Раздел iv. психолог как личность и профессионал
85. Профессионализация – это…
a) целостный непрерывный процесс становления личности специалиста, который начинается с момента выбора профессии, длится в течение всей профессиональной жизни человека и завершается при прекращении такой деятельности;
b) процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений, продолжающийся в течение всей жизни;
c) все ответы верны;
d) все ответы неверны.
86. Специалист-профессионал – это…
a) человек, занятый в данной конкретной сфере деятельности, помогающий основным специалистам выполнят их функции;
b) человек, достигший высокого уровня исполнения своих обязанностей;
c) человек, занимающийся деятельностью, направленной на удовлетворение своих потребностей и преобразование окружающей действительности;
d) правильного ответа нет.
87. Основными этапами профессионального развития являются:
a) этап роста, этап исследования, этап упрочнения карьеры, этап сохранения достигнутого, этап спада;
b) формирование профессиональных намерений, профессиональная подготовка, профессионализация, мастерство;
c) допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, послепрофессионализм;
d) все ответы верны;
e) верны ответ а и с.
88. В каком из предложенных определений наиболее точно отражено содержание понятия «профессиональное самоопределение»:
a) это длительный процесс, который начинается с появления профессиональных намерений и завершается выходом из трудовой деятельности;
b) это основной выбор личностью профессии на основе учета своих индивидуально-психологических особенностей и их соответствия содержанию выбираемой профессии;
c) это вхождение и освоение профессии, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности.
89. Факторами, влияющими на выбор профессии, являются:
a) интересы, способности, особенности темперамента и характера;
b) уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья и информированности о мире профессий;
c) позиция старших, семьи, позиция сверстников, позиция школьного педагогического коллектива, личные профессиональные и жизненные планы, способности, притязание, информированность о той или иной профессиональной деятельности, склонности;
d) все ответы правильные;
e) правильные ответы а и b.
90. Профессиональная пригодность может рассматриваться как:
a) гибкое динамическое образование, которое складывается непосредственно в ходе самой профессиональной деятельности специалиста;
b) совокупность психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им – при наличии специальных знаний – умений, навыков общественно приемлемой эффективности труда;
c) верны оба определения;
d) все определения неверны.
91. Противопоказаниями к профессии психолог могут быть:
a) любовь к детям, вежливость, сострадательность, толерантность;
b) человеконенавистничество, психическое заболевание, лень, безинициативность, пассивные установки;
c) умение устанавливать контакты с людьми, активная жизненная позиция;
d) все ответы верны
e) все ответы неверны.
92. Профессиональные способности определяются как:
a) качества или навыки, позволяющие человеку заниматься той или иной деятельностью;
b) индивидуально-психологические свойства личности, которые отличают ее от других, отвечают требованиям данной профессии, являются условием успешного выполнения профессиональной деятельности;
c) гибкое динамическое образование, которое складывается непосредственно в ходе самой профессиональной деятельности специалиста;
d) правильного ответа нет.
93. Выделяют следующие уровни возможностей профессионального самоопределения:
a) приобщение к культуре, приобщение к своей профессии, приобщение к специальности, приобщение к своей должности, приобщение к конкретным трудовым функциям и задачам;
b) приобщение к глобальным социокультурным и экологическим проблемам и идеям, увлечение сложной и значимой идеей, решение отдельных жизненных вопросов, реализация себя в отдельных умениях и талантах;
c) духовное самосовершенствование за рамками обыденных представлений, духовная деградация;
d) все ответы неверны.
94. Профессиональное сознание и профессиональная позиция психолога обеспечивают:
a) осмысление и оценку профессиональных интересов и ценностей, целей и задач профессиональной деятельности, мотивационных установок профессионально-личностного самосовершенствования;
b) высокий уровень развития личности психолога, его возрастной, личностной и социальной зрелости, обеспечивают способность психолога к самопознанию, пониманию и прогнозированию собственного поведения;
c) установление и поддержку контактов с людьми в ситуациях профессиональной психологической деятельности.
95. Адекватная Я-концепция и система саморегуляции психолога обеспечивают:
a) осмысление и оценку профессиональных интересов и ценностей, целей и задач профессиональной деятельности, мотивационных установок профессионально-личностного самосовершенствования;
b) высокий уровень развития личности психолога, его возрастной, личностной и социальной зрелости, обеспечивают способность психолога к самопознанию, пониманию и прогнозированию собственного поведения;
c) установление и поддержку контактов с людьми в ситуациях профессиональной психологической деятельности.
96. Среди выделенных Е.Е. Сапоговой характеристик профессионального самосознания психологов отсутствует:
a) дивергентность (гибкость) и интуитивность;
b) диалогичность;
c) эмоциональная устойчивость;
d) воображение и креативность.
97. Психологам могут быть присущи следующие социально-профессиональные ролевые позиции:
a) общепризнанного лидера, ориентированного на дело психолога, «мастера создания атмосферы», великого организатора и комбинатора, психолога-пациента, психолога-артиста, настоящие психологи;
b) адвоката, имитатора, помощника, советчика, эксперта;
c) оценивателя, брокера, посредника, мобилизатора, адвоката, учителя, корректора поведения, проектанта сообщества;
d) все ответы правильные;
e) правильного ответа нет.
98. Основными составляющими модели специалиста являются:
a) модель деятельности специалиста, модель личности специалиста;
b) профессиограмма, профессионально-должностные требования, квалификационный профиль (знания и умения работника);
c) описание профессиональной деятельности, модель личности специалиста;
d) все ответы правильные;
e) правильного ответа нет.
99. Основными составляющими профессиональной компетентности являются:
a) специальная, социальная, личностная и индивидуальная компетентность;
b) профессиональные знания и умения, личностное развитие и саморазвитие, знание профессиональной этики, саморегуляция и самоорганизация, профессиональное мастерство;
c) управленческая и психолого-педагогическая компетентность;
d) правильного ответа нет.
100. Формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности психолога предполагает:
a) формирование сложной взаимосвязанной системы имеющихся и новых профессионально важных качеств;
b) опору на имеющиеся у психолога способности и умения;
c) возникновение на основе имеющихся качеств и умений новых, ранее отсутствовавших качеств;
d) все ответы верны;
e) все ответы неверны.
101. Выделяют следующие индивидуальные стили профессиональной деятельности:
a) стиль, формируемый с учетом требований деятельности, и стиль, сформированный исходя из удобств человека;
b) компромиссный, универсальный, компенсаторный, маскирующий, предопределяющий, корректирующий, творческий, избыточный;
c) все ответы верны;
d) все ответы неверны.
102. Уровни профессионального мастерства психолога:
a) психолог-лаборант, психолог с высшим образованием, ученый-проектировщик;
b) работник, специалист, профессионал экстракласса;
c) все варианты верны;
d) нет верного варианта.
103. «Кризисы разочарования» имеют следующий возможный «исход»:
a) кризис может способствовать личностному развитию;
b) кризис может привести к личностной деградации;
c) разочарование в своей работе, обида;
d) все ответы верны;
e) ответы а и b.
104. Этапы профессионального развития психологов:
a) восторженно-романтический, этап самоутверждения, первые разочарования, начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем, первые серьезные попытки работать по-новому, обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, импровизация и профессиональное творчество;
b) ориентация на традиционные проблемы психологии или на проблемы обслуживаемых клиентов, переключение внимания с психологических реальностей на методы исследования, опора на интуицию и на собственную мировоззренческую позицию, психолог задумывается о своем предназначении и призвании;
c) все ответы верны;
d) все ответы неверны.
105. Укажите, какой кризис не относится к кризисам профессионального становления в трудовой деятельности:
a) кризис профессионального роста;
b) кризис профессиональной карьеры;
c) кризис профессиональной неудовлетворенности;
d) кризис профессиональных экспектаций.
106. Укажите, среди перечисленных, основные проблемы адаптации психолога на рабочем месте:
a) проблемы в отношениях с сотрудниками-непсихологами;
b) проблемы в обеспеченности психологической литературой;
c) проблемы в организации рабочего места и кабинета психолога;
d) проблемы в применении психологических знаний.
107. Какой пункт, среди указанных, не относится к стадиям профессиональной адаптации психолога:
a) реалистическая стадия;
b) стадия проблем в отношениях с администрацией;
c) стадия «сомнения»;
d) упрощенно-оптимистическая стадия.
108. Профессиональное выгорание в работе с людьми означает:
a) отказ от выполнения профессиональных обязанностей;
b) синдром хронической усталости;
c) состояние психического истощения;
d) неприязнь к людям.
109. Симптомы эмоционального сгорания:
a) активность, интерес к делу;
b) истощение, усталость;
c) отсутствие аппетита или переедание,
d) личностная тревожность;
e) все ответы верны;
f) ответ а, c и d;
g) ответ b и c.
110. Профессиональная деформация личности психолога не может выражаться в следующем явлении:
a) объяснении событий и проблем повседневной жизни преимущественно психологическими причинами;
b) постоянной избыточной, навязчивой самодиагностике, самонаблюдении и рефлексии;
c) ощущении повышенной ответственности за психологическое состояние окружающих в любых повседневных ситуациях;
d) безоценочном мышлении, учете общенаучных норм, базовых психологических законов и многозначности фактов и явлений.
111. А.К. Маркова выделила следующие тенденции развития профессиональных деструкций:
a) несформированность профессиональных действий, отставание и замедление профессионального развития, низкая профессиональная мобильность;
b) рассогласованность отдельных звеньев профессионального труда, уменьшение профессиональных способностей, снижение профессионального мышления, искажение профессионального развития;
c) появление деформаций личности;
d) все ответы верны;
e) все ответы неверны.
112. Профессиограмма – это…
a) описанная технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме для решения определенных задач;
b) психологическое описание наиболее желательных психических свойств для успешного выполнения деятельности;
c) объективные и субъективные характеристики труда профессионала;
d) правильного ответа нет.
113. К необходимым личностным качествам специалиста-психолога можно отнести:
a) концентрация и устойчивость внимания, образная и словесно-логическая память, коммуникативные способности, способность к самоконтролю;
b) интерес и уважение к другому человеку, склонность к сопереживанию, любознательность и обучаемость;
c) инициативность, тактичность, терпимость, целеустремленность и настойчивость, оригинальность, находчивость, умение хранить тайну;
d) все ответы верны
e) все ответы неверны.
114. К профессионально значимым свойствам личности психолога не относятся:
a) коммуникативные свойства личности;
b) адекватная Я-концепция;
c) широкий общекультурный кругозор;
d) профессиональное самосознание.
115. К личностным свойствам, мешающим профессиональной психологической деятельности, не относится:
a) авторитарность;
b) замкнутость;
c) зависимость от других людей;
d) отождествление себя с людьми.
116. В качестве свойств личности, способствующих успеху профессиональной психологической деятельности, не относится:
a) чуткость;
b) внимательность к людям;
c) зависимость от других людей;
d) отождествление себя с людьми.
117. Профессиональные умения представляют собой:
a) объективно необходимые сведения о всех сторонах труда практического психолога, составляют основу для формирования психолого-педагогической культуры;
b) действия и методы работы психолога, применяемые им для реализации обязанностей и функций в процессе деятельности, выступают исходными элементами целостной технологии социально-психологической работы;
c) компоненты психики профессионала;
d) все ответы верны
e) все ответы неверны.
118. Пути профессионального самосовершенствования могут быть:
a) формальными и неформальными;
b) пути, (не)связанные с работой, и пути, (не)связанные с обучением в вузе;
c) пути, выстраиваемые самостоятельно, и пути, специально организованные кем-то;
d) все ответы верны;
e) все ответы неверны.
119. Основными направлениями профессионального самосовершенствования психолога являются:
a) постоянное улучшение своей работы;
b) личностное развитие и саморазвитие в профессии;
c) социальное развитие;
d) все ответы верны;
e) ответ а и b.
120. К неформальным путям профессионального саморазвития психологов относятся:
a) включение студента в разработку проекта или серьезного исследования;
b) самообразование студента-психолога;
c) контроль за посещаемостью занятий;
d) самостоятельное написание статей;
e) ответ а и d.
121. К способам профессионального совершенствования психологов по окончании вуза относятся:
a) обучение в аспирантуре;
b) присвоение ученых званий профессора и доцента;
c) получение первой, второй и высшей квалификационной категории;
d) участие в конференциях и семинарах;
e) подготовка публикаций;
f) ответы a, c, d и e;
g) все ответы верны.
122. Укажите, какие из перечисленных общих положений включены в этические кодексы деятельности психологов разных стран:
a) нормы отношений психологов с клиентами;
b) нормы профессиональной нагрузки психолога;
c) требования к уровню образования психолога;
d) формы обязательной документации в работе психолога.
123. Какие из перечисленных общих положений не упоминаются в этических кодексах деятельности психологов разных стран:
a) нормы отношений психологов с клиентами;
b) нормы отношений психологов с коллегами-психологами;
c) нормы рабочего времени психологов;
d) требования к профессиональной компетентности психологов.
124. Конфиденциальность как норма отношений психолога с клиентами означает:
a) уважение достоинства клиента;
b) возможность передачи информации только по требованию заказчика;
c) корректность в оценке поведения клиента;
d) неразглашение информации о клиенте.
125. О том, что психолог не имеет права браться за работу, не соответствующую уровню его образования и квалификации, говориться в следующем разделе этического кодекса:
a) требования к профессиональной компетентности;
b) отношения психолога с клиентами;
c) отношения психолога с коллегами-психологами;
d) требования конфиденциальности.
126. Комитет по этике, рассматривающий случаи неэтичного поведения психологов, существует в:
a) США;
b) Германии;
c) Испании;
d) России.
127. Этические принципы могут быть представлены в следующих категориях:
a) личные;
b) профессиональные;
c) глобальные;
d) групповые;
e) ответ a, b и c;
f) ответ a, b и d.
128. Принципы профессиональной этики включают в себя:
a) соответствие делегированным полномочиям;
b) принцип нравственного управления окружающей средой;
c) стремление предупреждать зло, страдания;
d) все ответы верны;
e) все ответы неверны.
129. При рассмотрении основных этических регуляторов деятельности практического психолога можно выделить следующие уровни:
a) правовой, моральный, нравственный;
b) моральный, нравственный, этический;
c) низкий, базовый, высший;
d) все ответы верны;
e) верны ответы b и c.
130. Выделяют несколько этических противоречий:
a) между правом человека на самоопределение и его неготовностью к этому;
b) между мировоззрением психолога и клиента;
c) когда психолог ставит интересы науки выше интересов клиентов;
d) между различными этическими системами и их уровнями;
e) правильные варианты а, b и d;
f) правильные варианты а, с и d.
131. Основные этические проблемы, возникающие в ходе проведения психологом различных исследований:
a) высокие и благородные устремления психолога и ограниченность в адекватных методах;
b) чрезмерное экспериментирование;
c) проблема власти над сознанием клиента;
d) все ответы верны;
e) верного ответа нет.
132. Специфические этические проблемы в практической деятельности психолога:
a) вторжение в личную жизнь, в духовный мир обследуемых людей;
b) работа без должной теоретической и методической подготовки;
c) проблема критериев оценки эффективности психологической помощи;
d) правильные варианты b и с;
e) все варианты правильные.
133. Сущность принципа «не выставляй свои знания напоказ»:
a) в стремлении помочь клиенту сначала самостоятельно формулировать те или иные положения и выводы;
b) не передавай сложные психологические методики неподготовленным специалистам и сам не используй методики, которыми в должной степени не владеешь;
c) в проведении критики и дискуссий аргументировано, тактично и конструктивно;
d) все ответы верны;
e) верного ответа нет.
134. Сущность принципа «не отнимай у клиента права самому отвечать за свои права и поступки»:
a) важно не просто решить конкретную проблему клиента, а стремиться сформировать у него способности и чувство ответственности за свою судьбу;
b) не позволяй клиенту рассказывать о себе самые сокровенные тайны, о также сам сохраняй некоторую дистанцию с клиентом;
c) все ответы верны;
d) верного ответа нет.