Кумб Спрингс; Кумб Лэйн; Кингстон-на-Темзе; Сентябрь 1958 г. 2 страница
Десять лет назад я прочел цикл лекций в Лондоне, позднее
опубликованный под названием Кризис в делах человеческих. Тогда я
утверждал, что только Божественное Вмешательство может спасти нас.
Но тогда я добавил, что мы еще не слышали глас вопиющего в пустыне.
Несколько позже я получил письмо от ныне покойного Отца Инджа, в
котором он писал: " Я согласен почти со всем, что вы говорите в своей
книге, но я бы не поручился, что будет новое откровение".
Сейчас я пишу вновь, после того как увидел много нового и прошел
через чудесный опыт, чтобы сказать тем, кто этого ждал, что, по моему
мнению, на горизонте забрезжил новый свет. В этом свете можно
различить признаки великого плана, или Цели. Похоже, что, наконец,
появилась возможность практического решения, то есть, наверное, у нас
теперь будет способ накормить страждущих. Все это еще настолько ново
и удивительно, что по многим причинам было бы, конечно, лучше
подождать более явных подтверждений и более полного понимания. Но
мы не можем больше терять времени. Если действительно появилась
надежда, что большое число людей, точнее говоря, все желающие, могут
получить духовное пробуждение и начать новую жизнь, то эта надежда
не должна быть оберегаемым достоянием узкого круга людей.
* * * *
Глава 1
НОВАЯ ЭПОХА
1. Сознательное управление эволюцией
Благодаря достижениям в области археологии, антропологии, древней
истории, а также в ряде других смежных наук, мы сейчас можем с
определенной уверенностью представить себе историю человечества по
меньшей мере за последние семь тысяч лет и даже, хотя и со многими
пробелами и нерешенными вопросами, за последние двадцать пять тысяч
лет, то есть с тех пор, как оригнацийский человек впервые оставил нам
свидетельства высокой культуры. История человечества насчитывает, по
самым скромным подсчетам, полмиллиона лет, и, судя по всему, человек
жил на земле еще раньше, может быть даже два миллиона лет назад. Вся
трудность в том, что с тех времен сохранилось только несколько сот
скелетов и небольшое количество каменных инструментов, которые дают
нам лишь очень приблизительное представление о жизни наших далеких
предков. Вместе с тем история самой жизни на земле уходит в прошлое
более чем на пятьсот миллионов лет, что даже трудно себе представить.
За это время преобладающие формы жизни на суше и в океане
подверглись потрясающим изменениям.
Сегодня мы уже не можем объяснить вереницу произошедших
событий исключительно слепой случайностью, исходя из того, что
сознания и руководящей воли не было на земле до появления человека.
Во втором томе Драматической Вселенной я постарался показать,
насколько проще и удовлетворительнее выглядела бы картина истории,
если предположить, что с самого начала все направлялось
Сознательными Силами, знавшими, как быть с неопределенностью, или
свободой, характерной для действия всех законов природы, и как
осуществить прогрессивное развитие живых форм в соответствии с
последовательными стадиями развития самой земли.
Мы не способны представить себе природу таких Сознательных Сил,
и, вне всяких сомнений, допустили бы ошибку, пытаясь размышлять о
них как об индивидуализированных существах наподобие людей, то есть
обладающих телом с различными органами и воспринимающих мир
посредством ощущений, аналогичных нашим. Однако наука вполне
допускает существование элементов реальности, представить
ментальный образ которых мы не в силах. Хотя, конечно, использование
"немыслимого" в рассуждениях стало одним из наиболее странных
результатов развития науки с того времени, как Планк ввел понятие
квантов действия, а Эйнштейн построил свою теорию относительности
на геометрии Римана, которую невозможно ни представить себе на
уровне ощущений, ни постичь умом.
В связи с этим мы начнем с вами с предположения о том, что
существуют и всегда существовали Сознательные Силы, регулирующие
развитие событий на земле, не нарушая законов природы. Возможно,
назвав эти Силы ангельскими 1 , я вызову внутренний протест у ученых,
которых раздражает любое упоминание о не изобретенных самим
человеком сверхъестественных силах. Я не знаю, кем или чем являются
ангелы, но уже много лет у меня не вызывает сомнения реальность таких
существ, а также то, что человек способен ощущать их присутствие. В то
же время я уверен в том, что ангельские силы действуют в рамках
законов природы и, в частности, геометрии, физики и биологии 2 .
По мере того как мы изучаем прошлое с его колоссальными
временными масштабами космической, геофизической,
палеоботанической и палеонтологической истории, переходящей в
древнюю и современную историю человека на земле, мы обнаруживаем
повторяющийся и, пожалуй, универсальный феномен. Можно назвать
его "взрывообразным прогрессом". История никогда не была
однородной. Грандиозные изменения в структуре семейств и родов
организмов, населявших землю, происходили внезапно, после чего
следовали периоды относительного затишья. По понятным причинам, я
не могу на страницах настоящей книги обсуждать доводы в пользу
"теории взрывообразного прогресса". На самом деле это отнюдь не новая
теория, и она уже стала неотъемлемой частью многих областей науки.
2. Теория Эпох
Если совместить Теорию Сознательной Руководящей Силы с Теорией
Взрывообразного Прогресса, то мы получим концепцию Творческих
Циклов. Это, в определенном смысле, напоминает работу двигателя
внутреннего сгорания, в которой последовательно чередуются фазы
сжатия, взрыва, расширения и обновления. Подобным же образом
своеобразные взрывы истории лучше всего удается объяснить,
предположив, что Ангельские Силы время от времени вводят природные
двигатели в фазу концентрации и сжатия, когда накапливается
достаточно энергии для взрыва. Результаты этого процесса
распространяются и разрастаются, пока ни истощается их сила. Вместе с
тем взрывы, происходящие без системы регуляции, неизбежно приводят
к гибели и разрушениям; и тот неопровержимый факт, что взрывы,
происходившие вновь и вновь в истории звезд, земли, жизни вообще и
человечества в частности, в целом способствовали прогрессу и
обретению все новых уровней свободы, служит лучшим подтверждением
практически неизменного участия Сознательной Руководящей Силы.
От концепции Творческих Циклов как таковых мы приходим к
понятию Эпох 3 в жизни человека. Под "Эпохой" я подразумеваю период
времени, в течение которого среди всего человечества преобладает
определенное творческое отношение к жизни. Я называю это Главной
Идеей Эпохи. К примеру, для средней Неолитической Эпохи была
характерна идея Матери Земли. До того времени земля была населена
почти исключительно племенами кочевников-охотников, а также
собирателей плодов суши и моря. С 9000 года до Р.Х. началось развитие
земледелия в полном смысле этого слова, и люди впервые решили, что
можно провозглашать собственность на обрабатываемый участок земли и
копить материальные ценности. Поскольку воспроизводство, то есть
рождение-смерть-воскресение, составляет основу земледельческого
цикла, люди той Эпохи смогли почувствовать причастность этого
понятия в том числе и к духовной жизни. В итоге так называемые
"культы плодородия" стали настоящим шагом вперед на пути духовного
развития человека. В то же время для людей, перед глазами которых
рождался семейный уклад поселений, взаимная потребность полов в
духовной жизни была очевидным фактом. Концепция Матери Земли в,
свою очередь, легла в основу матриархальной социальной системы,
существовавшей в Неолитическую Эпоху.
Средняя Неолитическая Эпоха началась со взрыва, который, по всей
видимости, совпал со значительными перемещениями земной коры.
Эпоха закончилась новым изменением климата, которое ознаменовалось
засухой на густозаселенных территориях Центральной Азии и Северной
Африки. Следующей стала Эпоха Великого Переселения, продлившаяся
с 6-го тысячелетия до Р.Х. до середины 4-го тысячелетия. Новой
Главной Идеей стал Поиск. Элементы этой Идеи дошли до нас в древних
мифах, легендах и эпосах, сюжет которых заключался в поиске секрета
бессмертия. Именно во время этой Эпохи мистические знания о жизни и
смерти начали доходить до обычных людей, просачиваясь из тайных
обществ, которые все еще сохраняли сознательную связь с Ангельскими
Силами.
Следующая эпоха ознаменовалась началом летописной истории, а
также появлением священных царей, или полубожественных существ,
правивших различными народами по всей земле. Основателей
древнейших династий Египта, Месопотамии, Индии, Китая и Малайского
Архипелага народ считал полубогами-полулюдьми, и по этой причине я
назвал период, длившийся с 3200 года до Р.Х. по 600 год до Р.Х.
Полубожественной Эпохой. Главная Идея заключалась в том, что
благосостояние обычных людей в этой жизни и жизни загробной зависит
от Героя. На самом деле собственно история и началась приблизительно
в то время, в конце четвертого тысячелетия до Р.Х., причем не только в
форме летописных записей о династиях и их достижениях, но и в форме
легко интерпретируемых руин древних городов и монументов.
Человечество вступило в Героическую Эпоху с богатейшим
наследием языков, культур, техник и социальных организаций,
создававшихся тысячелетиями. И снова произошел своеобразный взрыв.
За короткий период в несколько столетий человечество добилось
необычайных успехов во всех сферах жизни. Полубожественная Эпоха
завершилось около двух с половиной тысяч лет назад негласной
дискредитацией Полубожественных Правителей. За ней последовала
Мегалантропическая Эпоха с Главной Идеей Индивидуального Спасения,
к обсуждению которой мы еще вернемся, поскольку она непосредственно
связана с темой настоящей книги.
Божественное Провидение
Теория Эпох как циклов концентрации, взрыва и расширения
подразумевает наличие концентрирующей силы, которая аккумулирует
энергию, необходимую для взрыва. Хотя мы приписали эту роль
Ангельской Силе, теория не будет полной, если мы далее не оговорим,
что источник самой этой силы вообще не относится к видимому миру.
Двигатель внутреннего сгорания устроен так, что сжатие происходит за
счет работы самого двигателя, но горючее для взрыва поступает извне.
Подобным же образом в случае истории человечества новый импульс,
благодаря которому наступает каждая новая Эпоха, приходит из-за
пределов земли.
Арнольд Тойнби в своем грандиозном труде Изучение истории
приходит буквально к тому же выводу: мы вынуждены признать, что
история человечества регулируется Милостивой Силой, исходящей от
Бога и проявляющей себя через Святых, Пророков и Основателей
великих мировых религий. Никоим образом не пытаясь поставить под
вопрос глубокую историческую прозорливость Тойнби, я бы сказал, что,
сосредоточив свое внимание на Цивилизациях, то есть вторичных
результатах взаимодействия людей, он недооценил значение Эпох,
первичных проявлений Божественного Провидения в жизни
человечества. В то же время Тойнби приводит серьезные доводы в
пользу участия Ангельских Сил, прослеживая различия между
истинными и иссякшими цивилизациями. По его мнению, на земле
сейчас существует не одна сотня сообществ, которые раньше находились
под руководством сознательных лидеров, но теперь потеряли с ними
контакт, остановились в своем развитии и влачат свое существование,
сохраняя в форме практически лишенных смысла обрядов признаки
древней мудрости, корни которой, возможно, уходят в прошлое дальше,
чем начало письменной истории, начавшейся пять тысяч лет назад.
Таким образом, мы не делаем ничего принципиально нового,
прибавляя к теории Сознательных, или Ангельских, Сил основу веры в
Божественное Провидение. В то же время эту веру нельзя назвать
"теорией", поскольку она относится к недоступной для человеческого
ума сфере.
Времена и Сроки
Хотя историю земли мы изучаем по чрезвычайно отрывочным и
сбивчивым записям, имеющиеся сведенья отчетливо указывают на то,
что с незапамятных времен органическая жизнь на нашей планете
приспосабливалась к грандиозным изменениям климата, переносила
неимоверные катастрофы и медленно, но уверенно подготавливалась к
приходу человека. Невозможно без благоговейного трепета думать о
временных масштабах тех взрывов, которые сопровождали смену одних
преобладавших форм жизни другими. Если бы нашелся сторонний
наблюдатель, который бы оценивал ход событий с позиции обычного
человеческого понимания, то ему снова и снова должно было бы
казаться, что жизнь ожидает неминуемая участь вырождения до жалких
остатков прежних форм, слишком убогих, чтобы тягаться с
колоссальными катаклизмами, бередившими поверхность земли и
метавшими ее климат из крайности в крайность. И все же каждый раз,
прозорливо манипулируя генетическим потенциалом, заложенным в
существовавших семействах и родах растений и животных, Ангельские
Силы обеспечивали появление новых родов и видов, которые могли не
только выжить, но и процветать в новых условиях.
С появлением человека на нашей земле наступило время великих
ледниковых периодов, когда жизнь в целом довольно часто ставилась
под угрозу исчезновения. Кроме того, согласно ряду теорий, например
теории Гербигера, имели место и другие катастрофы, вызванные
разрушением прежнего спутника планеты и выходом на свою орбиту
сегодняшней Луны. Хотя подобные теории пока и не получили
однозначного подтверждения, понятно, что за миллион или даже более
миллиона лет своего существования на земле, человек пережил
неоднократные суровейшие изменения климата, что требовало
совершенно иных адаптационных возможностей по сравнению с теми,
которые спасали растительный и животный мир на более ранних стадиях.
Я уверен, что Сорат 4 был прав, утверждая, что человеку удалось
выжить исключительно благодаря временному направлению
соответствующих усилий в единственно надежные каналы, одним из
которых, например, в Эпоху Великих Переселений был уход из
Центральной Азии и Северной Африки, когда в результате засухи
плодородные почвы этих территорий превратились в пустыню.
Руководство во внешней сфере жизни всегда основывалось на
обновлении и укреплении жизни внутренней, и мы можем проследить
постепенное распространение религиозной веры из внутреннего круга
обладателей явленного откровения Божественной Цели на все остальное
человечество. На самых ранних стадиях между сверхчеловеческими
существами, руководившими судьбой человечества, и дикими племенами
охотников, которые обращались к ним за помощью, сохранялась
значительная дистанция. Их считали магами, и их власть основывалась
на страхе перед силами, которыми они повелевали. Во время Неолита, в
котором, по всей видимости, следует выделять три различные Эпохи,
произошли глубокие перемены в социальном укладе, и возникшая
стабильность и преемственность внешней жизни позволила передать
широким массам различные формы религиозного поклонения, личной и
социальной морали, основанные на вере в то, что человек состоит из
смертной и бессмертной частей, у каждой из которых своя судьба и
предназначение.
Многие исследователи древней истории человечества сегодня
убеждены в том, что с незапамятных времен человечество верило в Бога,
то есть высшую силу в мире, и что вульгарный анимизм, встречающийся
во многих диких племенах, отнюдь не является первичным, и
представляет собой результат деградации в отсутствие руководства со
стороны сознательных существ. Если это утверждение справедливо, то
это означает, что на земле всегда были учителя человечества, которые
постепенно готовили людей к пониманию истинного значения нашей
жизни. Вместе с тем эти учителя не могли получать свои знания из
человеческих источников, поскольку человеку не дано знать
Божественные Цели. Именно в этом смысле учителя и пророки
называются Посланниками Божьими. Причем подтверждение их миссии
связано не столько с грандиозностью и величием их этических учений,
сколько со своевременностью и действенностью их вмешательства. Мы
не пытаемся учить малышей метафизике, и ни один из пророков за всю
историю не предпринимал попыток преподать людям истины, к
восприятию которых они не были готовы. Каждый взрыв, с которого
начиналась новая Эпоха, точно соответствовал возможностям восприятия
людей того времени.
Можно ради наглядности рассмотреть пару исторических примеров.
К началу Полубожественной Эпохи, в 3200 году до Р.Х., город Ур на
реке Тигр уже был великим и процветающим городом. Он бурно рос в
течение более чем двух тысяч лет и был центром ряда высокоразвитых
культур. Когда Эпоха продвигалась к периоду деградации,
приблизительно в 1500 году до Р.Х. произошел исход на запад, о котором
повествует Книга Бытия, и отголоски которого можно обнаружить даже в
клинописных халдейских летописях. Исход возглавил пророк, который
известен нам под именем Авраама. С одной стороны, рассказ об Аврааме
является подлинной историей, а с другой стороны, это аллегория о силе
веры. Благодаря Аврааму, древний монотеизм был сохранен от всеобщей
деградации, которая, в конце концов, похоронила надежды Эпохи. Урок,
который мы должны вынести из истории Авраама, заключается в
простоте его веры и в том, что он был просто по-детски неспособен
понять действие Божественного Провидения. Простота Авраама была
как раз тем, что требовалось в то время, и резко контрастировала с
потрясающими научными достижениями его современников, халдейских
Волхвов и египетских священнослужителей восемнадцатой династии.
Подобную же противоположность мы обнаруживаем и в случае Моисея
и, в частности, в его легендарном споре с Египетскими
священнослужителями.
Иудейская Тора рассказывает нам о том, что пророки были наделены
силой от Бога, которая не основывалась ни на учености человека, ни на
его способностях. Тора призывает к следованию древним традициям, а
также к вере в Единого Бога и в Его провиденциальное руководство
человечеством. В то же время если бы мы попытались применить к
нашему нынешнему миру послания и личный пример Авраама, Исаака и
Моисея, то увидели бы, что они относятся к другой Эпохе и что
подлинность их послания подтверждается именно своевременностью и
вневременностью. Фундаментальное понимание того, что Бог помогает
обращающимся к Нему, безусловно, относится ко всем Эпохам, но по
своей форме послание Авраама подходит только для той Эпохи, когда
люди с готовностью верили в то, что их пророки могли "разговаривать с
Богом", и поэтому также с готовностью подчинялись их
автократическому правлению.
Чтобы понять значение Послания, которое было возвещено
человечеству ранними пророками следующей, то есть
Мегалантропической, Эпохи, мы должны попытаться представить себе то
горестное состояние, в котором жили практически все народы,
населявшие Китай, Индию, Ассирию, Египет и Грецию в начале первого
тысячелетия до Р.Х. Некоторые пророки, такие как Конфуций и Солон,
были преимущественно озабочены социальными проблемами своих
народов, в то время как наиболее великие были призваны возвестить
более глубокое послание, обещавшее надежду страждущим. Была
обещана такая грандиозная перспектива, как индивидуальное спасение
для каждого человека, который будет готов заплатить цену. Нам,
потомкам сотни поколений, живших с этим обещанием, трудно сегодня
представить плачевное состояние людей, считавших себя полностью
зависимыми от Полубожественных или Божественных Правителей и в то
же время видевших в своих царях и фараонах только чудовищную
жестокость и властолюбие. Поэтому, слова Исаии: "Хэй, все жаждущие,
придите к источнику, и неимеющие денег, придите и купите себе еды", –
обладали совсем иным смыслом для детей Пленения, нежели чем для
современного мира. Мы сегодня неспособны в полной мере понять, что
сама надежда на вечную жизнь была потеряна людьми, которые верили,
что только Божественный Правитель может обеспечить благоденствие в
загробной жизни, и вместе с тем видели в своих священнослужителях
слуг тирана, собиравших непосильные подати на отправление сложных
ритуалов, считавшихся необходимыми для благоденствия умерших.
Именно надежда на освобождение из духовного рабства привлекала
толпы индийцев к Гаутаме Будде, а израильтян к их пророкам.
Не прошло и пятисот лет, как исполнилось мрачное пророчество
Гаутамы Будды, то есть его Дхарма действительно, выродилась, и Сангха
раскололась на враждующие секты. По всему миру благая весть
индивидуального спасения неверно воспринималась и толковалась. И
все же повсюду витало ожидание, явным образом проявившееся в
ожидании иудеями Мессии, а также в нео-Буддийской доктрине
Бодхисаттв. Греко-Римский мир питал отвращение к себе и к своим
моральным провалам. Персидская империя Селеуцидов погрязла в
нечистоте. В Индии реформаторские усилия Царя Ашоки были, как это
ни печально, втоптаны в землю. Те же, кто искал чистоты, Джайны,
Фарисеи и Стоики, обнаруживали, что чистоты невозможно добиться
никакими человеческими стараниями.
В ответ на острую нужду человечества Всемогущий Бог послал в мир
Иисуса Христа, совершенная чистота которого была запечатлена в Его
непорочном зачатии. Послание Христа было таким же простым и явным,
как и послания Его предшественников – только вера может очистить тело
и душу человека. Христос был способен совершать чудеса, потому что
был совершенно не затронут той нечистотой, которая преграждает путь
духу Божьему в случае обычных людей. Он сам делал то, чему учил, и
Он доказал своей смертью и воскресением, что чистый дух неуничтожим.
Его учение и собственный пример придали совершенно новый смысл
доктрине индивидуального спасения, очистив ее от мирских суеверий и
возложив все надежды человечества на незримый мир, Царство
Небесное.
Прошло еще шестьсот лет, и послание снова было искажено.
Царство Небесное превратилось в земную власть, и спасение стали
искать не в чистоте веры, а в упорном следовании строгой внешней
дисциплине. Но, что еще хуже, учение о чистой Любви обросло
колоссальным количеством предрассудков, и даже такой праведный
человек Божий, как св. Бенедикт, был не в силах справиться с ними. В
западном мире наступили мрачные времена, и люди снова потеряли
надежду, живя в страхе перед вечными муками. В христианскую
догматику закралось роковое заблуждение – вера в то, что обет безбрачия
угоден Богу. Как это ни странно, отказ о супружества и уверенность в
том, что только аскетизм может сделать человека свободным, прочно
вошли также и в восточную духовность. В особенности это относится к
различным формам буддийского монашества и уединению от мира,
которое проповедовали в индуизме саманы и йоги. Даже действительно
искавшие спасения в то время использовали методы, которые лишь в
редчайших случаях способны сделать человека настолько целостным,
чтобы он мог войти в жизнь вечную.
В связи с этим появилась необходимость в новом послании, и оно
было возвещено Пророком Мохаммедом. Он являл собой целостного
человека, исполнявшего все свои земные обязанности, и его воля была
полностью подчинена служению Богу. Суть учения Ислама может быть
понята только с позиции целостности человека. Мохаммед был
отвергнут теми, кто видел в самой его целостности признак
несовершенства и считал, что истинным показателем святости является
аскетизм. Тем не менее откровение Ислама было настолько
влиятельным, что за два века широкая полоса исламских народов
охватила населенный мир от края до края, от Марокко до Малайского
Архипелага. К десятому веку Ислам стал величайшей духовной силой в
мире, но, к сожалению, мусульмане, христиане и иудеи, которым
следовало объединиться и показать миру несокрушимую силу
Священных Импульсов Веры, Любви и Надежды, поддались
губительным силам материальности, власти страха. К концу первого
тысячелетия плачевное превращение Благой Вести Бога об
Индивидуальном Спасении в культ самодостаточности человека стало
неизбежным.
5. Время и человечество
В течение последних веков материальные силы в человеческой жизни
постепенно утверждали свое превосходство над духовными. Таким
образом, история нашего времени показывает нам двойственность
природы человеческих возможностей. Главная Идея Эпохи заключается
в максимальном проявлении способности человека понимать свое
предназначение сообразно достигнутому духовному возрасту. Если
принять за основу в качестве жизненного цикла рода Homo
приблизительную цифру в двадцать пять миллионов лет, то эпохи
продолжительностью в две-три тысячи лет будут соответствовать неделе
обычной человеческой жизни. Неделя является тем сроком, который
требуется ребенку для наилучшего усвоения нового урока. Подобным же
образом каждая новая великая эпоха приносит с собой новое послание
человечеству. Вследствие юности и неопытности человеческой расы, а
также нашей неспособности воспринимать то, что недоступно нашим
чувствам, мы каждый раз совершаем ошибку, пытаясь интерпретировать
Послание с позиции видимого мира и преходящих ценностей.
Заглядывая назад, в прошлое, мы видим, что эта опасность всегда
подстерегала человечество, которое так и не научилось ценить вечное
выше временного. Однако не следует считать это "полным провалом".
Мы же не рассчитываем, что за одно занятие наши дети освоят
программу на уровне учителя. Каждую неделю поступают новые знания,
и хотя основная их часть сразу же забывается, образовательный процесс
идет своим ходом.
Если обособленно изучать лишь очень небольшой исторический
период, то он будет выглядеть как история материального прогресса и
улучшения социальных условий на фоне духовного застоя. Многие люди
сегодня указывают на то, что, хотя мы обладаем гораздо более глубокими
познаниями и живем в значительно лучших социальных условиях, чем
наши предки две, пять или десять тысяч лет назад, люди остались такими
же эгоистичными, недальновидными, неудовлетворенными и
переполненными страхом существами, какими были всегда. Однако
такой диагноз был бы верен, только если видеть в человечестве вполне
развитое и зрелое существо. Мы должны в данном случае быть выше
сосредоточенности на нынешнем времени. Если мы хотим понять судьбу
человечества, мы должны соотносить ее с гораздо более грандиозными
временными масштабами, чем последние несколько веков. Даже
опираясь на скудные сведенья об истории человечества за полмиллиона
лет и применяя общий закон циклов для систематизации времени, мы
можем различить осмысленый паттерн. Наша точка зрения
подтверждается в том числе и тем, что Божественное Провидение
никогда не оставляло человека в трудные времена и всегда преподавало
ему новые уроки, открывая тем самым новые возможности.
6. Грядущая Эпоха
"Светопреставление", или "Конец света" – странные понятия,
тысячелетиями будоражащие умы буквально всех людей. Иногда они
звучали подобно набату, как, например, во времена ранних христиан,
которые буквально день ото дня ждали пришествия Господа и считали,
что безрассудно придавать значение заботам того мира, который вскоре
будет разрушен или превращен в Царство Христово. Даже когда
наступление "последних дней" стали уже относить к отдаленному
будущему, люди продолжали верить в конец истории и в то, что
"устоявшим до конца" уготованы совершенно иные условия
существования. Причем вера во Второе Пришествие не была
отличительной чертой христианской Церкви. Пророк Мохаммед также
предвещал грядущий упадок религии и наступление времени, когда люди
дрогнут под натиском материальных, или сатанинских, сил. Вслед за
появлением определенных признаков Христос снова должен прийти на
землю и отделить верующих от неверующих. Затем должна произойти
последняя битва между силами добра и зла и закончиться победой
праведных. Согласно некоторым преданиям, эта победа станет
предвестником немедленного наступления конца света. Другие
утверждают, что победа ознаменует начало тысячелетия, когда землю
будут населять только праведники, и лишь по прошествии тысячи лет
земного счастья прозвучит последняя труба. Поскольку эти пророчества
долгое время передавались из уст в уста, и после смерти Мохаммеда
прошло много времени, прежде чем они были собраны и записаны, у нас
сегодня нет возможности точно выяснить, что же на самом деле
предсказал Мохаммед. Однако мусульманские эсхатологи придают
огромное значение хадисату, то есть преданиям о Пророке, и, в
частности, утверждению, что в последние дни люди изобретут повозки,
которые будут ездить без лошадей, и построят дома высотой с холмы.
Эти и другие предвестники Конца света уже появились, и мне
доводилось встречать многих начитанных мусульман, ожидавших в
ближайшем времени Второго Пришествия.