Спонтанность - полезависимость.

Спонтанейное в психологии по К.К. Платонову это "психические явления, вызываемые внутренними движущими силами, эндогенным самодвижением процессуального в психике" [125]. Применение термина спонтанность по отношению к деятельности связано с Б.В. Зейгарник, которая под спонтанностью деятельности понимала утерю возможности регулировать свои действия [61, c.124]. Хотя термин "полезависимость" в первую очередь ассоциируется с когнитивным стилем, но его появление в названии 2-го ОППС так же обязано Б.В. Зейгарник (как и ее учителю К. Левину). Указанные авторы описали нарушение деятельности, которое К. Левин называл ситуационным "полевым", а Б.В. Зейгарник аспонтанным поведением [204, 205, 61, 62]. Речь идет о повышенной откликаемости на внешний раздражитель, немотивированных действиях [62, c.52-53]: человек проходит мимо вешалки, на которой висит чужая шляпа, замечает ее и надевает; видит на столе книгу и, хотя в это время занят другой деятельностью, берет ее и начинает листать; замечает колокольчик - и у него возникает желание позвонить в него и т.д. По К. Левину "к основным единицам причинно-следственного анализа относятся, например, не раздражители, :а воспринимаемые субъектом особенности окружения, которые предоставляют ему различные возможности для действия" [175, т.1, c.182]. Если человек не пользуется этими "различными возможностями" для удовлетворения потребностей, а действует под влиянием ситуационных квазипотребностей, то такое поведение и будет "полевым". В норме "человек не просто реагирует на ту или иную ситуацию, но определяет ее, одновременно "определяя" себя в этой ситуации" [40, c.132]. Отклонения в ту или иную сторону и позволяют говорить либо о спонтанности, либо о полезависимости. По типу поведения человека допускается и разное описание ситуации: либо она "должна описываться скорее с позиций индивида, поведение которого исследуется" [192, c.51-52], либо через понятие ситуационного синдрома [171, c.21]. О существенном влиянии квазипотребностей на деятельность говорит хотя бы тот факт, что "Человек начинает пить из чисто ситуационных мотивов ("хотелось казаться взрослым", "алкоголь повышает активность", "становишься храбрым")" [60, c.46].

В некотором смысле, спонтанность близка агрессии субъектно-деятельностного уровня (по Т.Н. Курбатовой), которая проявляется в привычном стиле поведения и связана со стремлением к достижению успеха, цели и ответной реакцией на угрозу [84]. Как мы уже отмечали выше, спонтанность всегда связана с некоторой долей отрицания ситуации, психологического поля.

Как и все другие ОППС спонтанность является валовым показателем особенностей деятельности. Поэтому нельзя выявить в ней какого-то единственного, определяющего фактора. Мы попытаемся рассмотреть ее на нескольких уровнях.

На биохимическом уровне СП зависит, весьма, вероятно от соотношения в организме синтоксических и кататоксических веществ (по Г. Селье [148, c.47]).

На нейрофизиологическом уровне СП тесно связана с нарушениями деятельности лобных долей мозга [95, 145, 176].

На психофизиологическом уровне СП, как мы уже отмечали, связана с уровневым построением исполнения действия.

В разных ситуациях может иметь разную степень благотворного влияния та или иная степень выраженности СП. Иногда полезна активность, иногда пассивность [72, c.72-73].

Ригидность - транс.

Ригидность как ПС очень редко рассматриваться в психологии. Н.Д. Левитов под ригидностью понимал недостаточную "пластичность в психологической деятельности и поведении, трудность переключения на что-то новое, сопротивление изменениям, своего рода непроницаемость" [88, c.105]. В работе [89] он же ставил ригидность в ряд важнейших ПС: стресс, тревога, ригидность и фрустрация. Левитов понимал еще ригидность как "наклонность к персеверации [89, c.118]. Транс как ПС так же редко рассматривается в психологии. Чаще всего он рассматривается в спортивной психологии как "спортивный транс" - один из видов предстартового состояния, "переживание спортсменом измененного состояния сознания под влиянием оптимального боевого состояния готовности к соревнованиям" [147, c.7]. В психологии транс наряду с фугой и сомнамбулизмом относят к амбулаторному автоматизму, который в свою очередь относится к сумеречным состояниям сознания: "Транс также чаще всего длится недолго. Больной не выходит на нужный ему остановке, оказывается на другой улице. Однако иногда состояние транса оказывается более продолжительным, и больные в этом состоянии совершают дальние поездки" [55, c.71]. На этом примере хорошо иллюстрируется исконный смысл слова транс (лат. trans - сквозь, через), когда человек в своем сознании буквально "пронзает пространство и время". В этом смысле мы понимаем транс как резкий, "сквозной" переход человека в новое состояние сознания вне закономерностей функционирования нормальной, обычной психики, в результате чего человек оказывается там, куда совсем и не шел (в буквальном и переносном смысле).

Одним из главных факторов формирования транса является довольно длительное нарушение гомеостаза, неудовлетворение потребностей, неудовлетворенность результатами деятельности: "пока потребность человека не удовлетворена, он находится в состоянии недовольства своими потребностями, а стало быть, и самим собой" [101, c.378]. Манипуляции же своими потребностями через механизмы психологической защиты [71] всегда приводят к трансу в силу нарушения психологических законов: "в основе механизма влияния удовлетворенности выполняемой деятельностью на характер рабочего психического состояния человека лежит непроизвольная мотивационно-установочная саморегуляция его" [195, c.18]. Нарушение непроизвольности саморегуляции и служит основной причиной и следствием транса. Перспективным является установление связи между состоянием транса и шкалой "Психотизм" ПДТ (входят тоже вопросы как "Окружающее часто кажется мне нереальным", "У меня бывают необычные, мистические (таинственные) переживания", "Почти каждый день случается что-нибудь такое, что пугает меня" т.п.) [105].

Соотношение ригидности и транса просматривается и на примере индивидуального стиля деятельности. Существуют данные о связи ригидности (как когнитивного стиля) с преобладанием исполнительных действий над ориентировочными [5]. Наличие потребности в ориентации (по А.И. Юрьеву [196] для состояния транса не вызывает сомнений: "Недостаток (дефицит) информации при наличии большой потребности в ней у больного приводит к определенному психическому состоянию, которое характеризуется эмоциональной напряженностью, тревогой, преувеличением серьезности своей болезни, различными продуктивными нарушениями мышления - сверхценными и навязчивыми идеями, а иногда (при наличии патологической почвы) и к бреду по типу реактивного параноида" [90, c.110].

Существенное влияние на транс оказывает и биохимическое воздействие на мозг. Алкогольное и наркотическое опьянение, по всей видимости, так же можно классифицировать как транс. Так же понижает ригидность и восприятие разнообразных произведений искусств. Щербаков С.В. [193] выявил схожесть воздействия эстрадной музыки с действием психотропных веществ. Г.И. Россолимо считал. Что для глубокого музыкального восприятия музыки необходимо нарушение психического тонуса человека и обостренное внимание [143, c.26]. О силе музыкальной потребности и о ее воздействии на состояние и личность говорится в [100] и [162]. Не менее сильное влияние на человека оказывает кинематограф. К примеру концепция "отражение - уподобление" (Ощущение жизнеподобия героя на экране - Эффективное соучастие, уподобление герою - подражание герою после фильма) построена именно на резком изменении психики человека - трансе [188]. Есть данные, что до 63% осужденных в США при совершении преступления подражали киногероям [150, c.4]. Транс изменяет как поэта - так и читателя стихов [6, c.24-30]. Многие современные концепции психотерапии основаны на использовании транса. Активно используется это понятие в NLP. Также можно привести цитату К. Роджерса: "Постепенно сформировалась и была проверена гипотеза о том, что индивид обладает обширными ресурсами для понимания самого себя, для изменения своих установок, представлений о себе и своего поведения и что эти ресурсы могут быть использованы, если только будет создан определенный климат, соответствующие психологические установки" (цит. по [144, c.189]). Таким образом, мы можем выделить следующие факторы в формировании транса: манипуляция своими потребностями (нарушение непроизвольности саморегуляции), соотношение исполнительных и ориентировочных действий, биохимическое воздействие на мозг, воздействие произведений искусств, целенаправленное достижение этого состояния с помощью специальных приемов: медитация, гипноз, психотерапия и т.п.

Наши рекомендации