Требования к знаниям и умениям
Председатель комитета по рабочим и
учебным программам______________
«____»________________ 2016 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СТУДЕНТА
Учебный год:2016-2017
Количество кредитов:3
Форма обучения:очная
Дисциплина:Психологическая диагностика и профилактика зависимости
Код дисциплины:
Курс:4
Специальность:5B010300 «Психология»
Семестр:7
Всего часов:135
из них:
семинарские:45
СРСП:45
СРС:45
Экзамен:7 семестр
Ф.И.О. преподавателя: Гущина В.Д.
Тараз 2016
Программа курса подготовлена на основании учебной программы по дисциплине «Психологическая диагностика и профилактика зависимости» и Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан.
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Психология и акмеология»,
Протокол № 1 от « ___ »____________ 20___г.
Заведующая кафедрой ________________ Сматова К.Б.
Рабочая учебная программа одобрена комитетом по рабочим программам педагогического факультета
Протокол № 1 от от « ___ »____________ 20___г.
Председатель комитета _________________
Актуальность и необходимость изучения курса
Курс «Психологическая диагностика и профилактика зависимости» является отражением нового направления в медицинской психологии, расширяющим проблемное поле этой дисциплины и воплощением на практике новой идеи о роли совладающего с зависимостью поведения в адаптации к социальной среде. Он обеспечивает студентов необходимой инновационной информацией для овладения определенными знаниями и умениями в области психологии зависимости, необходимыми для профессиональной деятельности.
Цель и задачи дисциплины
Цель дисциплины: формирование у студентов готовности профессионально осуществлять процесс выявления, предупреждения и преодоления зависимого поведения у различных категорий людей. Передача студенту необходимого объема знаний в области психологии зависимостей, развитие его профессионального мышления в области психологии зависимостей.
Задачи дисциплины:
- рассмотреть и определить психологические механизмы и причины, лежащие в основе развития зависимого поведения в целом и отдельных его видов;
-развить навыки оказания психологической помощи, решения психологических проблем в освоении основных методов и приѐмов преодоления различных форм зависимостей;
- решать вопросы, связанные с определением содержания и методов психологической диагностики зависимого поведения, аспектами принятия управленческих решений и взаимодействия участников различных областей знаний в области профилактики зависимостей;
-повысить психологическую культуру будущего специалиста путем воспитания в нем потребности в самосовершенствовании личности и постоянном профессиональном развитии.
Требования к знаниям и умениям
Студент должен знать:основы психологии зависимого поведения, усвоить язык и содержание понятийного аппарата, информационную базу, природу и происхождение зависимого поведения; природу психики человека, основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение биологических и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов в аддиктивном поведении человека; биологическую, психологическую основу зависимостей.
Студент должен уметь: давать психологическую характеристику личности; давать оценку поступков отдельных лиц и социальных групп на основе имеющихся данных и внешних психологических и социально-психологических критериев, различать виды, моно-и полизависимость; правильно осуществлять психологическое воздействие, устанавливать психологический контакт; эффективно строить профессиональные взаимоотношения, разрешать конфликтные ситуации; использовать психологические знания для адекватной самооценки своей личности и профессионального самосовершенствования.
Студент должен владеть: необходимым набором комплексных методик психодиагностики вербальным и не вербальным аппаратом психологии для объективного выявления зависимого расстройства личности; понятийным аппаратом психологии зависимости, усвоить такие понятия как аддикции, зависимость, созависимость алкоголизм, наркомания, гемблинг, трудоголизм и другие, сформировать навыки выявления зависимого поведения, основными методами преодоления зависимого поведения, навыками психологии общения, аргументации, манипулирования, приѐмами психологической защиты и стрессоустойчивости.
Компетенции, формируемые при изучении дисциплины, способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.