Постулаты, принципы и методы лингвистических парадигм
МИНИМУМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ТЕСТУ
Внимание: для выполнения части В нужно знать содержание (дефиниции) терминов, выделенных курсивом! Воспользуйтесь данными лингвистических терминологических словарей (есть в интернете, поиск по ключевому слову)
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ КАК НАУКА
Время зарождения – первая четверть 19 в.
Родоначальник ОЯ – В.фон Гумбольдт [«О мышлении и речи»(1795); «О влиянии различного характера языков на литературу и духовное развитие» (1821); «О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества» (1830—1835); «О языке кави на острове Ява» (1936 – 1839)];
Предшественники – И. Гердер (идея органичной связи языка и культуры, языка и мышления); Э.Б. де Кондильяк (идеи знаковой системы языка, трех типов знаков – случайных, естественных и институциональных), идея протоязыка. + Утверждение о том, что язык – это механизм, система связей, созданная волей человека); М.В. Ломоносов (идея общественной сущности языка, идея германо-балто-славянской языковой общности, сравнительный метод изучения языков).
Структура общего языкознания – отрасли: лингвистическая универсология, лигвистическая типология, металингвистика, менталингвистика, лингвистическая историография (история лингвистических учений), общая лексикология, теоретическая грамматика; направления: компаративистика, психологическое направление, натуралистическое направление и др.
Объекты исследования ОЯ – язык вообще, речевая деятельность, все языки планеты, языковое сознание, лингвистика как наука
Основная проблематика – происхождение языка, изменчивость языка, классификация языков, лингвистические универсалии, сущность языка, язык и мышление, язык и когниция, язык и сознание, язык и культура, язык и эмоция, язык и оценка, тенденции развития лингвистики, классификация лингвистических наук.
Межпредметные связи - лингвистическая антропология, семиотика, философия языка, психология языка, теория информации. (+ Знать, в чем заключается сходство и различие ОЯ и этих дисциплин, какие проблемы являются общими).
ПОСТУЛАТЫ, ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ПАРАДИГМ
Логическая парадигма (время господства: от Античности до конца 18 в.):
Постулаты | Принципы | Методы | Представители |
Язык – форма мысли. Языковые знаки суть знаки душевных впечатлений. Законы грамматики универсальны. Языкознание – наука логическая. Языкознание связано с философией. | Синкретичность (признание единства языка, мышления и действительности) | Индуктивный Дедуктивный Описательный Наблюдения Сравнения | Аристотель Донат Арно Лансло Кондильяк Ломоносов И др |
Сравнительно-историческая парадигма (время господства – 19 в.)
Постулаты | Принципы | Методы | Представители |
Язык – историческая категория. Все языки произошли из единого праязыка. Языки объединяются в подгруппы, группы, семьи языков. На язык влияют культурно-исторические факторы. На историческое развитие языка влияют внутренние и внешние законы. Язык связан с физиологией и психикой человека Языкознание – автономная наука, ее цель – изучение исторического прошлого человечества и родства языков. Языкознание связано с биологией человека, психологией, историей, культурой. | Историзм Сравнение | Сравнительно-исторический | Раск, Бопп, Гримм, Востоков, Шлейхер, Фортунатов, Бодуэн де Куртене, младограмматики и др. |
Социолингвистическая парадигма(время господства – 20-е годы ХХ в. – конец ХХ в.)
Постулаты | Принципы | Методы | Представители |
Язык – важнейшее средство человеческого общения. Все функции языка носят социальный характер. Главная функция языка – коммуникативная. На развитие языка существенно влияют внешние законы исторической изменчивости языка. В составе национальных языков выделяются социально обусловленные формы – ЛЯ, просторечие, территориальные диалекты, региолекты, социолекты и др. Языкознание – наука социальная. Главная цель лингвистики – изучение влияния социальных факторов на язык и речь. Языкознание связано с социологий, социальной антропологией, социальной психологией и этнографией. | Функционализм Изоморфизм языка и общества Системность | Социолингвистический | А. Мейе У.Лабов Дж. Фишман Поливанов Е.Д. Селищев В.М. Ларин Б.А. Мечковская Н.Б. Бондалетов В.Д. и мн. др. |
Системно-структурная парадигма (время господства – 20-е годы ХХ в. – 70-е годы ХХ в.)
Постулаты | Принципы | Методы | Представители |
Язык – знаковая система особого рода. Язык – система систем. Знак языка имеет двустороннюю сущность: он идеален и материален одновременно. Человеческий язык носит уровневый характер. Следует различать язык и речь. Следует различать статику и динамику языка. Главная цель лингвистики – изучать внутренне устройство современных языков. Языкознание – наука семиотическая и самодостаточная. | Системность Синхронизм Пансихронизм (изучать язык надо вне времени и пространства – девиз датского структурализма) | Системно-структурный метод (и его многочисленные трансформации в разных дисциплинах внутренней лингвистики: компонентного анализа, дистрибутивного анализа, метод непосредственно составляющих, таксономический м-д и др.) | Ф. де Соссюр Якобсон Трубецкой Ельмслев Гавранек Сепир Уорф и др. |
Антропоцентрическая мегапарадигма (включает когнитивно-дискурсивную + коммуникативно-прагматическую макропарадигмы) (80-е годы ХХ в. – н.вр.)