Историческое становление развода.
ГЛАВА 1. РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА КАК СОЦИАЛЬНАЯ И ПРАВОВАЯ ПРОБЛЕМА
Историческое становление развода.
Принятие Русью христианства, ставшего официальной религией, заменившей язычество, было важнейшим историческим событием. Христианство было взято из Византии, чьей метрополией стала русская церковь. Поэтому в России были введены византийские нормы брачно-семейного права. Главным сборником законов стала Кормчая книга.1 Брачно-семейными делами занималась, как и в Византии, церковь. Хочется подчеркнуть, что русская церковь, вслед за Византией, не отвергала участия государственной власти в решении некоторых вопросов, относящихся к семейному праву.
Сложный путь утверждения христианских представлений о браке и отношений, из них вытекающих, создал конфликт между церковью и подданными. Строгая и довольно ограниченная система брачных отношений, включающая в себя и основания для прекращения брака, вызывала резкое неприятие у православных христиан. Требуемые церковью условия и порядок заключения брака и прекращения супружества, принципы функционирования семьи часто нарушались. Церковь отождествляла свои установления с верностью христианству. Поэтому, создавалась ложная ситуация, когда церковь и миряне боролись между собой не за христианские идеи, а за приоритет своих прав и утверждение своей власти.
Церковь традиционно придерживалась взгляда на брак как на единобрачие. Таким образом, с религиозной точки зрения не могло быть и вопроса о прекращении брака и о разводе. Исповедуя этот взгляд на брак, церковь, однако, не могла не считаться как с человеческими слабостями, так и со злой волей людей. Проблемы брачно-семейных отношений в России, оставаясь в некоторой стороне от внимания исследователей советского времени, не могли влиять на изучение истории русского права. Но настоящие проблемы имеют огромное значение; брачно-семейные нормы права являются своего рода квинтэссенцией политических, экономических, правовых институтов. Их внешняя несвязанность с политическими и экономическими задачами общества на самом деле фокусирует многие ключевые проблемы русского феодального общества.
По сложившемуся к XIX в. в России брачному законодательству брак прекращался со смертью одного из супругов и оставшийся в живых мог вступить при отсутствии препятствий в новый брак. Случаи, в которых происходило расторжение брака, можно разделить на 2 категории: а) если один из супругов приговаривался к наказанию, связанному с лишением всех сословных прав, то брак расторгался по просьбе другого супруга. Но брак считался прекратившимся лишь после согласия на его расторжение другого супруга и по решению епархиального суда о расторжении брака. В случае безвестного отсутствия в течение 5 лет (этот срок был установлен по закону) покинутый супруг мог подать просьбу о расторжении брака; б) дела о разводе по искам одной из сторон. Эти дела представляли собой случаи о расторжении браков по неспособности одного из супругов к брачной жизни и об оскорблении одним из супругов "чистоты брака прелюбодеянием". По искам о расторжении по неспособности браки расторгались не ранее трех лет, при этом должна была быть доказана добрачная физическая неспособность одного из супругов. По искам о расторжении браков по прелюбодеяниям доказательствами, подтверждавшими факты прелюбодеяний, признавались показания очевидцев-свидетелей, факты рождения детей вне законного союза, а также совокупность всех улик, устанавливавших наличие преступления. Браки православных с иноверцами по искам супругов расторгались только по решению епархиального суда и с утверждением Св. Синода. Дела о расторжении браков, совершенных по обрядам инославных исповеданий, в случаях присоединения впоследствии одного из супругов к православию, были подсудны духовному суду православной церкви (с 1887 г.).1
Проблема прекращения брака являлась одной из центральных в русском семейном праве. Ее особое место мы видим в том, что семейные узы представляли собой вид угнетения. Заключая брак в раннем возрасте, часто по выбору и совету родителей, молодые люди не отдавали себе отчета в том, какие могут быть последствия. Ограниченные поводы к разводу, сложная и дорогостоящая процедура разводного процесса не позволяли супругам развестись даже при невозможности совместного проживания. Церковь всегда отрицательно относилась к расторжению брака и не желала совершенствовать эту область семейного права. Светское законодательство не вмешивалось в компетенцию церковной власти, за исключением указа Петра I, который ввел новый повод к разводу — вечная ссылка супругов. Екатерина II преобразовала этот повод в вид прекращения брака смертью. Этим светское законодательство ограничилось и так же, как и церковь, не стремилось расширять число поводов к разводу.
Развод возник вместе с браком как его антитеза. Были эпохи, когда развод был сравнительно прост и зависил от воли самих супругов. Значительно чаще расторжение брака решалось супругами с большим трудом. В некоторых странах развод вообще запрещен, в других процедура развода обусловлена целым рядом достаточно сложных формальностей, которые делают развод дорогим и длительным.
Оказывается, в разных странах люди разводятся по-разному, как, впрочем, и женятся. Конечно, лучше вообще не знать, что такое развод. Но увы, они довольно часты.
В Японии поводом для развода может послужить жалоба мужа на то, что его жена спит в некрасивой позе.
Абориген Австралии становится холостяком, если скажет своей жене единственное слово: «Уходи!» Женщина же, чтобы получить развод, должна иметь веские доказательства того, что ее муж неисправимый Дон Жуан.
В Италии до сих пор муж вправе требовать развода, если жена заставляет его мыть посуду или делать другую домашнюю работу.
У шиитов, живущих в Ираке, и сегодня существует два вида разводов: окончательный и развод, который… можно взять обратно, — если в течение года супруги помирятся. Но по истечении этого срока развод считается окончательным, к тому же муж должен выплатить жене определенную сумму.
У мальгашей, коренных жителей Мадагаскара, существуют временные разводы. Развод берется, если муж уезжает в длительную командировку. А когда он возвращается, происходит торжественное возобновление брака. Любопытно, что ни один из супругов не должен интересоваться тем, что происходило во время разлуки.
В Древнем Китае муж имел право изгнать жену за измену, непослушание, сплетни, ревность.
В Англии развод не разрешается, если его требуют сразу оба супруга — по здешнему законодательству только один из супругов может возбудить дело о разводе.1
Государство и общество вполне обоснованно рассматривают развод как явление негативное, отрицательное, и заинтересованы в стабильности семейных отношений. В условиях здорового стабильного брака более успешно решается проблема воспитания детей, совершенствуются личностные взаимоотношения самих супругов.
Прекращение брака в энциклопедической литературе расценивается как прекращение личных и имущественных правоотношений супругами.1 В теории семейного права под прекращением брака понимается обусловленное наступлением определенных фактов прекращение правоотношений, возникших между супругами из юридического оформленного брака. К юридическим фактам, прекращающим брак, согласно ст. 16 СК РФ, относится следующие обстоятельства:
А) смерть супруга;
Б) объявление судом одного из супругом умершим;
В случае смерти супруга или объявлении одного из супругов умершим, не требуется какое-либо специальное оформление прекращения брака. В таких случаях брак считается прекращенным с момента смерти супруга или с момента вступления в законную силу решения суда об объявлении супруга умершим. Единственным документом, подтверждающим прекращение брака вследствие смерти супруга, является свидетельство о его смерти, выданное органом ЗАГСа (ст. 68 Закона об актах гражданского состояния).2 Порядок и условия объявления гражданина умершим установлен в Гражданском кодексе.
При жизни обоих супругов брак может быть прекращен путем его расторжения (развода). Супружеские отношения прекращаются на будущее время (за некоторыми исключениями) с соответственными правовыми последствиями для обоих супругов. Термин "расторжение брака" и "развод" рассматривается в теории семейного права и применяются в правоприменительной практике органов ЗАГСа и судов как синонимы. Эти термины употребляются как синонимы и в законе (ст. 24 СК РФ). В дореволюционном семейном праве давалось определение разводу как "прекращение законно существовавшего брака по указанным в законе причинам". В современной научной литературе под расторжением брака понимается, как правило, прекращение брака при жизни супругов или юридический акт, прекращающий правовые отношения между супругами на будущее время (за некоторыми изъятиями, предусмотренными в законе).
Расторжение брака отличается от признания брака недействительным тем, что при разводе брак прекращается на будущее время, в то время как признание брака недействительным обладает обратной силой и прекращает правовые последствия брака с момента его заключения.