Перечень примерных контрольных вопросов к экзамену по дисциплине
«СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
для студентов, обучающихся по специальности 034400.62
«Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)»
1. Специальная психология: предмет, задачи.
2. Раскройте понятие «аномальный ребёнок».
3. Общие и специфические закономерности аномального развития.
4. Понятие о сложной структуре дефекта.
5. Периодизация развития в специальной психологии. Критерии периодизации.
6. Возрастные кризисы развития и их характеристика .
7. Факторы отклонения развития, их классификация.
8. Понятия: ретардация, дисфункция, асинхронизация развития, дефект, компенсация.
9. Понятие дизонтогенеза.
10. Особенности протекания возрастных кризисов у детей из различных нозологических групп (пример).
11. Классификации психического дизонтогенеза.
12. Методы психодиагностики детей.
13. Принципы, этапы и правила проведения психодиагностики.
14. Основные приемы и методы изучения познавательных процессов у детей с нарушениями психофизического развития.
15. Методы диагностики интеллектуальных расстройств.
16. Зона ближайшего и зона актуального развития.
17. Методы психокоррекции. Разработка коррекционно-развивающей программы.
18. Психологические методы диагностики личностных качеств.
19. Понятие о ведущей деятельности, её особенности у детей различных нозологических групп.
20. Возрастные психологические кризисы развития и их характеристика у детей с отклоняющимся развитием
21. Кризис первого года жизни.
22. Кризис трех лет.
23. Наиболее характерные психофизиологические расстройства в период новорожденности, младенчества и раннего детства.
24. Кризис семи лет.
25. Кризис пубертатного возраста.
26. Особенности ощущений и восприятий детей с отклонениями в развитии.
27. Особенности внимания у отклоняющихся в развитии детей.
28. Особенности развития памяти у отклоняющихся в развитии детей.
29. Особенности зрительных представлений и пространственной ориентировки детей с отклонениями в развитии.
30. Особенности воображения у отклоняющихся в развитии детей.
31. Особенности развития мышления у отклоняющихся в развитии детей.
32. Общие закономерности речевого развития у нормально развивающихся и отклоняющихся в развитии детей.
33. Особенности поведения детей с отклонениями в развитии.
34. Проявления психических особенностей у детей из различных нозологических групп.
35. Особенности формирования умений и навыков у отклоняющихся в развитии детей.
36. Формирование способностей в различных видах деятельности у нормально развивающихся и отклоняющихся в развитии детей.
37. Влияние имеющегося дефекта на формирование личности ребёнка.
38. Особенности формирования различных видов деятельности у детей с отклонениями в развитии.
39. Психосоциальное развитие детей с разными формами ЗПР.
40. Отличие психического развития олигофренов и умственно отсталых детей с текущими нервно-психическими заболеваниями (эпилепсия, шизофрения, гидроцефалия и др.).
41. Общая психологическая характеристика детей с нарушениями речи.
42. Составление психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями речи.
43. Психокоррекция при нарушениях эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности, межличностных отношений у детей-логопатов.
44. Классификация по степени речевого недоразвития.
45. Психологические особенности детей с недостатками слуха в разные периоды онтогенеза.
46. Понятия «ранооглохшие» и «позднооглохшие». Указать основные различия.
47. Психосоциальное развитие при ДЦП.
48. Организация диагностической и коррекционной работы при ДЦП.
49. Особенности психического развития при РДА.
50. Факторы, провоцирующие агрессивное поведение.
51. Особенности осознания своего отличия от сверстников без отклонений в состоянии здоровья.
52. Понятия реактивная и личностная тревожность.
53. Этика проведения социометрии в школьном коллективе.
54. Особенности детей с СДВГ.