Текст как последовательность знаков. Речевая выразительность тропов. Ирония, сознательное и бессознательное в речевой коммуникации.
Текст является третьим уровнем коммуникативной цепочки "цель — замысел — т — реакция". Этот уровень имеет особое значение, так как он первый из уровней, данных субъекту восприятия в непосредственном наблюдении. По т-у мы реконструируем замысел и цель говорящего (пишущего). Текст — последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются смысл, связность и цельность. В науке сегодня под т-ом понимается осмысленная последовательность любых знаков, любая форма коммуникации, в том числе обряд, танец, ритуал. Однако основными для человека оказываются последовательности вербальных (словесных) знаков. Естественный язык приобретает, таким образом, особую значимость среди всех знаковых систем.
Речевой т-т — это линейно разворачиваемая структура. Это значит, что каждый следующий элемент идет за предыдущим. Выстраивается последовательности звуковых символов, за которыми закреплен смысл, по очереди — одну за другой. Глядя на т, легко заметить, как он членится, например, на слова. Единицы, на которые членится т представляют собой знаки. Знак — это чувственно воспринимаемый объект, который символически, условно представляет обозначаемые им предмет, явление, действие, или событие, свойство, отношение и отсылает к ним, сигнализирует о предмете, явлении, свойстве, которые им обозначаются. Материализуя мысленные образы, знак дает возможность копить, хранить и передавать информацию. Ни одна из форм человеческой деятельности (включая и мыслительную) не может обойтись без з-ов. Важной чертой з. является его способность символически обозначать не только предметы, но и характер операций с ними. Наука о з-ах и з-ых системах, о естественных и искусственных языках как з-вых системах называется семиотикой (греч. признак). Семиотика изучает виды з-ов, закономерности их сочетаний в различных системах. Основоположником науки о знаковых системах считается Ч. Пирс. Большинством ученых з. рассматривается в неразрывном единстве двух его сторон: содержания (означаемого) и выражения (означающего), где первая сторона означает смысл, т. е. все, что сообщается з-ком, любую информацию, им передаваемую, или то, что переводится; а вторая сторона — внешнюю, доступную человеку в восприятии через анализаторы субстанцию. Эти две стороны знака нельзя разделить.
Существует трехчленная классификация знаков на :1. Иконические знаки, или иконы (icons). В основе иконичности лежит отношение подобия между знаком и обозначаемым им объектом. Икона характеризуется естественным сходством с объектом (например, портрет, изображающий конкретного человека). Знаки-образы (иконы) — суть знаки, внешне похожие на свой денотат, например, пантомима или топографические знаки: синий цвет напоминает цвет воды, зеленый — цвет леса. Именно поэтому они так легко запоминают
2. Индексальные знаки, или индексы (indexes). В основе индексальности — реальная связь в пространстве или во времени между знаком и обозначаемым им объектом (например, дорожный указатель). Индекс логический оператор, сигнал, крик, указательное местоимение. Привлекает внимание к объекту посредством «слепого» импульса.
3. Символические знаки, или символы (symbols), в их основе — произвольная, чисто конвенциональная связь между знаком и его объектом. Это может быть договор, традиция или даже простое совпадение
Р. Барт видел в семиотике ту науку, без взаимодействия с которой невозможно развитие рекламы и иных коммуникативных актов и ритуалов. Он объяснял это большой знаковой насыщенностью реального пространства, воспринимая в качестве семиологического материала, к примеру, не только флаги, рекламные плакаты, указатели, таблички, но также одежду отдыхающих на пляже и даже их загар. Разрабатывая структуру рекламного изображения, в качестве его составляющих Барт выделял т. (языковый и кодовый), денотативную составляющую (от лат denoto - обозначаю) - буквальное изображение и обозначаемый предмет и коннотативную составляющую (от лат. Con - вместе и noto -отмечаю, обозначаю) - дополнительные, сопутствующие смыслы и значения, возникающие в сознании потребителя.
Ч. Моррис сформулировал основные понятия и принципы семиотики. Значение есть компонент опыта. Оно слагается из следующих модусов:
• отношение знаков в системе (синтактика);
• отношение знака к предмету познания (семантика);
• отношение знаков к тем, кто ими пользуется (прагматика).
Знак символизирует понятие, связь между ними причинная. Понятие относится к вещи. Знак замещает вещь, но прямой связи между ними нет, эта связь может быть неточной и даже ложной. Символ никогда не отражает вещь истинно, так как отношение между ними не прямое, а через понятие. В этом основной недостаток естественного языка как коммуникативной системы: слова отражают вещи недостаточно точно (люди, говоря одно и то же, часто подразумевают разное). В этом смысле особую важность приобретает понятие удельного веса, или значимости, слова.
Если оратор в том числе и рекламист не пытается достичь образности, используя слова, которые будоражат воображение, не реконструирует сцены из личного опыта слушателей и т. п., то речь его останется абстрактной, не произведет на аудиторию впечатления. Яркая - стимулирующая воображение; эмоциональная - апеллирующая к чувствам; искренняя - демонстрирующая убежденность говорящего, речь - произведение ораторского искусства. В этой связи ораторское искусство - особая форма воздействия не только и не столько на разум слушателя, сколько на его чувства и воображение. Это очень важно учитывать и рекламисту при составлении текста рекламы. Выразительность речи способствует, прежде всего, реализации коммуникативной функции понимания. Все приемы выразительности делятся на тропы и фигуры. Тропы– это приемы выразительности, которые реализуются на уровне слова или словосочетания. Фигуры - это приемы выразительности, которые реализуются на тексте, равном предложению или большем, чем предложение С помощью тропов достигается эстетический эффект выразительности прежде всего в художественной, ораторской, публицистической речи, а так же в бытовой, в научной, и в рекламе. В процессе коммуникации удачное применение приема выразительности улучшает восприятие т, что важно в рекламе. Неудачное же применение приема ведет к обратным результатам и возникают тяжелые побочные результаты.
Самые распространенные тропы это эпитет, сравнение, метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, аллегория. На сегодняшний день они очень широко используются в рекламе. Эпитет- образное определение предмета (явления, действия), характерный его признак (свойство, качество). Именно эта особенность делает э. Наиболее употребляемым (бодрящий аромат). Метонимия - троп, в основе которого лежит принцип смежности. М. возникает на основе внешней или внутренней связи между предметами и явлениями (т. е. денотатами). Эта связь проецируется в план содержания языковых знаков. Вещь получает название другой, связанной с ней вещи. Явления, приводимые в связь посредством метонимии и образующие "предметную пару", могут относиться друг к другу самым разным способом: вещь и материал (для вас самая современная сантехника); место и люди, находящиеся на этом месте {"сегодня город покупает у нас"). Важным свойством м. является то, что предмет, имя которого используется, существует независимо от предмета, на который это имя указывает, и оба они не составляют единого целого. При м. заменяемое и заменяющее понятия не имеют общей семантической части. Иначе говоря, м действует в области непересекающихся классов. Этим м. отличается от метафоры. Эта особенность широко используется в рекламе, где мы часто сталкиваемся с некорректными с логической точки зрения утверждениями.
Одним из самых распространенных приемов выразительности является сравнение - это сопоставление двух явлений с целью пояснения одного через другое (вкусно как у мамы). На приеме с. строится не только словосочетание, но и т любого объема. Если троп реализуется на т большем, чем словосочетание, он называется развернутым и превращается в фигуру. Метафора– слово, которое употребляется в переносном значении на основе сходства предметов по самым важным ассоциативным признакам. Это скрытое сравнение, в котором слова "как", "как будто", "словно" опущены, но подразумеваются (мелодия легкой ходьбы). Из всех тропов м. отличается особой экспрессивностью. Особым видом м-ры является олицетворение, которое основано на перенесении человеческих черт (шире - черт живого существа) на неодушевленные предметы и явления (tefal -который всегда думает о вас). Это самый выразительный из всех существующих тропов. На приеме о. основано создание брендов, представляющих собой основу рекламы. Очень часто тропом является гипербола - образное выражение, содержащее непомерное преувеличение свойства предмета(Весь мир мне тесен). Выражение, содержащее, в противоположность г, непомерное преуменьшение свойств предмета, называется литота (Он так мал, что изменит ваши представления о пространстве). Наиболее часто и эффективно используемым тропом в рекламе является г. Следующий прием выразительности - аллегория, или иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного жизненного образа (хитрость показывается в образе лисы). Это тоже очень простой прием выразительности и очень распространенный. Эпифора –фигура речи,исп-ся в целях усиления(повтор слова в нач. и конце предложения).Антитеза противопоставление,внимание с помощью контраста.Градация- кажд. последующ. часть более выразительная(восходящ и нисходящ).Аллитирация-способ звукового повтора(чистота, чисто тайд).Каламбур-пародийное исп-е одного и того же слова.Рекл текст состоит:слоган,заголовок, основной текст,эхо-фраза.
Ирония – явлению умышленно приписывают св-ва,кот у гнего заведомо быть не может или оно отсутсвует,хотя по логике авторской мысли его надо было ожидать. Ироническое отн реализуется весьма многообразно – с помощью гротеска, парадокса, пародии, остоумия, гиперболы, контраста, соединения различных речевых стилей. Ирония как прием должна применяться в речи с большой осторожностью, что напрямую связано с нравственным аспектом в речевой коммуникации. Человеческий интеллект делится на сознательное и бессознательное; мотивы человеческого поведения могут лежать в зоне как сознательного, так и бессознательного. В конкретном человеческом поступке, в частности в речевом, проявляется и то, и другое: сознательные мотивы и бессознательные. Когда человек говорит, особенно когда вы его видите, он передает: 1) собственно информацию, которая является обычно зоной сознательного; 2) свое отношение к этой информации; 3) свое отношение к тем людям, к которым он обращается с речью. К бессознательному можно отнести язык тела. Все мыслительные усилия в момент речи падают на сознательное: человек напряженно думает о том, что говорит, а знаковая система языка тела функционирует совершенно стихийно, потому что для контроля над ней не остается интеллектуальных сил. Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группу группы сознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты. Мысленное представление и воображение действительности - важная психологическая характеристика сознательного. Важное свойство сознательного - осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой. Другая характеристика человеческого сознания — это его способность к коммуникации, т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем.
Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.