Тема 4. Основы профессионального образования.

Раздел 1. Введение в психологию труда

Тема 1. Психологии труда как учебная дисциплина и как отрасль науки.

Проблема предмета и метода психологии труда. Проблема метода психологии труда. Основные цели и задачи психологии труда. Основные разделы психологии труда. Понятие "эргономика". Место психологии труда среди других наук о труде. Понятие "эргономика". Основные разделы психологии труда.

Методические указания: выделить предмет и задачи психологии труда; осознать взаимосвязь между разделами психологии труда; овладеть смыслом понятия «эргономика».

Терминологический тезаурус:смысл труда, чувство собственного достоинства, предмет психологии труда, субъект труда, эргономика.

Контрольные вопросы:

1. Что изучает Психология труда , инженерная психология и эргономика?

2. Какие разделы выделяются в структуре психологии труда?

3. Что включает в себя исторический анализ понятия «эргономика»?

4. Какова связь психологии труда с практикой?

Тема 2. Культурно-исторические основы развития психологического знания о труде.

История зарубежной психологии и социологии труда. Возникновение социологии управления (Ф.У. Тейлор). Основные этапы развития социологии управления за рубежом. Психотехника и ее кризис. Возникновение психотехники и ее основные задачи (В. Штерн, Г. Мюнстенберг). Основные причины кризиса психотехники. История отечественной психологии труда. Психологические знания о труде в конце ХIХ - начале ХХ в. История психологии труда в 20-30 гг. Психология труда , инженерная психология и эргономика в период Великой Отечественной войны, в послевоенные годы и в настоящее время.

Методические указания: перечислить этапы развития социологии управления за рубежом, выделить основные причины кризиса психотехники, дать краткую характеристику психологии труда в период ВОВ, в послевоенные годы и в настоящее время.

Терминологический тезаурус:психотехника, тектология, профориентация, профессиональное самоопределение.

Контрольные вопросы:

1. Каковы причины возникновения социологии управления (Ф.У. Тейлор)?

2. Каковы основные этапы развития социологии управления за рубежом?

3. Какова специфика применения психотехники?

4. В чем заключаются основные причины кризиса психотехники?

Тема 3. Труд как социально-психологическая реальность.

Психологическое понимание труда и профессии. Труд как общекультурное явление. Представление о коллективном труде (по А.Н. Леонтьеву). Психологические регуляторы и признаки труда (по Е.А. Климову). Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Основные составляющие понятия «значимость труда». Внешние и внутренние мотивационные факторы труда (по А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелеву).

Методические указания:выделить основные составляющие понятия «значимость труда»; осознать представление о коллективном труде с точки зрения А.Н. Леонтьева; проанализировать внешние и внутренние мотивационные факторы труда (по А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелеву); овладеть системой понятий по данной теме.

Терминологический тезаурус: психологические признаки труда, эргатическая система, эргатическая функция, профессия, специальность, квалификация, должность, трудовой пост, субъективная значимость труда

Контрольные вопросы:

1. В чем сходство и различие внешних и внутренних мотивационных факторов труда (по А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелеву)?

2. Каковы основные составляющие понятия «значимость труда»?

3. Чем отличаются понятия «профессия», «специальность», «квалификация», «должность»?

4. В чем заключается сущность эргатической функции?

Тема 4. Основы профессионального образования.

Сущность и основные стратегии профессионального образования (по А.К. Марковой). Студент как субъект учебной деятельности. "Субъекты" и "объекты" образовательного процесса в высшем профессиональном учебном заведении. Основы организации и самоорганизации учебной деятельности студента-психолога, особенности вузовского обучения психологов. Психолог как будущий преподаватель профессионального учебного заведения. Основные трудности формирования нравственной основы будущего профессионала.

Методические указания:изучить сущность и основные стратегии профессионального образования, проанализировать и выделить основные трудности формирования нравственной основы будущего профессионала. Разграничить понятия «субъекты» и «объекты» образовательного процесса в высшем профессиональном учебном заведении.

Терминологический тезаурус:сущность профессионального образования, непрерывное образование, учебный тренажер, опережающее образование.

Контрольные вопросы:

1. Какова сущность профессионального образования?

2. Каковы основы организации и самоорганизации учебной деятельности студента-психолога?

3. Каковы основные трудности формирования нравственной основы будущего профессионала?

Наши рекомендации