. Среди требуемых — навыки диагностики, мед. лечения и детальное знание диагностических тестов и лекарственных средств.

Простое стационарное обслуживание обеспечивает кратковременную госпитализацию с акцентом на технические и кадровые ресурсы, необходимые для решения проблем больного за короткий промежуток времени.

Сложное стационарное обслуживание обеспечивает лечение заболеваний, требующих гораздо более сложного, серьезного и продолжительного лечения в стационаре. Предоставляемые услуги более сложны, технически совершенны и дороги. Они требуют участия мн. высококвалифицированных специалистов из различных областей медицины.

Долговременное постоянное обслуживание и реабилитациянеобходимы в лечении нек-рых заболеваний но завершении интенсивной терапии в остром периоде. Это лечение может длиться неск. недель или лет, оно начинается в больнице и продолжается в учреждении долговременного содержания. Службы ориентированы на обслуживание средним медперсоналом, лечебную физкультуру, эмоциональную поддержку, решение соц. проблем, связанных с финансами, проживанием и семейными отношениями.

Обслуживание в связи с соц., эмоциональными проблемами и проблемами развитияобычно требует широкого спектра учреждений. Эти службы предоставляют полную долговременную поддержку в повседневной жизни в большей степени, чем обычные врачебные или стационарные службы, ориентированные на лечение острых соматических состояний.

Транспортировкадолжна быть в распоряжении служб «скорой помощи» для обездвиженных пациентов или для малообеспеченных больных, не имеющих возможности воспользоваться услугами системы без предоставления им транспорта.

Финансовая компенсация инвалидноститж необходима. Общая результативность мед. обслуживания зависит не только от технической оснащенности служб здравоохранения. Процесс выздоровления больных может потребовать финансовой поддержки, необходимой для возобновления их прежнего стиля жизни.

См. также Первичная профилактика психопатологии, Право на получение лечения

Р. Т. Джубилато

Службы «горячих линий» (hot line services)

С. г. л. дают определенным группам населения возможность беспрепятственно и анонимно связаться с психол. консультационной службой, где в роли консультанта обычно выступает специально обученный волонтер или парапрофессионал. Изначально телефонные консультационные службы создавались для оказания помощи в экстренных ситуациях. Впоследствии их функции расширились и в настоящее время включают услуги по предоставлению информ., в т. ч. о возможных источниках получения помощи. Кроме того, в С. г. л. общественных центров психич. здоровья и консультационных центров колледжей сочувственно выслушивают тех, кто обращается по поводу любых, даже незначительных, проблем.

С. г. л. используют совр. технологии для решения проблем, вызванных издержками технократической культуры, в частности обезличенностъю общения и затрудненностью личных контактов. Использование телефона придает процессу консультирования нек-рые уникальные свойства, позволяет обеспечить анонимность консультанта и обратившегося за помощью, а тж возможность в случае необходимости направить по данному адресу соотв. специалистов.

Исторически С. г. л. делали акцент на более эффективном использовании профессионалов в роли консультантов и супервизоров, вместе с тем пользуясь услугами парапрофессионалов, имевших сходный опыт в прошлом. Кроме того, по функциям С. г. л. последовательно приближается к активной модели здравоохранения: их главной задачей в настоящее время яв-ся профилактика, напр., суицидов, в т. ч. посредством повышения соц. компетентности лиц из групп риска и развития у них навыков совладания со стрессом.

См. также Консультирование, Профилактика суицида, Ограниченная по времени психотерапия

К. Шапиро

Слуховая различительная способность (auditory discrimination)

Звуковые волны имеют длительность и м. б. описаны с помощью трех физ. характеристик: частоты, интенсивности и фазы. Слуховая система с ее анатомич. и нейрофизиологическими функциями не только способна обнаруживать акустические раздражители, но и анализировать их надпороговые различия по этим характеристикам в качестве основания для дифференциации раздражителей.

В границах типичного диапазона нормального слуха — примерно от 20 до 20 000 Гц — звуки разной частоты слышны в полной тишине неодинаково. Частоты в области от 1000 до 2000 Гц слышны при меньшей интенсивности сигнала; при выходе за границы этой области происходит незначительное повышение порогового уровня звукового давления в случае продвижения к верхней границе слышимого диапазона, но заметно его повышение для частот, приближающихся к нижней границе этого диапазона.

При частоте чистого тона ниже 1000 Гц челов. ухо различает абсолютные изменения до 3 Гц; при частоте чистого тона выше 1000 Гц испытуемый может точно сообщить об абсолютных изменениях, составляющих 0,2—0,3% от частоты тестового стимула. Наименьшее абсолютное изменение частоты, к-рое м. б. выявлено, принято называть едва заметным различием (ЕЗР, или Δf). Эта величина м. б. выражена через относительное изменение частоты, Δf / f а, где f — частота тестового тона. При частотах выше 1000 Гц величина Δf / f (отношение Вебера) остается постоянной и составляет приблизительно 0,003; в области частот ниже 1000 Гц отношение Вебера возрастает по мере уменьшения частоты. Т. о., ухо менее чувствительно к изменениям низкочастотных тонов. Различение частоты улучшается по мере увеличения интенсивности тестового тона над порогом, с очень большими декрементами ЕЗР при частотах выше 2000 Гц. Существует по меньшей мере 1500 ЕЗР в частоте между нижней и верхней границами слышимого диапазона, при заданном значении порогового уровня звукового давления.

Наши рекомендации