Требования к знаниям и умениям

Председатель комитета по рабочим и

учебным программам______________

«____»________________ 2016 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СТУДЕНТА

Учебный год:2016-2017

Количество кредитов:3

Форма обучения:очная

Дисциплина:Психологическая диагностика и профилактика зависимости

Код дисциплины:

Курс:4

Специальность:5B010300 «Психология»

Семестр:7

Всего часов:135

из них:

семинарские:45

СРСП:45

СРС:45

Экзамен:7 семестр

Ф.И.О. преподавателя: Гущина В.Д.

Тараз 2016

Программа курса подготовлена на основании учебной программы по дисциплине «Психологическая диагностика и профилактика зависимости» и Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан.

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Психология и акмеология»,

Протокол № 1 от « ___ »____________ 20___г.

Заведующая кафедрой ________________ Сматова К.Б.

Рабочая учебная программа одобрена комитетом по рабочим программам педагогического факультета

Протокол № 1 от от « ___ »____________ 20___г.

Председатель комитета _________________

Актуальность и необходимость изучения курса

Курс «Психологическая диагностика и профилактика зависимости» является отражением нового направления в медицинской психологии, расширяющим проблемное поле этой дисциплины и воплощением на практике новой идеи о роли совладающего с зависимостью поведения в адаптации к социальной среде. Он обеспечивает студентов необходимой инновационной информацией для овладения определенными знаниями и умениями в области психологии зависимости, необходимыми для профессиональной деятельности.

Цель и задачи дисциплины

Цель дисциплины: формирование у студентов готовности профессионально осуществлять процесс выявления, предупреждения и преодоления зависимого поведения у различных категорий людей. Передача студенту необходимого объема знаний в области психологии зависимостей, развитие его профессионального мышления в области психологии зависимостей.

Задачи дисциплины:

- рассмотреть и определить психологические механизмы и причины, лежащие в основе развития зависимого поведения в целом и отдельных его видов;

-развить навыки оказания психологической помощи, решения психологических проблем в освоении основных методов и приѐмов преодоления различных форм зависимостей;

- решать вопросы, связанные с определением содержания и методов психологической диагностики зависимого поведения, аспектами принятия управленческих решений и взаимодействия участников различных областей знаний в области профилактики зависимостей;

-повысить психологическую культуру будущего специалиста путем воспитания в нем потребности в самосовершенствовании личности и постоянном профессиональном развитии.

Требования к знаниям и умениям

Студент должен знать:основы психологии зависимого поведения, усвоить язык и содержание понятийного аппарата, информационную базу, природу и происхождение зависимого поведения; природу психики человека, основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение биологических и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов в аддиктивном поведении человека; биологическую, психологическую основу зависимостей.

Студент должен уметь: давать психологическую характеристику личности; давать оценку поступков отдельных лиц и социальных групп на основе имеющихся данных и внешних психологических и социально-психологических критериев, различать виды, моно-и полизависимость; правильно осуществлять психологическое воздействие, устанавливать психологический контакт; эффективно строить профессиональные взаимоотношения, разрешать конфликтные ситуации; использовать психологические знания для адекватной самооценки своей личности и профессионального самосовершенствования.

Студент должен владеть: необходимым набором комплексных методик психодиагностики вербальным и не вербальным аппаратом психологии для объективного выявления зависимого расстройства личности; понятийным аппаратом психологии зависимости, усвоить такие понятия как аддикции, зависимость, созависимость алкоголизм, наркомания, гемблинг, трудоголизм и другие, сформировать навыки выявления зависимого поведения, основными методами преодоления зависимого поведения, навыками психологии общения, аргументации, манипулирования, приѐмами психологической защиты и стрессоустойчивости.

Компетенции, формируемые при изучении дисциплины, способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.

Наши рекомендации