Житейская и научная психология

Психологические знания необходимы каждому человеку. Они позволяют правильно понимать других людей и самих себя, а также определять адекватные и эффективные способы общения. Они важны не только в специальных видах профессиональной деятельности (педагогической, управленческой, юридической, медицинской и т.п.), но и в быту, семье, межличностных отношениях. Поэтому каждый человек является носителем таких знаний. Однако следует различать житейскую и научную психологию (рис. 4), житейские и психологические знания (рис. 5).

Житейские знания. В феноменологической традиции принято различать повседневные и неповседневные (экспертные) формы реальности психического. Повседневная реальность с внешней позиции описывается как «обыденная психология», «психология здравого смысла», «житейская психология».

ПСИХОЛОГИЯ
НАУЧНАЯ
ЖИТЕЙСКАЯ
Ограничена в материалах
Конкретна
Рациональна  
Не ограничена в материалах
Знания ограничены
Основана на эксперименте
Знания неограниченны
Основана на наблюдениях
Интуитивна
Обобщена

Рис. 4. Сравнительная характеристика житейской и научной психологии

Каждый человек обладает психологическими знаниями и умениями, приобретенными главным образом благодаря житейским, обыденным представлениям и субъективным переживаниям, которые возникают стихийно на основе личных наблюдений, самонаблюдений, житейского способа индивидуальной саморегуляции и других форм психической деятельности. Житейские представления о психологии находят свое выражение и в житейской мудрости, и в привычных устойчивых взглядах, убеждениях. Они отражены во многих народных пословицах, поговорках: «Летами ушел, а умом не дошел», «Всякому своя слеза едка», «Хорошо с берега на гребцов смотреть», «Был бы запевала, а подголоски найдутся», «Не смейся над старым, и сам будешь стар». Бесспорно, что все эти пословицы отражают серьезное знание человеческой психологии.

Повседневные психологические значения фиксируются и выражаются в знании определенного типа. Это не только знания-обобщения личного опыта, но когниции, заимствованные индивидом в референтных социальных группах, с которыми в свое время были установлены соответствующие идентификации. При этом человек не только усваивает готовые знания, но и способы их получения (личный опыт общения, книги, фильмы, телепередачи, средства массовой информации и т.п.).

Особенности житейского и психологического знания
Научные знания
Житейские знания
· Низкий уровень точности · Субъективизм · Повышенная зависимость от настроения человека и его отношения к познаваемому человеку · Высокая эмоциональная насыщенность · Чрезмерная конкретность и ситуативность · Низкий уровень вербальности (оречевленности) и осознаваемости · Логическая противоречивость · Практическая ориентированность · Плохая систематизированность · Раннее происхождение · Высокая устойчивость  
· Высокий уровень точности · Объективность · Логическая последовательность · Систематизированность · Осознаваемость · Вербализованность · Обобщенность · Абстрактность · Независимость от эмоционально-потребност- ной сферы человека

Рис. 5. Особенности житейского и психологического знания

Житейские психологические знания строятся на наблюдениях, стереотипных (шаблонных, традиционных) взглядах, убеждениях. Из-за этого они часто отрывочны, случайны, достаточно косны, нередко противоречат друг другу. Эти знания нигде не зафиксированы и существуют у каждого человека лишь в функциональной форме.

Следует признать, что эти знания являются вполне пригодными для решения сугубо обыденных несложных психологических задач. Однако такие знания оказываются несостоятельными при столкновении человека со сложными психологическими задачами, возникающими как в профес-сиональной деятельности, так и в сфере личных отношений. В таких ситуациях необходимо привлекать научные психологические знания.

Научные знания зафиксированы в соответствующих книгах, учебниках и справочниках. Они передаются в процессе обучения и усваиваются через учебную деятельность. Научная психология базируется на строгих, полученных в ходе специальных исследований и неоднократно проверенных фактах, которые логически систематизируются и объясняются в специальных научных теориях. Однако при наличии явных преимуществ научных знаний перед житейскими знаниями, они все-таки имеют некоторые недостатки, такие как:

· излишняя абстрагированность;

· академизм;

· формализованность, оторванность от индивидуального личного

опыта их носителей.

Наиболее эффективными являются психологические знания, представляющие собой синтез научных и житейских знаний. Формирование таких знаний и составляет одну из задач психологической подготовки специалистов.

Наши рекомендации