Обзор аналитических отчетов
В динамике групп было интересно отметить, что число постоянных участников во всех группах было разным – от 30% до 95%. Можно предположить, что этот процент зависел, в первую очередь, от того, каких участников набрал МИРЦ (насколько они были замотивированы для участия в группе), также на него влиял сам супервизор, его профессиональная компетентность и личностные особенности.
Тематика работы супервизионных групп:
1. Супервизия в структуре профессиональной деятельности психолога;
2. Механизмы психологической защиты: переносы/контрпереносы;
3. Работа с тревожными, агрессивными и враждебно настроенными клиентами.
4. Консультирование детей и подростков.
5. Консультирование зависимых и созависимых клиентов.
6. Трансферентные характеристики и профессиональная эффективность консультанта.
7. Эмоциональная саморегуляция.
8. Самооценка психолога-консультанта.
9. Профилактика профессионального выгорания.
10. Работа с пограничными расстройствами.
11. Проблемы социально-психологической помощи в ВИЧ-сервисных организациях.
12. Особенности целевой группы: социально-психологический портрет.
13. Сложности в консультировании каждой из целевых групп.
14. Стандарты психологического консультирования: границы; роль и место консультанта; этапы социально-психологического консультирования; профессиональная позиция консультанта; особенности клиента; ведение протокола консультативного взаимодействия.
15. Обсуждение сложностей в консультативной деятельности.
16. Знакомство с Балинтовской группой.
17. Виды слушания.
18. Умение наблюдать и слышать клиента.
19. Следование за клиентом.
20. Распознавание манипуляций.
21. Невербальные средства общения.
22. Обратная связь.
23. Техники постановки вопросов.
24. Ограничения и возможности в работе психолога: границы; «бессилие и всесилие» консультанта.
25. Работа с горем, травмой, утратой.
26. Насилие в семье.
27. Профессиональная идентичность психолога.
28. Мотивационное интервьюирование.
29. Самоубийства в местах лишения свободы.
30. Нарушение конфиденциальности в случае, если от клиента поступает информация о физическом или сексуальном насилии (планируемом или совершенном).
31. Пять шагов отказа.
32. Перспективы личностного и профессионального роста.
33. Достижение профессиональных целей.
34. Ведение случая.
35. Договор с клиентом.
Профессиональные сложности работы супервизоров
· Эмоциональное напряжение в группе.
· Неустойчивая мотивация большей части группы.
· Сложности с организацией встреч.
· Наличие специалистов, которые не занимаются психологическим консультированием.
· Наличие участников из одной организации, один из которых является подчиненным.
· Вопросы самооценки.
· Страх внешней оценки.
· Проблемы формирования профессиональной идентичности.
· Сложности самопрезентации.
· Большое количество запросов, связанных со сложностями адаптации в организации, отношениях с коллегами и руководителем.
· Страх разглашения информации.
· Попадание ведущего в ситуации контрпереносов.
· Разный стаж работы.
· Сложности при появлении новых участников.
· Консультирование в тройках.
· Консультирование на кругу.
· Подбор информации, которая интересна для всех.
· Выявление потребностей группы.
Потребность в супервизии появляется у специалистов, если они испытывают сложности в процессе консультирования, могут осознавать эти сложности и готовы об этом говорить. Многие участники плохо осознают свои сложности и боятся об этом говорить.
Запросов на супервизионную поддержку у участников намного меньше, чем реальная потребность в этом.
Находки супервизора
У группы всегда есть актуальный запрос из профессиональной сферы, даже если группа демонстрирует равнодушие и отсутствие такового. Поиск темы, которую группа избегает, может стать предметом супервизии и возможностью для развития группы.