Глава 4. подходы к разрешению типовых консультативных проблем 7 страница
«Признание потенциального и непознаваемого духовного «Я» учит бережности и осторожности в оказании психологической по мощи: недопустимо внедрять себя, свои установки и оценки в душу другого. Человек призван осуществить свою неповторимую инди видуальность, идти своим единственным путем. Чужое «Я» может стать помехой на этом пути. Особенно явно это выступает в творче ском становлении личности.
Стремление найти свой идеал, наставника, любимого свойствен но большинству людей, ищущих психологической помощи. Поэто му, оберегая человека, нужно учиться вненаходимости и избегать позы учителя. Необходимо сдерживать свое личное рвение «продви нуть вперед» человека, стараться откликаться лишь на его вопросы
и усилия. Нужно воспитывать в себе эмоциональную сдержанность
и спокойствие» [с. 142].
В этом сочетании «развивается чуткость как к собеседнику, так и к своей интуиции, вера в свое духовное «Я» и духовное «Я» другого. Как в любом творческом процессе, чувство «эврика!» подсказывает, что искомое найдено. Здесь голос творческой интуиции сливается с голосом совести; она дает знать, что хорошо и что плохо. Это со вершается и в душе консультанта, и в душе консультируемого. Наи более очевидно это в том случае, когда человек с радостью осознает
и принимает то, что мучительно трудно и болезненно для его само любивого наличного «Я»; когда он решается преодолеть, «победить себя» (когда ему не подсказано решение, а он сам пришел к нему). Это уже опытное доказательство силы духовного «Я».
Для того, чтобы подобный процесс в душе консультируемого совершился, «человеку бывает необходим диалог с собеседником вовне — с человеком, верящим в него, в его духовные возможно сти; тогда он начинает верить в себя и открывает в себе эти возмож
– 181 –
ности». Отсюда для консультанта важно понимание своей ограни ченной роли в процессе духовного развития консультируемого: «Понимание, что ты не Учитель, а всего лишь пособник в диалоге, приводит к скромности, помогает ценить общение с каждым челове ком и учиться у каждого... И постепенное осознание своего духов ного «Я» все глубже раскрывает собственные изъяны и трудности их преодоления» [с. 97].
Признаком того, что «искомое найдено», служит «умиротворе ние души собеседника. Оно приходит потому, что человек находит согласие с самим собой, своим высшим духовным «Я». Важно то, что это чувство мира, внутреннего спокойствия и удовлетворения беседой возникает вопреки тому, что принятое им осознание жиз ненной ситуации и решение изменить поведение идет наперекор на личному «Я» с его самолюбием, эгоизмом, амбициями и даже благо получием».
В подобные моменты наблюдается «резонирование» консуль танта и консультируемого: «...переживание глубокого внутреннего контакта с собеседником и чувство спокойного удовлетворения, зву чащего в голосе консультируемого и переживаемого самим консуль тантом. Между ними наступает согласие. У них нередко возникает совпадение мыслей. Это совпадение мыслей объясняется просто: собеседники заговорили о вечном, общечеловеческом, живущем в глубине души каждого из них» [с. 101].
Собственно, такая ролевая особенность консультанта является специфичной для консультирования. Т. А. Флоренская настаивает на том, что именно эта позиция наиболее справедлива: «Существенно то, что «в глубине души» они — консультируемые — это знали, но это знание, очевидно, затемнялось непосредственными желаниями
и побуждениями. Психолог сыграл роль «повивальной бабки», вы звав это знание из глубины души и подтвердив его правильность...» [с. 79].
Таким образом, можно определить суть диалогического консуль тирования как совместное осознавание скрытого духовного потен циального знания в собеседнике (консультируемом). И тогда роль
– 182 –
консультанта становится более определенной. Она чем-то сродни священнику, который внимательно и терпеливо выслушивает чело века, не настаивает на своем, но в то же время совместно с человеком обращается к таким глубинам психики, что ход размышлений приво дит человека к «нужному» результату — через уровень духовности.
В своей работе Т. А. Флоренская особо прописывает значимость профессионализма консультанта в ходе диалогического консультирования: «На первый взгляд может показаться, что для успешного диалога достаточно иметь общительный, мягкий и доброжелатель ный характер — и все пойдет само собой. Но наш опыт говорит о том, что этого недостаточно. Сочувствие людям, желание скорее по мочь нередко оборачиваются повышенной активностью консультан та в общении, тогда как от него требуется сдержанность и взвешен ность в словах: он дает преждевременные поверхностные советы и рекомендации вместо того, чтобы терпеливо помогать собеседнику самому осознать смысл своих трудностей и найти путь их преодо ления» [с. 126].
Именно профессионализм как уравновешенная позиция сочув ствия, внимания и помощи позволяет консультанту избегать типич ных ошибок. Т. А. Флоренская так характеризует ошибки в диалоге: «...перенос своего личного опыта на ситуацию другого человека,
а также на оценку личности собеседника и отношение к нему. На пример, если человек рассказывает о своей беспричинной ревно сти к жене, сопровождающейся мыслями об убийстве соперника, консультант-женщина, у которой есть свой личный опыт немоти вированной, необоснованной ревности мужа, невольно испытывает чувство антипатии к собеседнику, и пристрастное, необъективное отношение к ситуации консультируемого может привести к ложным оценкам и выводам. Диалог не состоится: вместо умиротворения со беседника консультант сама вступит в конфликт с ним и усугубит его личные трудности. Симпатии и антипатии к собеседникам воз никают помимо воли, пока нет доминанты на собеседнике и внена ходимости.
– 183 –
Распространенной ошибкой в диалоге является стремление ско-рее успокоить консультируемого, не разобравшись в существе егопроблемы, не вникнув во внутренний диалог собеседника. Но часто оказывается, что его душевная боль вызвана муками совести, и тог да благие желания консультанта не приносят глубокого примирения человеку с самим собой. Принцип гуманистической психологии «не оценивай», распространенный и среди наших отечественных психо логов, не позволяет высказать свою оценку нравственной ситуации,
и тогда консультант утрачивает свой голос, пассивно следуя за собе седником. Вместо диалога выходит монолог консультируемого.
Сочувствуя человеку, можно легко увязнуть в его отрицательных переживаниях и вместо того, чтобы умиротворить его, самому прий ти в душевное расстройство. Другая опасность — увязнуть в личных взаимоотношениях с консультируемым, стать виной новых трудностей и неразрешимых душевных проблем. Сочувствуя одиноким, инвалидам, жаждущим общения, консультант может утратить ту ду шевную ясность и трезвость, которая дается вненаходимостью...
Характерной ошибкой неискусного в диалоге консультанта явля ется стремление скорее «продвинуть» собеседника в духовном пла-
не. Это оказывается безрезультатным...» [с. 134].
Таким образом, к основным ошибкам стихийного диалогическо го консультирования можно отнести следующие:
yyперенос своего личного опыта на ситуацию собеседника,наоценку его личности и отношение к нему (симпатии и антипатии в процессе работы);
yy«увязание» (идентификация,заражение)в отрицательных переживаниях собеседника;
yyрешение консультанта,возникшее на основе уже имеющегосяопыта — решение «от ума». Психолог не слышит внутреннего диа лога в высказываниях собеседника, не внимает его собственным воз можностям выхода из трудной ситуации;
yyстремление скорее успокоить своего собеседника,даже еслиего душевная боль вызвана нравственным нарушением и свидетель ствует о муках совести;
– 184 –
yyотказ от оценки безнравственного поступка.
Для того, чтобы диалогическое консультирование прошло успеш но, следует знать о том, как его правильно выстроить. «Первичным для консультанта должно быть внимание к непосредственным моти вам обращения собеседника, его вопросу, каким бы маловажным он не выглядел в его глазах. Это внимание способствует непосредствен ному контакту. Когда он установлен, собеседник сам охотно раскры вает свои глубинные личностные проблемы и в такой доверительной беседе сам же и осознает их» [с. 131].
Так как диалогическое консультирование специфично по своей сути, вступая в диалог, консультант призван действовать особым об разом. Это находит свое отражение в нижеперечисленных принципах диалогического консультирования.
1. Вступая в диалог с собеседником, консультант признает в нем потенциальное духовное «Я».
2. Из этого признания следует, что он не может воздействовать на собеседника и управлять им, не нарушая гиппократовский прин цип «Не навреди!».
3. Личность собеседника в той или иной степени сама может раскрываться благодаря диалогическому контакту с консультантом.
4. Диалогический контакт возникает по мере принятия лич ности собеседника; принятие личности каждого основывается на убеждении в духовном достоинстве человека, независимо от его на личного состояния.
5. Другим условием диалогического контакта является сопере живание человеку в его наличных жизненных ситуациях — горестях
и радостях: это контакт с наличным «Я» собеседника.
6. Если принятие личности на основе его духовного «Я» безу словно, то принятие наличного «Я» обусловлено оценкой его про явлений (консультант может не принимать такие проявления, как жестокость, лживость, преступность и т. д.). Эта оценка определя ется универсальными общечеловеческими духовно-нравственными ценностями.
– 185 –
7. Консультант может высказать в той или иной форме свою оценку или подвести собеседника к самостоятельной оценке своего наличного «Я» и его проявлений. Действенность такой оценки за висит от наличия диалогического контакта.
8. Тактическими условиями диалога являются эмпатическое внимание к собеседнику, говорящему о своих трудностях и пробле мах, помощь в преодолении и снятии деструктивных переживаний (гнева, обиды, ревности, отчаяния и т. п.), предоставление возмож ности собеседнику «выговориться», разделить его трудности и об легчить сочувствием и утешением.
9. Эмпатическое внимание способствует проникновению во внутренний диалог собеседника — диалог наличного «Я» и духов ного «Я»: их противоречие, борьбу, конфликт или стремление к со гласию.
10. Достижение внутреннего мира, целостности личности собе седника возможно лишь благодаря примирению со своим духовным «Я», поэтому консультант в своих суждениях и оценках подтвержда ет голос духовного «Я», его правоту.
11. Занимая позицию духовного «Я» собеседника, психолог по могает ему осознать причину отрицательных переживаний, связан ных с угрызениями совести: не успокаивает, а способствует более полному раскаянию.
12. Эмпатический контакт помогает говорить на языке собесед ника, учитывая уровень его культурного и личностного развития, убеждения, мировоззрения и т. п.
13. Консультант должен исходить из конкретного запроса собе седника и, прозревая скрытые за ним мотивы, выявлять глубинные истоки этого обращения: духовные ценности не могут быть усвоены извне, но будучи общечеловеческими, могут пробудиться, актуали зироваться в значимой для человека ситуации.
14. В сфере проблем духовно-нравственного характера консуль тант стремится помочь осознанию противоречий между духовным «Я» и наличным «Я», оставляя за консультируемым свободу вы бора.
– 186 –
15. Сохраняя свою ролевую позицию, консультант не должен вступать с собеседником в отношения личного контакта и равнопра вия — это разрушает творческий конструктивный диалог, создает
и усугубляет проблемы «переноса». Необходимо вырабатывать по зицию «вненаходимости» — отстраненности от пристрастного лич ностного отношения ради объективности и полноты восприятия со беседника и его ситуации.
16. «Вненаходимость» помогает консультанту «не увязнуть» в наличном «Я» собеседника, а помочь ему приблизиться к духовному
«Я».
Но только ли диалог происходит между консультантом и консуль тируемым? Т. А. Флоренская использует слово «встреча». Она пишет: «Встреча» может совершаться на трех уровнях: эмоциональном, со знательном и духовном. Последний уровень содержит оба предше ствующих и является вершиной диалога-«встречи» [с. 188].
Диалог-«встреча» — это процесс, это суть консультирования. Уровни диалогического консультирования:
На первом уровне происходит преобразование отрицательных, негативных, болезненных состояний личности (переживаний, мыс лей, волевых тенденций) в положительные. Преобладающая форма общения консультанта — выслушивание, сочувствие и сострадание.
Вопросы направлены на изменение отрицательного состояния. Под держка положительных изменений в осознании собеседником своей ситуации. Консультант воздерживается от наставлений.
На первом уровне диалогического консультирования осущест вляется переход в план духовных ценностей — страдание преобра зуется в радость.
Второй уровень —преобразование состояния консультируемоговследствие взаимного, сознательного решения жизненной пробле-
мы, ее осмысления. Повышается степень сознательной активностиконсультируемого. Вопросы консультанта способствуют осмыс лению кризисной душевной ситуации клиента и его взаимоотно шений. Пассивно-обвиняющая позиция сменяется конструктивно-творческой. В диалоге на языке консультируемого возможно
– 187 –
пробуждение его внутреннего духовного знания, припоминания, восстановления памяти о вечном.
Третий уровень — катарсис личности —отличается кульминацией, «взрывом», бурной реакцией протеста, гнева. Свидетельство прорыва глубокого неосознававшегося конфликта между наличным и духовным «Я».
Три основные признака диалога —безусловное принятие собеседника, эмпатическое слушание, вненаходимость. Суть диалогиче-ского консультирования в том,что человек—не объект исследования, постановки диагноза и воздействия, а субъект живого общения, «сверхзадачей» которого является духовное пробуждение личности.
Эмпатическое слушание —сочувствие человеку.Но консультантне обязан поддакивать и соглашаться, если он думает иначе. Остать ся самим собой помогают вненаходимость и безусловное принятие собеседника.
Вот основные признаки состоявшегося диалога-«встречи»:
1. Собеседники переживают чувство душевного контакта, ра дость общения, душевный подъем; вместо усталости — «второе ды хание».
2. Между консультантом и консультируемым возникает глубо кое взаимопонимание, они находят «общий язык», понимают друг друга с полуслова.
3. Собеседники совместными усилиями находят решение про блемы; консультируемый принимает мысль консультанта как свою собственную.
4. В результате диалога с консультантом у собеседника пробуж дается осознание своего духовного «Я»: происходит «встреча» на личного и духовного «Я».
В этом случае можно сказать, что консультирование прошло успешно. Глубина взаимного раскрытия свидетельстует о глубине встречи.
Из самого названия диалогического консультирования следует, что оно происходит не иначе, как в особом разговоре между собе седниками — диалоге. Но чтобы диалог стал не просто разговором,
а «встречей», надо умело использовать великое мастерство слова.
– 188 –
Слово само по себе обладает огромной властью, а будучи сказан ным в резонансе с особенностями консультируемого (социальным положением, возрастом, состоянием души и пр.), имеет особенное значение. Т. А. Флоренская говорит об особой настроенности, о «нечаянном» обретении нужного слова, тональности, интонации, которые его обрамляют. Это созвучие вербального и невербального инструментария консультанта внутреннему миру консультируемо го во много раз повышает силу диалога. У Т. А. Флоренской есть разные примеры, подтверждающие это. Вот один из них: «...Жен щину в течение нескольких лет глубоко тяготят сложные отноше ния с человеком, ставшим ее наставником в искусстве. В молодости она относилась к нему как к Учителю, человеку высокодуховному
и безупречному; он был идеалом, образцом для подражания и мно го сделал для ее духовного и творческого развития. Теперь, уже в преклонном возрасте, она все еще относится к нему как к Учите лю, но чувствует в глубине души протест и стремление порвать с ним отношения; эти чувства оценивает как постыдные, жестокие, неблагодарные; стремясь «порвать отношения», она не в силах этого сделать. В диалоге выясняется, что чувство протеста связано с чрез мерно авторитарным, подражательным отношением собеседницы к учителю, тормозящему раскрытие ее творческой индивидуальности, в чем повинна она сама, перенеся на него свои неосознанные лич ностные ожидания, не получившие удовлетворений. Ей нужно осво бодиться от иллюзий, стать собой в жизни и творчестве — «отпочко ваться». Это слово оказалось ключевым для осознания и разрешения внутреннего конфликта, оно открыло возможность стать собой, не порывая отношений с «крестным отцом», любящим и любимым. Внутренняя свобода, обретение себя, определенная дистанция в от ношениях сделают их здоровыми, более глубокими и творческими. С появлением этого слова наступило состояние разрешенности кон фликта, радости осознания и взаимного согласия. Существенным моментом в этой ситуации оказалось временное совпадение рож дения ключевого слова с осознанием и разрешением конфликта»
[с. 191-192].
– 189 –
Особо отметим чувство радостного согласия, возникающего
у собеседников при нахождении ключевого слова-высказывания. Само оно обретается в ходе обоюдных встречных усилий. Создается впечатление, что ключевое слово-высказывание рождается не в сфе ре «Я» психолога, а в сфере «Мы». Однако «не во всяком общении происходит речевое «попадание в цель»: при поверхностном, фор мальном, деловом, закрытом, манипулятивном и т. п. видах общения этого не наблюдается. Когда собеседник является «объектом воздей ствия», выступает средством для осуществления каких-либо целей, слово-высказывание не рождается, а вспоминается и употребляется. Рождение слова происходит лишь в субъект-субъектном общении, где собеседник становится центром внимания как неповторимая ин дивидуальность» (что и имеет место в диалогическом консультиро вании).
Следует также отметить, что разделение на вербальное и невер бальное в диалогическом консультировании не наблюдается. «Звуча ние, интонации, ритм, мимика, жест, несущие значение и смысл, явля ются, по существу, словесными выражениями, поскольку само слово — не только значащее понятие, но и выразительный жест, «музы кальное произведение», поэтому и другие виды искусства являются словесными, логосными», — пишет Т. А. Флоренская [с. 171-172].
В интонации, жесте, мимике могут выражаться отроги смысла, его составляющие или дополняющие моменты, но в них же может быть выражена вся его полнота и глубина. Таково и «понимание с полуслова». «Понимание без слов» выступает в нашем контексте не как «невербальное», но как вершина диалога.
Понимание без слов возможно лишь при глубочайшей духовной близости людей. Им открыт внутренний опыт наполненности молча ния. Такой опыт отличен от молчаливого взаимопонимания людей, достаточно хорошо знающих друг друга и ситуацию, чтобы без слов понимать происходящее и его последствия. Молчание отличается особым состоянием внутренней тишины, гармонии, наполненности. Это состояние может быть выражено словами «Ты есть»; такова вер шина субъект-субъектного общения — вершина диалога. Полнота
– 190 –
общения возможна благодаря доминанте на другом, когда у собесед ников замолкает их наличное «Я».
В психотерапевтическом диалоге молчанию предшествует вни мание, выслушивание собеседника, вслушивание в его внутренний диалог. Внимание изменяет состояние не только психолога, но и его собеседника: негативные эмоции постепенно умиротворяются, переходят в положительные и сменяются радостью общения. Та кая смена состояний собеседника может быть понята как следствие освобождения от доминанты наличного «Я» и открывшегося кон такта с духовным «Я». Иначе трудно объяснить, почему в результате выслушивания он меняет свои прежние негативные решения («Я ей отомщу! Она меня будет помнить!» и т. п.) на диаметрально противо положные, идущие от совести; ведь совесть, как мы знаем, является голосом духовного «Я».
Доминанта психолога на собеседнике способствует духовному контакту, благодаря которому собеседник без слов и наставлений способен принять молчаливый совет консультанта, выражающий не его личные, но универсальные ценности, общие им обоим. Таков безмолвный диалог об общем нравственном императиве.
Слово рождается в молчании и уходит в молчание. Заметим, что в словах «молвить» и «молчать» общий корень. Опыт молчания трудно передаваем, он не поддается «объективному описанию» и тем более — доказательству. Можно апеллировать лишь к личному внутреннему опыту читателя или к предчувствию этого состояния, которое возможно благодаря близости к своему духовному «Я»: оно существует в той центральной точке, где многоцветие индивидуаль ностей сливается в единый Свет. Внутренний опыт молчания гово рит о реальности Источника, из которого рождается слово: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн, 1; 1).
Диалогическое консультирование как особая практика оказания психологической помощи стало ответом на реальную ситуацию: для преодоления внутренней проблемы человеку нужен диалог, а не со ветование или набор технологических приемов, и нужно обращение
к духовному, суть которого — совесть, а содержание — Бог. Дей ствительно, многие мировоззренческие проблемы человек в состоя
– 191 –
нии разрешить только на самом высоком уровне — уровне духов ного бытия, а от этого зависит очень многое: жизнь в семье, личная самореализация, поиск предназначения.
Диалогичность и вненаходимость — основные отличия данного вида консультирования. Консультант в диалоге помогает консульти руемому осознать то, что скрыто в духовных глубинах его «Я», апел лируя к вере, к религии, обращая внимание на то, что порой бывает скрыто от невнимательного человека.
Общность позиций консультанта и консультируемого проявля ется в сонастроенности, соразмерности жестов, интонации и выбо ре слов, в одинаковом ходе мыслей и в радостном согласии, когда найдено решение. Этот внутренний резонанс ощущается и консуль тируемым, и консультантом. Консультация при этом не напоминает стандартную консультацию — это встреча двоих в диалоге.
Такой диалог —отклик на потребность человека в понимании. Общение —это уникальная ценность,а когда консультант выбираетсозвучие на уровне духовности, то он становится сродни священни ку, а сила воздействия на психику во много раз возрастает. Безуслов но, нельзя предположить, чтобы данный вид консультирования был широко тиражируем, но за ним есть будущее.
Резюме
Людям нужна духовность не на уровне лицемерного сочувствия
и спонсорства, показной благотворительности, а на уровне внутрен ней духовности, «настроившись» на которую человек получал само достаточность и гармонию во внутреннем и внешнем мире.
Ракурс консультирования — диалог, в котором человек — не объект исследования, постановки диагноза и воздействия, а субъект живого общения, «сверхзадачей» которого является духовное про буждение личности.
Цель — пробуждение духовного «Я» человека.
Условия диалога: доминанта на собеседнике, вненаходимость, пассивность консультанта, диалог, необходимость понимать раз-ные языки.
– 192 –
Не знание, а вера в духовное изменение человека создает уста новку на расположение и уважение каждого.
Суть диалогического консультирования определяется как совмест ное осознавание скрытого духовного потенциала в собеседнике.
Ошибки стихийного диалогического консультирования: перенос своего личного опыта на ситуацию собеседника, на оценку его лич ности и отношение к нему (симпатии и антипатии в процессе рабо ты); «увязание» (идентификация, заражение) в отрицательных пере живаниях собеседника; решение консультанта, возникшее на основе уже имеющегося опыта — решение «от ума». Психолог не слышит внутреннего диалога в высказываниях собеседника, не внимает его собственным возможностям выхода из трудной ситуации; стремле ние скорее успокоить своего собеседника, даже если его душевная боль вызвана нравственным нарушением и свидетельствует о муках совести; отказ от оценки безнравственного поступка.
Уровни диалогического консультирования: на первом уровне осу ществляется переход в план духовных ценностей — страдание пре образуется в радость. Второй уровень — преобразование состояния консультируемого вследствие взаимного, сознательного решения жизненной проблемы, ее осмысления. Повышается степень созна тельной активности консультируемого. Третий уровень — катарсис личности — отличается кульминацией, «взрывом», бурной реакци ей протеста, гнева. Свидетельство прорыва глубокого неосознанного конфликта между наличным и духовным «Я».
Три основные признака диалога —безусловное принятие собеседника, эмпатическое слушание, вненаходимость.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы цель и условия диалогического консультирования?
2. Вскройте ошибки стихийного диалогического консультиро
вания.
3. Каковы принципы диалогического консультирования?
– 193 –
4. Раскройте содержание каждого уровня диалогического кон сультирования.
5. Какова позиция консультанта на каждом из уровней диалоги ческого консультирования?
6. Каковы основные признаки состоявшегося диалога?
§ 7. Трансактный анализ
в психологическом консультировании
Основоположник трансактного анализа Э. Берн — выходец из психоанализа З. Фрейда. Тем не менее, это направление отличается и от психоанализа, и от гуманистического направления тем, что здесь большое внимание уделяется социальной психологии и анализу как социальных, так и внутрипсихических трансакций.
Несмотря на то, что Берном написано много книг, посвященных различным аспектам трансактного анализа, систематизация знаний необходима. Кроме того отмечается популяризация данного направ ления и, как следствие — неточность восприятия теории, однобо кость ее понимания.