Бертольд Брехт «Мамаша Кураж» и ее дети

Задание для практических занятий

1 тема.
Зарубежная литература ХХ века в сопоставление с русской

ТЕМАТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

Группа разбивается на подгруппы по 2 человека. Один готовит представление произведения зарубежной литературы – материал для занятия по элективному курсу, второй человек предлагает тематическое сопоставление из русской литературы, определяя сходства и различия. Задание рассчитано на 4 часа, т.о. каждая пара готовит материал на 25-30 минут. Можно применять различные приемы представления своего материала: рассказ, реферирование, интерпретация текста, презентация и др. Постарайтесь опираться только на текст. Группа должна задавать вопросы, высказывать мнение и давать оценки.

1. Ромен Роллан "Кола Брюньон"

Творческий путь Р. Роллана. Поиски идеала в его произведениях. Знакомство с эпохой Возрождения, изображенной в повести.

Образ главного героя. Кола и Мартинка ( проблема «отцов» и «детей»). Кола и его друзья. Кюре Шамай (тема дружбы). Кола и Ласочка (тема любви). Кола и феодальные князья (проблема искусства). Кола и Робине (тема Учителя и ученика). Кола – мятежник и предводитель кламсийцев. «Жив Курилка!» Кламси и кламсиийцы.

Сопоставление с романом И. С. Тургенева «Отцы и дети».

2. А. Кронин «Замок Броуди»

Знакомство с писателем. Историко – литературный комментарий. Тайны английского дома, «невидимые миру слезы», распад семьи в романе. Натуралистическая трактовка образов. Трагические последствия человеческого эгоизма и горькой гордыни как основная тема романа. Психологизм романа.

Сопоставление с романом М. Е. Салтыкова – Щедрина «Господа Головлевы».

3. Т. Драйзер «Американская трагедия»

Знакомство с личностью писателя. Своеобразие реализма Драйзера .Историко- литературный комментарий. Защита нравственных основ личности. Тема противоборства личности и жестокого мира. Проблемы социального неравенства. Искажение, деформация гуманистических основ жизни. Психологизм и реалистичность произведения.

Сопоставление с романом Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

4. П. Зюскинд «Голубка»

Знакомство с писателем. Повесть «Голубка» как пример литературы постмодернизма. Голубка как знак дисгармонии, фатального предвестия, неотвратимого рока. Проблема человека – игрушки в руках загадочных сил. Не отображение, а интерпретация жизни в повести. Тема «маленького человека» как основная тема произведения. Тема одиночества. Роль художественной детали.

Сопоставление с раскрытием темы «маленького человека» в русской литературе ( Н. В. Гоголь «Шинель», А. П. Чехов, трилогия о «футлярной жизни»).

5. Д. Стейнбек «Жемчужина»

Знакомство с писателем. Связь сюжета произведения с фольклорными преданиями. Любовь и привязанность автора к «детям природы». Мотив богатства, приносящего несчастье, гибель его владельцу. Два полюса повести – добро и зло, душевная чистота людей труда и жадность, жестокость стяжателей. Стилизация повести под балладный ритм. Связь человека и природы.

Сопоставление с рассказом И. А. Бунина «Господин из Сан–Франциско».

6. О. Генри «Дары волхвов»

Творческий путь писателя. Трагизм повседневно - будничного существования героев. Их великодушие в сочетании с любовью. Элементы лингвостилистического анализа текста.

Сопоставление с повестями о любви А. Куприна.

Бертольд Брехт «Мамаша Кураж» и ее дети

Знакомство с автором. Теория эпического театра Б. Брехта и ее воплощение в пьесе «Мамаша Кураж и ее дети». Сочетание в пьесе сценического действия, диалога и сонгов. Философская сторона пьесы. Два плана пьесы – параболы. Пьеса – предостережение. Историческая хроника. Образ войны в пьесе. Образ главной героини. Добро органично душе человека.

Сопоставление с романом М. Горького «Мать»

8. Ф. С. Фицджеральд "Алмазная гора"

Творческий путь писателя. Историко-литературный комментарий. Особенности жанра произведения. Простота и прозрачность повествования. Соотношение реального и иносказательного, конкретно – исторического и библейского, реалистического и сказочно – романтического, притчевого. Притчевый принцип «здесь – и всегда» как определяющий структуру произведения. Проблема подлинных и мнимых ценностей. Прием «двойного видения» и его роль в раскрытии главной идеи произведения.

Сопоставление с романом М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

9. Джордж Оруэлл «1984»

Знакомство с писателем. Понятие «утопия» и «антиутопия». Краткая характеристика романа – антиутопии «1984». Изображение в романе возможного будущего мирового общества как тоталитарного иерархического строя, основанного на изощренном физическом и духовном порабощении, пронизанном всеобщим страхом и ненавистью, доносительством. Первое употребление выражения «Большой брат следит за тобой». Введение терминов «двоемыслие», «мыслепреступление» и «новояз».

Сопоставление с романом Е. Замятина «Мы».

10. Джой Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

Знакомство с экранизацией романа.

«Грустная, глубокая и будоражащая притча о человеческой чистоте, которая всегда по ту сторону добра и зла»

Притча о Холокосте. Историко – литературный комментарий. Тема дружбы, преодоления преград. Особенность повествования. Внешняя, «наивная» простота романа. Фашизм как абстрактное, очевидное зло. Человеческое тепло как единственный способ противостояния ненависти. Тема детства на войне. Тема одиночества. Поиски смысла жизни. Художественное своеобразие романа. Война глазами детей.

Сопоставление с рассказом М. А. Шолохова «Судьба человека»

11. Э. Хемингуэй «Старик и море»

Знакомство с автором. Человек и жизнь в их взаимосвязи – главная проблема произведения. «Телеграфный стиль» повести. Принцип «Айсберга». Реалистический метод в повести. Символика мифологического плана. Тема мужества и мастерства. Тема «человек и природа». Тема преемственности поколений. Жанровое своеобразие повести и приема взаимодействия стилей.

Сопоставление с произведением В. П. Астафьева «Царь – рыба».

12. Б. Шлинк «Чтец»

Знакомство с писателем. Историко – литературный комментарий. Вопрос коллективной вины поколения немцев, выросших на руинах Второй Мировой войны, в романе. Лаконичность языка произведения, сдержанность, дистанция рассказчика. Неграмотность как признак духовного несовершеннолетия в романе. Одна из тем романа – взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Исследование человеческой души как исповедь героя. Тема персональной ответственности человека. Тема памяти. Тема любви.

Сопоставление с произведениями о Великой Отечественной войне в русской литературе.

13. Ярослав Гашек «Похождения бравого солдата Швейка»

Очерк жизни и творчества писателя. Время действия романа. Основной сюжет. Сочетание реалистичности картин быта с острым сатирическим гротеском. Соединение в главном герое черт «маленького « человека и национального героя. Язык романа.

Сопоставление с романом В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения Ивана Чонкина»

Наши рекомендации