Отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа; 8 страница
ВЗАИМООЦЕНКА ЭКСПЕРТНАЯ ВНУТРИГРУППОВАЯ — (внутригрупповая экспертная взаимооценка} метод социально-психологический, основанный на оценках разнообразных личностных и межличностных характеристик путем взаимного опроса членов группы, кои выступают в роли экспертов, оценивающих поведение друг друга в значимых ситуациях общения и деятельности совместной. Метод взаимооценки экспертной внутригрупповой широко распространен в исследовательских и прикладных целях, в частности при подборе и аттестации руководителей трудовых коллективов как дополнение к традиционным средствам их оценки. Процедура содержит разработку списка личностных и межличностных характеристик, шкалу их оценки, испытание предложений методики, анонимный опрос оцениваемых и пр. Взаимооценка экспертная внутригрупповая практически всегда сочетается с выявлением самооценки индивида по тому же набору характеристик, что позволяет получать данные о соотношении оценки, данной ему другими членами группы, и самооценки.
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ: МЕХАНИЗМ — к таковым относятся идентификация, рефлексия, стереотипизация, а также механизм связи обратной.
ВЗРОСЛОСТЬ-> зрелость.
ВИВАЦИЯ (вайвейшн) — Модификация ребефинга, разработанная Д. Ленардом и Ф. Лаутом в 1979 г. Характерна центрацией на работу с переживаниями, возникающими при состояниях сознания измененных. Выполняется на базе пяти элементов: первый элемент — детально разработанная техника дыхания; второй элемент — техника достижения полного расслабления; третий элемент объединяет в себе приемы полной, глубокой рефлексии, ориентированной на любые внутренние состояния (физические ощущения, эмоции, образы); четвертый элемент базируется на поиске такого контекста, в коем негативные переживания уже не подавлялись бы, но принимались бы с радостью и благодарностью; пятый элемент — это доверие к себе и терапевту.
ВИВАЦИЯ: ТИП ДЫХАНИЯ (тип дыхания в вивации; тип дыхания в вайвэйшн) — специальные дыхательные упражнения, способствующие достижению состояний сознания измененных и работе при этих состояниях с внутренней реальностью. По критериям глубины и частоты выделяется четыре типа дыхания, используемые на разных стадиях терапии:
1) дыхание медленное и глубокое — обычно используется в начале терапии для достижения состояния сознания измененного;
2) дыхание быстрое и глубокое — используется в середине процедуры для усиления физических ощущений;
3) дыхание быстрое поверхностное — используется на пике переживаний для быстрого выхода из ситуации проблемной;
4) дыхание медленное поверхностное — используется в конце терапии, после достижения интеграции негативного опыта в сознании.
ВИД БИОЛОГИЧЕСКИЙ — совокупность генетически сходных особей, способных скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство.
ВИНА: ИСТОЧНИК (два источника вины) — согласно З. Фрейду — источником чувства вины является страх, который позднее трансформируется в совесть. Этот страх выступает в двух формах — двух источниках вины:
1) страх перед авторитетом — принуждает к отказу от удовлетворения первичных позывов;
2) страх перед Сверх-Я — более поздний — принуждает к отказу от запретных желаний и реализует наказание.
ВКУС — один из видов хеморецепции, представляющий собой чувствительность рецепторов полости рта относительно раздражителей химических. Субъективно проявляется в виде ощущений вкусовых — горького, кислого, сладкого, соленого и их комплексов. При чередовании ряда химических веществ может возникать вкусовой контраст (например, после соленого пресная вода кажется сладкой). Целостной образ вкусовой возникает в результате взаимодействия рецепторов вкусовых, тактильных, температурных и обонятельных.
ВЛАСТНЫЙ-> авторитарный.
ВЛЕЧЕНИЕ — инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта, — уже имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное в выдвижением сознательных целей. Преходящее явление, ибо явленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и пр. Влечение — одно из центральных понятий психоанализа. Это — стремление к удовлетворению неосознанной или недостаточно осознанной потребности, своеобразный первоисточник всякого психического движения и поведения, характерный наличием источника энергии (силы), цели и объекта. При этом недостаточность сознательного контроля обусловлена тем, что связь предмета и эмоционального отклика на него первоначально должна быть подвергнута цензуре по критерию соответствия образу Я, а это может вести к включению механизмов защиты психологической. Согласно З. Фрейду, влечение происходит из внутренних источников раздражения и действует как постоянная сила, ориентированная на устранение возбуждения; потому это понятие служит для отграничения душевного от телесного. Самое простое и естественное предположение о природе влечений — что они не обладают никаким качеством, а принимаются во внимание как мерило требуемой работы, предъявляемой душевной жизни. Лишь отношение влечений к их соматическим источникам и их целям отличает их друг от друга и придает им специфические свойства. Источник влечений — возбуждающий процесс в некоем органе; ближайшая цель влечения — прекращение этого раздражения. Итак, в психоанализе классическом влечение характеризуется четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и силой (энергией). С начала 20-х гг. Фрейд разделял:
1) влечения к жизни — жизнеутверждающие; их цель — сохранение и развитие жизни во всех ее аспектах; сюда относятся влечения сексуальные и влечение к самосохранению;
2) влечения к смерти, агрессии, разрушению; под ними понимаются присущие индивиду, обычно бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние. Влечения понимаются и как наличие в организме стремления к восстановлению некоего прежнего состояния. Они опираются на раздражения, идущие изнутри организма, и действуют постоянно, избирая объектом то, посредством чего могут достичь цели. В числе объектов могут быть и части собственного тела. Хотя психоанализ преувеличивает значение влечений в психической жизни личности, в частности — влечения сексуального (-> либидо), его последователи выявили важную роль конкретных влечений в формировании различных личностных структур, механизмов защитных и пр. (-> защита психологическая).
ВЛЕЧЕНИЕ: ИСТОЧНИК — По З. Фрейду — тот соматический процесс в некоем органе или части тела, раздражение коего в душевной жизни воплощается во влечении.
ВЛЕЧЕНИЕ: ОГРАНИЧЕНИЕ — обусловленный обществом процесс определения условий и границ проявления сопряженных агрессивных и эротических влечений. Согласно З. Фрейду, выступает как необходимая предпосылка, основание и механизм построения культуры.
ВЛЕЧЕНИЕ: ФИКСАЦИЯ — остановка и закрепление влечения, в особенности частного, на каком-то уровне, ступени, фазе, периоде развития.
ВЛЕЧЕНИЕ ЗАДЕРЖАННОЕ — влечения, задержавшиеся на пути к удовлетворению активной или пассивной цели, в результате чего появляется длительная привязанность к объекту и устойчивое стремление. Пример — отношение нежности.
ВЛЕЧЕНИЕ К ЖИЗНИ (инстинкт жизни) — обеспечивают сохранение, поддержание и развитие жизни во всех ее аспектах. Согласно З. Фрейду — противоположны влечениям к смерти и по своей сути сексуальны. Сюда относятся собственно влечения сексуальные и влечение к самосохранению.
ВЛЕЧЕНИЕ К СМЕРТИ (инстинкт смерти; танатос) — одно из двух ведущих влечений, своеобразный противовес влечения к жизни. Под ним понимаются присущие индивиду — как правило, бессознательные — тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние; вовне они проявляются в агрессии по отношению к лицам и предметам. Нормально находясь в диалектическом единстве с влечением к жизни, в патологии они могут вылиться в садистские извращения, самообвинения и пр. Согласно З. Фрейду, его основная задача и содержание влечения к смерти — возвращение организма в безжизненное состояние. Эта бессознательная тенденция обладает импульсом, который может направляться против своего носителя — как саморазрушение, различные извращения, самоубийство; или же против иных лиц или предметов — как агрессия, деструктивные действия (=> мортидо).
ВЛЕЧЕНИЕ ПЕРВИЧНОЕ — неразложимые, элементарные влечения.
ВЛЕЧЕНИЕ ПОЛОВОЕ — многозначный термин, означающий и сексуальное желание вообще, и стремление к телесному сближению с определенным человеком, и мотивационный аспект сексуальности. В психологии XIX в. влечение половое считалось чисто инстинктивным и объяснялось как проявление потребности в продолжении рода, либо как стремление снять физиологическое напряжение, возникающее в результате деятельности половых желез. В современной сексологии эти явления обозначаются разными терминами. Количественная сторона, сила влечения — возбудимость, напряжение, длительность и прочее — определяется в основном психогормональными процессами и зависит от половой конституции индивида и некоих ситуативных факторов. Содержательная сторона — выбор объекта влечения, условия и способы его удовлетворения, оценочные критерии и прочее — зависит от принятых в обществе норм и от особенностей индивидуального развития и воспитания. Сексуальный сценарий формируется в ходе научения социального и содержит характеристику субъекта, объекта и содержания сексуально-эротического действия, а также определение условий, места, мотивации, дозволенности и недозволенности его совершения. В психоанализе — влечение, направленное на продолжение рода, удовлетворение сексуальных желаний и получение удовольствия. Согласно З. Фрейду, первоначально не зависит от объекта и не связано возникновением с его прелестями. Проводится некая аналогия с влечением к удовлетворению голода. Для обозначения влечения полового применяется термин «либидо». Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и пребывают в сфере бессознательного. Они несут большой энергетический заряд, но в сознание не попускаются из-за его сопротивления. Однако они появляются в сознательной жизни в виде «побочных эффектов», принимая искаженную или символическую форму.
ВЛЕЧЕНИЕ СЕКСУАЛЬНОЕ (инстинкт сексуальный; эрос) — происходящая из внутреннего источников раздражающая сила, направленная на устранение сексуального возбуждения путем непосредственного или опосредованного удовлетворения первичных позывов. Одно из важнейших влечений, оказывающее исключительное влияние на всю жизнедеятельность. Предопределяет и соответствует потребности в любви и выступает как влечение к жизни. Влечение сексуальное занимает основное место в исходной концепции З. Фрейда и связывается со специфической энергией, называемой либидо. Согласно Фрейду, влечения сексуальные (в узком и широком смысле) играют весьма большую роль в появлении заболеваний нервных и психических, а также участвуют в создании высших культурных, художественных и социальных ценностей. Охватывают не только собственно половое влечение и производные от него сублимированные влечения, но также инстинкт самосохранения, который может быть отождествлен с инстинктом жизни. Тем самым инстинкт сексуальный выдвигается как носитель и представитель феноменов жизни и развития, оказывается ведущим инстинктом и исключительно сильно влияет на всю жизнедеятельность. Поэтому многочисленные феномены формирования и поведения человека обычно отождествлялись Фрейдом с разнообразными формами и уровнями проявления влечений сексуальных.
Влечения сексуальные психоневротиков, согласно Фрейду, характерны наличием различных вариаций нормальной сексуальной жизни и выражением болезненных форм. Именно, для них характерно:
1) бессознательное стремление к инверсии и к фиксации либидо на лицах своего пола;
2) бессознательная склонность — симптомообразующий фактор — к выходу за традиционные границы и возложение роли гениталий на слизистую оболочку рта и заднего прохода;
3) проявление преимущественно в виде противоположных пар частных влечений, выступающих в роли носителей новых сексуальных целей: влечений к подглядыванию, эксгибиционизму и жестокости;
4) сопровождение «активной» перверсии «пассивной» парой: кто бессознательно — эксгибиционист, тот одновременно любит подглядывать, и пр.;
5) в резко выраженных случаях психоневроза, как правило, имеются следы всех перверсных влечений при возможном доминировании одного или нескольких.
ВЛИЯНИЕ — в психологии — процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и прочего в ходе взаимодействия с ним. Различаются влияние направленное и ненаправленное. Механизм первого — убеждение и внушение. При этом субъект ставит задачу добиться определенного результата от объекта влияния. Ненаправленное влияние подобной специальной задачи не имеет, хотя эффект воздействия возникает, часто проявляясь в действии механизмов заражения и подражания. Различаются также:
1) влияние прямое — когда субъект открыто предъявляет объекту воздействия свои притязания и требования;
2) влияние косвенное — непосредственно направленное не на объект, а на окружающую его среду. Критерии полезности влияния — общечеловеческие ценности и интересы общества.
ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКОЕ — форма персонализации, реализуемая благодаря трансляции другим людям своих личностных характеристик в виде еще не освоенных ими образцов личностной активности. Приводит к постепенному преобразованию смыслов личностных, поведения и мотивационной сферы других людей, проявляясь в значимом изменении их деятельности в момент актуализации в их сознании образа индивида — субъекта влияния. Влияние индивидуально-специфическое — объясняющий принцип ряда феноменов фацилитации социальной и реализуется как в целенаправленной деятельности (обучение, воспитательные мероприятия и пр.), так и в любых иных случаях взаимодействия личности — субъекта влияния с окружающими людьми.
Предлагая — намеренно или ненамеренно — образцы своей активности другим людям, личность вольно или невольно становится объектом подражания, специфически продолжая себя в других людях.
ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЕ — вид влияния, характер, интенсивность и направленность коего определяются не личностными особенностями партнеров по взаимодействию, а их ролевыми позициями. В отличие от влияния индивидуально-специфического, происходит благодаря трансляции образцов активности, регламентированных ролевой расстановкой сил, и за счет демонстрации определенного набора способов действия, не выходящих за пределы ролевых предписаний. Так, авторитарные руководители, как правило, видят свою задачу в оказании на подчиненных именно влияния функционально-ролевого, а потому при взаимодействии и общении преимущественно ориентируются на соответствие своих и чужих действий и поступков нормативным правилам. Особенно ярко выраженная форма влияния функционально-ролевого — авторитет власти, если он не подкреплен подлинно личностным авторитетом ее носителя. Такое абсолютно деперсонифицированное влияние существенно затрудняет оказание конкретным исполнителем роли влияния индивидуально-специфического на объект воздействия. Однако сам факт наличия влияния функционально-ролевого не исключает возможностей оказать на других людей влияние индивидуально-специфическое. Во многих случаях влияние функционально-ролевое может выступать и как фундамент, облегчающий достижение индивидом идеальной личностной представленности в сознании окружающих.
ВЛЮБЛЕННОСТЬ — согласно З. Фрейду — чувство и состояние, кое зиждется на основе одновременно и прямых и заторможенных (в смысле цели) сексуальных стремлений, причем объект влюбленности перетягивает на себя часть нарциссического либидо Я. Суть влюбленности — в изменении нарциссического либидо на либидо к объекту. Ее сила достаточна, чтобы уничтожить вытеснения и восстановить перверсии. Она поднимает сексуальный объект до степени сексуального идеала.
ВНИМАНИЕ — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте — предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических. Выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли, оно не сводится ни к одной из этих трех сфер психического. Внимание — динамическая сторона сознания, характеризующая степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью обеспечения его адекватного отражения в течение времени, нужного для выполнения определенного акта деятельности или общения. Проявляется в избирательном отражении объектов соответственно потребностям субъекта и целям и задачам его деятельности. Это — своего рода целесообразная воля, очень важная компонента в структуре самостоятельности. Она обеспечивает индивиду возможность сосредоточенности и направленности сознания на объекты, кои он воспринимает в ходе деятельности и о коей думает или говорит. Благодаря устойчивому вниманию он глубже осознает свою практическую жизнь, и деятельность, что обеспечивает избирательное отношение к миру, людям, делу и самому себе. К числу основных характеристик внимания, определяемых экспериментально, относятся:
1) избирательность — связана с возможностью успешной настройки — при наличии помех — на восприятие информации, относящейся к сознательной цели;
2) объем (широта, распределение внимания) — определяется количеством «одновременно» (в пределах 0.1 с.) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или памяти кратковременной; этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5 — 7 объектам; оценка объема внимания производится с помощью тахистоскопического предъявления (-> тахистоскоп) множества объектов (букв, слов, фигур, цветов и пр.);
3) распределение — характерно возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий); исследуется в условиях одновременного выполнения двух и большего числа действий, не допускающих возможности выполнения путем быстрого переключения внимания;
4) концентрация (интенсивность, уровень внимания) — выражается в степени сосредоточения на объекте;
5) устойчивость — определяется длительностью концентрации внимания на объекте;
6) переключаемость (скорость переключения) — динамическая характеристика внимания, определяющая его способность быстро переходить от одного объекта к другому; для определения переключаемости и устойчивости внимания применяются методики, позволяющие описать динамику выполнения познавательных и исполнительных действий во времени, в частности при смене целей. Выделяются три вида внимания:
1) внимание непроизвольное — самое простое и генетически исходное; представлено рефлексом ориентировочным, возникающим при воздействии неожиданных и новых раздражителей;
2) внимание произвольное — обусловленное постановкой сознательной цели;
3) внимание послепроизвольное. В зависимости оттого, где находится объект внимания — во внешнем мире или в субъективном мире человека — выделяются внимание внешнее и внутреннее. В ходе обучения, воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания и его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания — индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные также типом системы нервной. В отечественной психологии разработана теория внимания как функции внутреннего контроля за соответствием умственных действий программам их выполнения. Развитие такого контроля улучшает результативность любой деятельности и ее планомерное формирование (-> концепция формирования поэтапного действий умственных), позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания, например рассеянность. Эксперименты с рассеченными полушариями мозга головного показывает, что процессы внимания тесно связаны с работой тела мозолистого; при этом полушарие левое обеспечивает селективное внимание, а правое — поддержку общего уровня настороженности.
ВНИМАНИЕ: ОБЪЕМ — одна из характеристик внимания, показывающая, какое количество предметов может восприниматься, или же какое количество действий может совершаться единовременно. Самая привычная экспериментальная модель для исследования объема внимания — это определение объема восприятия, который зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала и навыков индивида. Так, при экспозиции зрительных стимулов длительностью в 0.1 с. объем внимания в среднем равен 7 +/- 2 предметам. При возможности смыслового обобщения воспринимаемых предметов объем внимания заметно возрастает.
ВНИМАНИЕ ВНЕШНЕЕ (внимание сенсорно-перцептивное) — обращено на объекты внешнего мира. Необходимое условие познания и преобразования внешнего мира.
ВНИМАНИЕ ВНУТРЕННЕЕ (внимание интеллектуальное) — обращено на объекты субъективного мира человека. Необходимое условие самопознания и самовоспитания.
ВНИМАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ -> внимание внутреннее.
ВНИМАНИЕ НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — самое простое и генетически исходное. Имеет пассивный характер, ибо навязывается субъекту внешними по отношению к целям его деятельности событиями. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта — новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и пр. Физиологическое проявление этого вида внимания — реакция ориентировочная.
ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ (внимание постпроизвольное) — возникает на основе внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Его появление возможно по мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией и с переходом действий в операции, а также в результате изменений мотивации (например, сдвиг мотива на цель). При этом снимается психическое напряжение и сохраняется сознательная целенаправленность внимания, соответствие направленности деятельности принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.
ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью. О внимании произвольном говорят, если деятельность выполняется в русле сознательных намерений и требует со стороны субъекта волевых усилий. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации; по происхождению связано с трудовой деятельностью. В условиях затрудненной деятельности предполагает волевую регуляцию и использование специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения и переключения внимания.
ВНУШАЕМОСТЬ — мера или степень восприимчивости к внушению, — повышенная податливость по отношению к побуждениям, спровоцированных другими людьми, определяемая и ограничиваемая рядом факторов, в основном субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию. Некритичное принятие чужой точки зрения и готовность подчиниться (повиноваться), когда человек изменяет свое поведение в соответствии с прямым указанием законного авторитета. Склонность заражаться чужими настроениями и перенимать чужие привычки. Характеристика индивида, зависящая от ситуативных и личностных факторов. Нормальное свойство человеческой психики, но при чрезмерности может дезорганизовать поведение и расценивается как отрицательное качество. Противоположное свойство — критичность. К числу свойств личности, благоприятствующих повышенной внушаемости, относятся: неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство собственной неполноценности (-> комплекс), покорность, робость, стеснительности; доверчивость, тревожность, экстравертированность (-> экстраверсия, интроверсия), повышенная эмоциональность, впечатлительность, относительно низкий уровнем развития интеллектуального, слабость мышления логического, медленный темп деятельности психической. При частом воспроизведении состояний внушения происходит формирование соответственного характера (черты робости, доверчивости, впечатлительности, тревожности, неуверенности в себе). Выделяются такие ситуативные факторы, влияющие на повышение индивидуальной внушаемости:
1) психофизическое состояние субъекта — при покое и релаксации внушаемость возрастает, как и при сильном эмоциональном возбуждении, утомлении, заболевании, стрессе; максимальная внушаемость наблюдается в гипнозе;
2) низкий уровень осведомленности, компетентности в обсуждаемом вопросе или выполняемом виде деятельности; малая степень его значимости для личности;
3) дефицит времени для принятия решения. Внушаемость под влиянием «давления группового» (-> конформность) зависит от уровня развития группового. Экспериментально показано, что субъекты, характеризуемые по тестам внушаемости как внушаемые, в коллективе — в результате опосредования отношений межличностных целями и ценностями деятельности совместной — оказываются способными осуществить коллективное самоопределение — противостоять внушаемости. Современная психология рассматривает внушаемость как неоднородное явление. Она по-разному обнаруживает себя в различных сферах личности, применительно некоего содержания и вида деятельности. Каждый человек в определенных ситуациях в какой-то мере может оказаться внушаемым. С помощью анализа факторного выявлено два типа внушаемости:
1) внушаемость первичная — лежит в основе восприимчивости к автосуггестии (-> самовнушение), гипнозу;
2) внушаемость вторичная — связана с отношениями подчинения, их мотивацией и низкой самооценкой субъекта.
ВНУШЕНИЕ (суггестия) — целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на сферу психическую человека, ориентированный на специфическое программирование человека и на осуществление им внушаемого содержания. Связано со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, а также с отсутствием целенаправленного активного понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Содержанию сознания, усвоенному внушением, в дальнейшем присущ навязчивый характер; оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, являя собой совокупность «установок внушенных». Внушение — компонента обычного человеческого общения, но может выступать и как специально организованный вид коммуникации, предполагающий некритическое восприятие сообщаемой информации и противоположный убеждению. Реализуется в форме гетеросуггестии и автосуггестии. Внушение, производимое группой, — один из факторов конформности. Достигается средствами вербальными — словами, интонацией, и невербальными мимикой, жестами, действиями (другого человека, внешней обстановки). Механизм внушения широко применяется религией для воздействия на верующих. По методам реализации внушения подразделяются на внушения прямые (императивные), внушения косвенные, а также на внушения преднамеренные и непреднамеренные. Внушение прямое преднамеренное заключается в использовании суггестором специальных «словесных формул», кои внедряются в сферу психическую суггеренда и становятся активными элементами его сознания и поведения. Содержание внушения косвенного включается в сообщаемую информацию в скрытом, замаскированном виде и характеризуется неосознанностью, незаметностью, непроизвольностью его усвоения. Внушение косвенное может быть как преднамеренным, так и непреднамеренным. По критерию состояния суггеренда различаются:
1) внушение в бодрствующем состоянии .(=> бодрствование);
2) внушение в гипнозе;
3) внушение в естественном сне;
3) внушение постгипнотическое — реализуемое после выхода из гипноза. Эффективность внушения определяется:
1) свойствами суггестора — социальный статус; обаяние; волевое, интеллектуальное, характерологическое превосходство;
2) особенностями суггеренда — степень внушаемости;
3) отношениями, складывающимися между ними, — доверие, авторитетность, зависимость;
4) способом конструирования сообщения — уровень аргументированности, характер сочетания логических и эмоциональных компонент, подкрепление другими воздействиями. На внушении отчасти основано воздействие некоих средств массовой коммуникации, рекламы, моды, обычаев, формирование веры. Внушение широко применяется в медицине для коррекции психического и соматического состояния больного (психотерапия). В педагогике делаются попытки использовать внушение в обучении — так называемая суггестопедия. В психологии экспериментальной внушение иногда служит приемом для направленного изменения эмоционального состояния, мотивации, установок личности.
ВНУШЕНИЕ ПОСТГИПНОТИЧЕСКОЕ (внушение послегипнотическое) — феномен поведения, когда заданная в гипнотическом состоянии задача затем беспрекословно исполняется в нормальном состоянии, причем сам факт наличия задачи не осознается.