Цикл согласованностирассогласованности
Мифы о сотворении показывают циклы согласованности-рассогласования-согласованности, через которые мы проходим. Я думаю о тибетском Колесе Жизни, демонстрирующем эти циклические процессы и потенциал освобождения, символизируемый фигурой Будды, который стоит «вне колеса», указывая на луну, отдельную от земли.
Я хочу предложить цикл процессуально-ориентированной экологии, который имеет шанс на отделение, встроенное в цикл земли. Этот цикл – часть большой картины или сама большая картина. Рассогласованность обеспечивает разнообразие и, оно необходимо для сознания. Если я говорю «нет» своему процессуальному уму, то начинаю делать массу реалистичных вещей, но со временем я также страдаю. И через это страдание я в большей степени осознаю возникшее ранее огромное состояние, которое я не сознавал до этого. Поэтому один аспект рассогласования – говорить НЕТ и потом быть вынужденным заново открывать то, что первоначально чувствовалось так хорошо. Создавать беспорядок на земле, затем вспоминать одно из своих глубочайших побуждений: «Позвольте мне сознательно искать мудрость вселенной, которая меня движет, и приносить ее обратно на землю».
Когда вы забываете свою глубочайшую самость, вместо того чтобы говорить: «Ты поступаешь глупо», вы могли бы думать: «Ладно, быть может, теперь я могу сознательно снова открывать для себя то глубокое состояние ». Я хочу сказать, что рассогласование обеспечивает разнообразие и вдохновляет сознание.
В нас встроен коллапс волновой функции. Сотворение, страдание, рассогласованность и, наконец, снова возвращение к единству с его многими параллельными мирами. Мир находится в ПРОЦЕССЕ, в котором нет одного решения, а есть только очередное новое решение и разрешение, и признание течения вещей, и отрицание этого течения, а затем – попытки организовывать то, что происходит здесь, когда мы отрицаем большую картину.
В самом низу моей схемы вы видите момент когерентности, когда мы находимся в когерентном состоянии холистического единства – на мгновение. Схема применима к отдельным людям, парам и всем группам. Пары и дружеские отношения тоже имеют паттерны рассогласования; партнеры любят друг друга, они дружат и они расходятся. Большинство друзей снова и снова проходят через что-то небольшое или что-то большое. То же самое применимо к организациям. Возможно, весь мир находится посреди такого рода паттерна, и это – бо льшая картина проблем окружающей среды, которые угрожают земле.
После первоначальной фазы Когерентности наступает фаза 1, которую я называю творением. В этой фазе мы все еще более или менее когерентны. Группа придумывает новые идеи. Мы сновидим: «Гм, что бы я мог сегодня делать?», а затем в фазе 2 (вверху слева) мы пробуждаемся. Каждый человек думает: «Я сновидел, теперь войду в общепринятую реальность». В фазе 2 мы еще достаточно когерентны, но нам становятся понятны части и конфликты, хотя пока еще нет войны.
Рис. 46 . Схема универсального процесса, жизнь и экология как процесс
В фазе 2 имеется мир общепринятой реальности или новый мир, который все надеются поддерживать. Все растет, движется вперед. Для этой фазы есть много названий в зависимости от человека и в зависимости от организации. Общепринятая реальность означает, что мы пробуем что-то новое; мы хотим начинать снова, мы начинаем осознавать сны и идеи. Хотя наша волновая функция коллапсирует, мы еще в той или иной степени когерентны, но вскоре нам предстоит более серьезное рассогласование.
Фаза 3, после «срединной точки» в «послеполуденный» период эпохи (будь то тысячелетие или день), приносит большие проблемы, которых больше невозможно избежать.
Мы обращаемся против «Другого». Теперь X и u находятся в глубоком конфликте. Энергия X начинает становиться все более проблемной (по мере того как u все больше и больше ее маргинализирует), и мы (или организация) начинаем серьезно рассогласовываться. Подобно всей Промышленной революции вещи начинаются хорошо, но заходят слишком далеко. Энергии X (отходов, углерода и загрязнения окружающей среды…) становится слишком много для u в нас, и она начинает рассогласовываться с u . Мы все еще находимся в мире реальности, но конфликты усугубляются.
Во время фазы 3 мы сильно рассогласуемся. Теперь X и u четко разделены. В организации появляются проблемы отношений; в нашей личной жизни имеет место внутренний и внешний конфликт. Это весьма экстремальный период. Это время, когда зовут на помощь терапевтов, наставников и спасательные миссии.
В этой фазе 3 происходит поддержка одной части против другой. Симптомы, которые нас беспокоят, становятся хуже; мы становимся нервозными, вещи начинают нам угрожать, и вдруг мы чувствуем, что наш мир разваливается. Короче, нам угрожает потоп.
Фаза 4 приносит полный потоп. С нас хватит! Мы становимся еще более подавленными, или спим весь день, или вопим и кричим, или сворачиваемся в клубок мучительного страха. Мы хотим умереть или боимся, что сойдем с ума. Мы боимся, что наш мир развалится на части. Мы забываем, что мир вертится и вертится. Тибетцы тщательно создают песочные мандалы, а потом сметают их! Индейцы навахо, тибетские буддисты осознали, что наша первоначальная структура была приемлемой, но они ее не держались. Уничтожать! Начинать снова! И так мы входим в глубокие состояния сновидения, и мир опять начинается сначала.
Наш мир – это процесс. Мы движемся по кругу, мы, по меньшей мере, десять раз возвращаемся к проблемам, которые были у нас давным-давно. Это не потому, что мы плохие, и не потому, что мы глупые и бессознательные (как многие из нас сами себя ругают). Это не так. Это естественно и на самом деле нужно. Суть в том, что если мы проходим по кругу достаточное число раз… если мы имеем одну и ту же проблему снова и снова и снова… эта проблема со временем, постепенно, становится немного легче. Мы начинаем творить вместе со вселенной. Это означает, что мы начинаем знать: «Ага! Сейчас я нахожусь в реальности… сейчас я рассогласуюсь». Весь цикл легче, если мы его осознаем. Когда мы снова достигаем точки стазиса в основании схемы, мы снова начинаем со-творить, и таким образом более сознательно участвовать в этой грандиозной сцене. Участие в со-творении нашего мира, выполнение в нем некоторой роли, делает его легче.
Первоначально прохождение через цикл занимает у нас много лет; в следующий раз это, возможно, займет меньше времени, и так далее. В том, что касается большинства людей, после того, как мы кружимся, и кружимся, и кружимся в этом цикле достаточное количество раз, он становится немножко меньше. Части сближаются друг с другом, и это не продолжается так долго. Но потом все повторяется: это опять занимает больше времени, а потом – меньше. Со временем цикл может быть больше похожим на спираль с постоянно меняющимся диаметром. Кружась и кружась, мы подходим ближе к сущности, затем отдаляемся от нее.
Рис. 47 . Экоциклы вокруг нашего центра
Все мы – танцоры цикла, подобно Танцу Древнего, вселенной. То есть мы циклически проходим через уровни сознания (сущности, страны грез и общепринятой реальности) и через разные фазы когерентности и рассогласования. На самом деле вся наша планета, судя по всему, прошла через четыре или пять периодов массового вымирания.
Что заставляет нас идти через один период к следующему? Что нас толкает, что движет нас из одного из этих периодов к другому? Некоторые называют это богом. Я называю это пространственно-временным сновидением процессуального ума. Вы называйте это как хотите.
Мы спим и сновидим, затем мы с большим шумом пробуждаемся и маргинализируем вещи. Это фундаментальный процесс. Я не могу сказать вам, почему он есть и откуда он взялся. Пока на это ни у кого нет ответа. Солнце всходит и заходит.
Когда мы находимся близко к центру, близко к пространственно-временному сновидению нашего процессуального ума, мы начинаем со-творить. Мы начинаем обретать чувство «теперь это» и «теперь то»; теперь я дышу вместе с собой, я могу идти вместе с моим процессом жизни, и я «с ним». Эта «поддержка и понимание» – вид со-творчества. Со-творчество означает – идти с нашим процессом, с процессом мира, в то время как он идет изнутри наружу и внутрь, от жизни к смети и так далее.
Глобальное потепление: возможно ли, что наш мир находится в фазе 3, в точке ощущения гибели человечества, хотя планета будет продолжать свое существование? В прошлом было несколько предполагаемых причин вымирания: например, крупные вулканические извержения, падения уровня моря и столкновения с астероидами.
● Извержения вулканических пород: одиннадцать случаев, все связаны со значительным вымиранием живых существ.
● Падения уровня моря: двенадцать, из которых семь были связаны со значительным вымиранием.
● Воздействия астероидов: из них несколько – гигантских.
Сегодня порой кажется, будто мы, как население мира, находимся в фазе 3, двигаясь к четвертой. Многие люди говорят о приближающейся экологической катастрофе. Скептики называют их паникерами. Неизбежен ли конец нашего теперешнего представления о нашем мире и нашей планете? Я не знаю, но тот страх, несомненно, заставляет нас творить.
Согласно этой большой картине мира, мы будем впадать в депрессию, бояться потопа, а потом снова более глубоко входить в контакт с нашей природой. Я надеюсь, что наша гибель как отдельных людей и групп может происходить в смысле релятивизации наших малых u в направлении установления контакта с пространственно-временным сновидением, что помогало бы вводить наши противоположности и различия в творческий процесс. Я сомневаюсь, что мы можем остановить цикл, но мы, безусловно, можем делать его более легким, более творческим и более плодотворным для всех.
Как я уже упоминал, если мы близки к пространственно-временному сновидению процессуального ума, то проходим через этот цикл быстрее. У нас больше чувства общности. Например, на днях мой процессуальный ум рассогласовывался, когда мы с Эми шли по улице. Всем, что я мог видеть и на что смотреть, был мужчина впереди нас. Этот мужчина ел питательный батончик. Он снял с батончика обертку и бросил ее на землю. Придерживаться здорового питания и бросать обертку на землю! Будучи в рассогласованной фазе, отрезанным от моего процессуального ума, я подскочил и поднял его обертку и собрался вернуть ее ему. Я хотел сказать: «Эй, посмотрите, это ваша обертка от батончика!» Но я не мог его поймать. И слава богу! Вы знаете почему? Мне казалось, что я лучше, чем он! Я надувался от самомнения и находился в фазе 2 или 3. Я собирался показывать этому бедному бессознательному человеку, что мусор следует собирать для переработки.
Но я выполнил некоторые из этих упражнений и осознал, что мог бы делать все это лучше. Я предвкушаю новую встречу с ним. Тогда, когда он в следующий раз бросит обертку, я буду, надеюсь, в фазе 4 и ближе к когерентности. Я медитировал над тем, что бы я делал. Я подобрал бы обертку от батончика, а затем подошел к нему и сказал: «О, Учитель, спасибо вам за то, что вы показали мне, как освобождаться, отбрасывать, смотреть на вещи проще, поскольку я сейчас нахожусь в той фазе жизни, где для меня важно отпускаться. Я хочу поблагодарить вас за то, что вы показали мне, как позволять всему идти своим чередом. Теперь, если это для вас приемлемо, либо вы бросите эту обертку в мусорный бак, либо я возьму ее домой и положу на окно, чтобы она напоминала мне о том, что надо отпускаться».
Видите разницу? Я могу двигаться к когерентности и видеть и его, и самого себя (в форме моего малого u ) как необходимое разнообразие в большой картине. В ином случае я не рециркулирую, а создаю больший конфликт. В общем-то, это не плохо, это не неправильно, но я хочу большего, чем фаза 4. Нам нужно видеть весь цикл. Чем мы более сознательны, тем больше мы могли бы быть способными каким– то образом «срезать по прямой» нежелательный цикл и избегать бедствий, которых мы так боимся.
Один из слушателей : Человек, бросивший обертку, стал вашим учителем. Вы маргинализировали его, когда собирались поднять обертку и преследовать. Маргинализировали ли вы в тот момент что-либо в самом себе? Что это было?
Арни: Определенно. Еще бы! Мой собственный «замусориватель». Мне было нужно использовать его повторно для других целей. Затем, после медитации, я мог видеть его не просто как плохого человека снаружи или во мне, пренебрегающего окружающей средой, но и как человека, у которого я могу учиться. Я тоже мог чему-то учить, но осознание того, что он – учитель, было для меня опытом сотворчества.
Слушатель : Так было ли это рассогласованием, когда вы отделяли себя от него?
Арни: Еще бы! В общепринятой реальности я – не он ! Я рассогласовывался, становился отделенным и неконгруэнтным, разобщенным и близким к точке потопа! Затем, работая над собой и входя в пространственно-временное сновидение, я смог увидеть, что мы оба принадлежим к одному и тому же танцу.