Глава 4. С чего начинается магия 2 страница
Если вы помните, тогда вам было сказано следующее: «Любой из нас обладает некоей областью так называемой фантазии, воображения, погрузившись в которую можно создавать для личного пользования рай или ад, созерцать всё, что заблагорассудится, слушать музыку, карать злодеев, добиваться чьей-то любви, совершать подвиги и т.д. и т.п. От вас требуется просто проникнуть в эту область (что вы, безусловно, уже проделывали миллионы раз), но при этом сохранить её чистой от каких-либо фантазий, или псевдосхем ума. Иными словами, попробуйте сознательно погрузиться в глубины собственного «я». Нечто подобное вы уже, наверно, проделывали — например, во время аутогенной тренировки, если вы таковой когда-либо занимались. Только тогда вы входили в это состояние через фантазии, а сейчас попробуйте провалиться в бездонную глубину своего «я», полностью выключив игру воображения. Возможно, это удастся вам не сразу. Но не ленитесь, ибо именно с овладения этим глубинным психическим пространством и начинается реальная магия.
Существенная деталь. Погружаться в свой внутренний магический мир желательно с открытыми глазами. А для этого следует научиться глядеть перед собой не мигающим пустым взглядом — как бы смотреть и не видеть. При этом наступает помутнение обычного зрения: очертания предметов расплываются, погружаются в туман, даже во мрак. Ваш взгляд полностью расфокусирован. Для контроля слегка подвигайте головой: ваши зрачки остаются неподвижны в глазных яблоках. Они легко и свободно перемещаются вместе с головой, «не зацепляясь» за внешние объекты. Попробуйте это проделать.
Итак, магический взгляд. Со времени выхода в свет «Психодинамики колдовства» мне не раз задавали о нём вопросы. Постараюсь сейчас обстоятельно на них ответить.
Скорей всего, вы уже что-то слышали о так называемом «Третьем глазе». (В моей «Магии чувственных представлений» довольно подробно рассмотрены традиционные методы его раскрытия.) У индийских йогов (как, впрочем, и у буддийских подвижников) этот шестой важнейший мистический центр называется аджна-чакрой, или просто аджней. Йоги помещают его в межбровье — это место называется ещё трикутой, или подножием ума. Здесь же сходятся три важнейшие пади, то есть три канала психической или мистической энергии — сушумна, ида и пингала, — которые аналогичны соответственно спинномозговому стволу, левому и правому пограничным симпатическим стволам периферической нервной системы.
Иными словами, сушумну индусы помещают внутрь спинного хребта (а в свою очередь внутри неё проходит тончайший проводящий канал — так называемая читрини-нади); слева от неё проходит ида, или канал, проводящий «лунную», отрицательную, «женскую», холодную энергию (видите, сколько характеристик?), а справа — пингала, то есть канал с «солнечной», горячей, золотистой, «мужской» энергией. Не будем особенно вдаваться в эту мистическую анатомию. (Она тоже достаточно подробно изложена в «Магии чувственных представлений».) Уточним лишь расположение аджня-чакры и «Третьего глаза». Как правило, в тантрической практике аджню ассоциируют с медуллой, а «Третий глаз» — с шишковидной железой. Как уже было сказано, в аджне воедино сходятся три главных пранических потока человека — ида, пингала и сушумна.
Чуть выше аджни расположен ещё один важный мистический центр — манас-чакра, — который очень часто практикующие мистики от аджни не отделяют. Манас-чакра — это шестилепестковый лотос, пять лепестков которого соотносятся с нашими обычными пятью чувствами, а шестой — с любым нашим сверхчувствованием (ясновидением, яснослышанием и т.п.), а также со сновидениями. (Лишнее подтверждение представлений о том, что сновидения, визуализации и ясновидение имеют общую природу.) В физическом теле, как уже было сказано, аджня соответствует медулле облонгата, а манас-чакра — шишковидной железе, или эпифизу.
Теперь мы можем перейти к упражнениям.
Упражнение 2а.
Удобно сядьте, расслабьтесь, голову держите прямо, (В дальнейшем упражнение следует выполнять в любом положении — стоя, лёжа, изогнувшись дугой и т.п.) Особое внимание обратите на расслабление мышц лица и, уж, совсем особое — на свои глаза и мышцы вокруг них; в этой области обычно накапливается избыточное напряжение. Расслабив лицо, перенесите внимание на область межбровья, кинестетически её почувствуйте. Можно предварительно потереть межбровье большим пальцем — йоги, например, рекомендуют это проделывать. Теперь представьте-почувствуйте, что вы глядите на окружающий мир своим межбровьем, где у вас действительно имеется некий магический глаз. При этом происходит расфокусировка вашего обычного зрения: картина перед глазами как бы расплывается, а ваше сознание «перетекает» в лобные доли мозга. Углубите это состояние, этот тяжёлый немигающий взгляд в никуда. Для контроля повращайте головой из стороны в сторону — ваш взгляд при этом не должен «цепляться» за какие-то объекты или детали. Почувствуйте, как меняется ваше состояние сознания (а заодно и дыхание, которое самопроизвольно становится медленным и глубоким), немного привыкните к своему новому состоянию.
Раскрытию «Третьего глаза» (в другой терминологии — выработке магического взгляда) посвящено множество книг и пособий. В России, наверно, наиболее известны труды на эту тему Б.Сахарова (иногда его книги выходили под псевдонимом Б.Аров) и Л.Рампа. На мой взгляд, при всей скрупулёзности подхода к вопросу обоих этих авторов предложенным ими методикам не достаёт универсальности. Впрочем, иначе и не может быть — сама проблема, поднятая ими, возможно, в принципе не имеет какого-то универсального решения. Именно потому я и предлагаю вам ещё один подход к ней — мой собственный. Возможно, кому-то он принесёт пользу. (Сожалею, что в «Психодинамике колдовства» не уделил данной проблеме достаточно внимания; в ту пору она представлялась мне достаточно простой, но вопросы читателей меня в этом разубедили.)
Итак, йогам очень хорошо известно, что при достаточно интенсивном сосредоточении на точке между бровями (немного выше линии бровей) возникает специфическое чувство тяжести в затылочной части головы (не снаружи, но внутри в затылке, можно сказать, в мозжечке). И этот факт ими используется, поскольку именно эта область, которую люди могут кинестетически в затылке ощутить, как раз и является местоположением (физическим аналогом) мистического «Третьего глаза».
Возможно, кто-то помнит историю с Рамакришной и его учителем Тотапури. Последний был немногословен. Вместо каких-либо теоретических указаний он просто оцарапал Рамакришне межбровье. Тот сосредоточился на чувстве лёгкой боли, ощутил тяжесть в затылке — переместил внимание в эту точку и... получил искомое Самаддхи «без формы» (Нирвикальпа Самаддхи). Впрочем, к тому времени Рамакришна виртуозно владел искусством сосредоточения, чего желаю и вам. А теперь разовьём опыт, полученный в предыдущем упражнении.
Упражнение 2б
Проделайте всё точно так, как это было описано в Упражнении 2а. Но теперь подберите себе какой-то объект для сосредоточения. Он должен быть достаточно простым. Очень хорошо, к примеру, взять какое-то комнатное растение, но сосредоточиваться на одном его листике или небольшом пучке листиков — 2-3, не более. Само растение должно находиться на расстоянии 1,5-2,5 м от ваших глаз и приблизительно на их уровне. Можно нарисовать на листке бумаги какое-то простое изображение, предположим, некий символ, а бумагу прикрепить к стене опять-таки на уровне глаз. (Сахаров, вон, предлагает нарисовать значок «ОМ» на фоне солнечного диска.)
Итак, войдя в описанное состояние, при котором ваш тяжёлый не мигающий взгляд расфокусирован, и вы ощущаете, будто смотрите не глазами, а межбровьем, перенесите внимание целиком на выбранный объект. (Но при этом ни в коем случае нельзя фокусировать на нём глаза — ваш взгляд остается прежним.) Мягко опустив веки, продолжайте фиксировать образ объекта на прежнем месте. Когда он чересчур потускнеет, мягко откройте глаза, но не фокусируйте взгляд на объекте — воспринимайте его точно так же, как прежде. Через небольшое время снова закройте глаза. Несколько раз чередуйте фиксацию объекта с закрытыми и открытыми глазами. При этом вы, во-первых, чётко ощутите тяжесть в затылке, о которой я говорил. (Через какое-то время эта тяжесть может даже перейти в пульсацию — не бойтесь этого ощущения, всё нормально.) Во-вторых, вы обнаружите, что, опустив веки, продолжаете «видеть» объект именно из той точки, в которой возникло описанное давление. (Точно и не закрывали глаз!) В-третьих, периодически ваше дыхание будет самопроизвольно затаиваться. И это — тоже хороший признак.
Стимулировать ощущение давления в затылке, если оно не появится самопроизвольно при сосредоточении по указанной методике, можно следующим образом: мягко прижмите корнем языка верхнее небо у самого горла, сузив при этом голосовую щель. Вы сразу же почувствуете избыточное напряжение шеи и одновременно искомое давление в затылке.
Описанные упражнения, если выполнять их ежедневно примерно по полчаса, служат не только развитию магического взгляда и связанных с ним возможностей, но и, как считают индусы, раскрытию «Третьего глаза». Первое следствие таких занятий — необыкновенно яркие ночные сны, на которые вы обратите внимание, позанимавшись буквально раза 3-4. Затем, недели через 3, а может, через месяц, вас посетит первое яркое видение. Сахаров называет эту стадию видением необычных вещей. При этом перед вашим взором (с закрытыми глазами) вдруг возникает какая-то картина — необыкновенно яркая, возможно, даже светящаяся, — которую вы вовсе не вызывали. Меня, например, некоторое время буквально выносило в какое-то непонятное пространство с фантастическими пейзажами. Сам я при этом как бы парил над ними и... моментально пугался высоты...
На следующей стадии вас начинают посещать видения тех объектов, которые вы и намеревались увидеть. При этом у вас не возникнет сомнений в их истинности, причём не только из-за яркости видений, но и потому, что во время удачного опыта вы всегда видите объект как-то не так, как представляли его себе в начале. Допустим, в ином ракурсе или в другой одежде, которая вам не знакома, или на фоне чего-то непонятного...
Но продолжим упражнение, ориентируя его на наши ближайшие цели.
Упражнение 2в
Начните с первых двух частей упражнения. Затем, прикрыв глаза и продолжая созерцать объект с опущенными веками, в той затылочной области, где ощущается давление, попытайтесь сконструировать какую-то новую картинку, очень простую, конечно. Это может быть просто цвет — жёлтый, красный, оранжевый, зелёный. Советую вам именно с цвета и начать. Попробуйте наложить выбранный цвет на удерживаемое изображение объекта. Добившись чёткости в совмещении изображений при опущенных веках, осторожно откройте глаза и попробуйте проделать то же самое с открытыми глазами (или приоткрытыми). То есть окрасьте сам объект и примыкающее к нему пространство в определённый цвет. Возможно, в итоге у вас получится не совсем тот цвет — как известно, при совмещении цвета меняются, — не важно. Достаточно того, чтобы выбранный вами цвет проявился при визуализации объекта.
Затем можете опробовать какой-то символ, тоже достаточно простой — пентаграмму, значок «ОМ», крест и т.д. Этот символ вы точно так же накладываете на объект сначала при закрытых, а потом и при открытых глазах.
После этого можно поупражнятъся с какой-то словесной формулой, которую вы аналогичным образом произносите «затылком», вернее, она отчётливо звучит у вас внутри головы — в том месте, где ощущается давление. После этого вы переносите внутренний взор на объект и ждёте, чтобы с ним произошли сформулированные вами изменения.
Ну, к примеру, вы созерцаете листик комнатного растения. Затем, опустив веки, вы отдаёте команду, чтобы этот листик вытянулся и покраснел, после чего целиком переносите внимание на образ листика, на который вы как бы глядите из затылочной части, но который воспринимается вами в пространстве межбровья.
Более-менее добившись успеха, попробуйте проделать то же самое, не закрывая глаз.
Итак, отрабатывая магический взгляд, вы получили две взаимосвязанные точки, которые теперь можете реально почувствовать в любое время, как только вам понадобится. Это — межбровье, трикута и собственно «Третий глаз», то есть некая область мозга в затылке, в которой вы испытываете давление. В реальной магии любого толка (равно как и в экстрасенсорике, а также и в экспериментальной психологии) эти точки активно используются, причём не только для ясновидения, но и в самых разных целях. (К примеру, тяжёлым немигающим взглядом, который мы получили с их помощью, очень часто пользуются гипнотизёры.)
Упомянутый Б.Сахаров предлагал их использовать для развития ясновидения. В своей книге, посвящённой этому вопросу, он образно сравнивает предложенный метод ясновидения (при помощи «Третьего глаза») с искусством стрельбы из лука. По его словам, стадия сосредоточения на некоем объекте, на которой ощущение этого объекта постепенно смещается к затылку, к области давления, аналогична натягиванию тетивы. Затем тетиву отпускают, а упражняющийся расслабляется и ожидает, что пущенная им «стрела» попадёт в цель, то есть, что у него возникнет нужное видение.
Предложенные мною упражнения преследуют в основном несколько иные цели (какие именно, вы впоследствии поймёте), однако, они также стимулируют раскрытие аджня-чакры (и манас-чакры) со всеми вытекающими последствиями.
Итак, вы теперь можете, удерживая в поле зрения некий объект (опираясь при этом на межбровье), использовать определённый центр в собственном затылке, чтобы проделать с объектом какие-то манипуляции. И то уже — магия. Во всяком случае, что-то похожее.
И теперь вы можете выполнить тренинг «Растворение во тьме» с большей эффективностью. Попробуем это проделать.
Упражнение 3
Удобно сядьте, расслабьтесь, расфокусируйте взгляд, проконтролируйте расслабление лицевых мышц и глядите из межбровья сквозь кусочек мира, что перед вами. Волевым толчком диссоциируйтесь, то есть внутренним взором взгляните на себя со стороны — спереди, сбоку, как угодно. Сначала созерцайте себя целиком, затем медленно пройдитесь внутренним взором сверху вниз — с головы и лица до ступней. Успокойтесь. Всё это вы теперь можете проделать без напряжения, «глядя» из примечательной точки внутри затылка.
Теперь, продолжая созерцать себя оттуда же, опустите сверху на себя же чёрную-пречёрную тьму. Пусть она постепенно поглотит вас, начиная с головы. Целиком растворитесь во тьме — это займёт некоторое время. Заполните тьмой всё пространство, в котором вы себя «видите» — над вами, под вами, вокруг вас.
Итак, бесконечная, безмерная, полная, абсолютная тьма... Тьма вокруг вас, над вами и под вами. Весь мир вокруг — это кромешная тьма. Теперь вы можете снова ассоциироваться. Проделав это, заполните тьмой пространство перед собой и, вообще, вокруг себя. Теперь вы ощущаете, как всепоглощающая безмерная тьма проникает сквозь поры вашей кожи и вливается в каждую клеточку вашего тела. Вы чувствуете, что пропитываетесь тьмой и всё полнее растворяетесь в ней. Безмерная тьма, она поглощает ваше тело, и не остаётся больше ничего, кроме бесконечной всепоглощающей тьмы. Бесконечная всепоглощающая клубящаяся тьма, с которой вы слились и стали едины... Побудьте некоторое время в этом состоянии.
Тренинг «Растворение во тьме», относящийся к разряду психо-волевых, как уже было сказано, даёт очень мощный эффект, усиливая волю человека и одновременно повышая его потенциальную психическую активность. Регулярно выполняя описанные упражнения, вы очень скоро в этом убедитесь. (Эти упражнения полезно выполнять даже тем людям, которые не помышляют ни о магии, ни об экстрасенсорике, ни об иррациональной психологии.)
Однако вернёмся к магии стихий. Естественно, эта почтенная область знания и одновременно искусства, как мы уже выяснили, имеет собственную графическую символику, которую не худо бы знать и нам, во всяком случае, представлять себе её основные принципы. Тогда мы сможем, во-первых, лучше во всём разобраться. А затем, не исключено, что кому-то придёт в голову попробовать свои силы в ритуальной магии... Ничего плохого в том не вижу, хотя сам ничем таким не грешил.
Четыре первоэлемента символизируются треугольниками с задранным в небо или опущенным в землю острым концом. В итоге у нас получается:
— Земля — «пустой» внутри треугольник с опущенным концом;
— Огонь — такой же треугольник с гладящим вверх концом;
— Вода — треугольник с опущенным концом, имеющий внутри горизонтальную черту;
— Воздух — аналогичный треугольник с горизонтальной чертой, но ориентированный в небо.
Теперь, если мы всё это соберём воедино, точно детскую головоломку, то у нас получится ромб с двумя горизонтальными чертами внутри; и этот ромб будет символизировать наш материальный мир. (Полагаю, нет особой нужды этот ромб изображать — вы его с лёгкостью вообразите.)
В данной системе имеется ещё один графический символ — круг, рассечённый четырьмя диаметрами, в строгом соответствии с евклидовой геометрией пересекающимися в едином центре круга. Это — Дух, то есть принцип, одухотворяющий мёртвую материю, изначальный принцип жизни.
Интересный нюанс: согласно магической философии, Дух есть то, из чего возникает всё прочее, в первую очередь, четыре стихии, четыре первоэлемента. Человеку Дух неподвластен, поскольку является неупорядоченной энергией. В то же время четыре первоэлемента уже имеют определённую структуру, а потому в принципе управляемы.
В итоге мы получаем пентаграмму, четыре вершины которой символизируют первостихии, а пятая — Дух.
Для негативных магических операций используется перевёрнутая пентаграмма, в которой Дух опускается в самый низ, а стихии меняются местами в горизонтальной плоскости: Огонь с Землёй (теперь это — верхние концы), а Вода с Воздухом.
Магические операции бывают двух видов — очистительные (защитные, созидающие нечто) и заклинательные (разрушительные). Пентаграммы для очистительных операций вычерчиваются по часовой стрелке, для заклинательных — против.
Следующее правило: стихия, к которой вы апеллируете, непременно должна располагаться на дальнем конце первого отрезка пентаграммы. Ну, к примеру, вы готовите очистительную пентаграмму, посвящённую Воде, — предположим, вы хотите уберечь ваш дачный участок от засухи, или просите помочь вам добиться благосклонности какой-то персоны противоположного пола, (любовная магия без Воды не обходится). В этом случае первый отрезок вы проводите от Воздуха к Воде и заканчиваете пентаграмму тоже в точке «Воздух». (При начертании любая пентаграмма обязательно заканчивается в той же точке, с которой начинается.)
Когда же вы соберётесь создать заклинательную пентаграмму, обращённую к той же воде, но с целью, предположим, вызвать засуху — скажем, вы вынуждены провести отпуск на даче и хотите хорошенько загореть, или хотите, чтобы дама вашего сердца разлюбила вашего соперника, — то в соответствии с правилом начнёте вы её с Земли (и ею же закончите), проведя первый отрезок против часовой стрелки к Воде.
Это правило создания пентаграмм по или против часовой стрелки сохраняется и для перевёрнутых пентаграмм, которые, кстати, тоже бывают созидательными, что вы вскоре поймёте.
В итоге у нас получается: для создания очистительной пентаграммы к Огню первый отрезок — от Духа к Огню, а для заклинательной пентаграммы — от Воздуха к Огню; при начертании очистительной пентаграммы к Земле первый отрезок — от Воды к Земле, а для заклинательной — от Духа к Земле; для очистительной пентаграммы к Воздуху — от Огня к Воздуху, а для заклинательной пентаграммы — от Воды к Воздуху.
Аналогичным образом создаются и перевёрнутые пентаграммы. Предположим, вы решили спалить офис конкурирующей фирмы и прорисовываете перевёрнутую пентаграмму на создание большого Огня. Начинаете вы её отрезком от Духа к Огню. Или вы предпочитаете просто разрушить этот офис, без всякой огненной стихии (чтобы не загорелись соседние здания), ну, скажем, спровоцировав локальное микроземлетрясение. В этом случае вам подойдёт перевёрнутая заклинательная пентаграмма, обращённая к Земле. И начнёте вы её отрезком — от Духа к Земле.
Я думаю, эту часть материала вы уже усвоили, — если она вам нужна, — здесь всё просто и абсолютно логично.
Добавлю лишь для полноты информации, — что дальневосточная магия (китайская, японская, корейская) оперирует пятью первоэлементами, которые суть Огонь, Земля, Металл, Вода, Дерево. По древнекитайским философским представлениям, эти первоэлементы, творящие наш мир, находятся в постоянном диалектическом взаимодействии, суть которого выражает опять-таки пятиконечная звезда.
Вернёмся к европейской ритуальной магии стихий. Как правило, пентаграмма в ней (построенная, разумеется, «правильным» образом, то есть так, как описано выше) используется в основном для талисманов, амулетов и пр. При совершении ритуалов чаще всего применяется круг, рассечённый двумя перпендикулярными диаметрами. Центр круга — это место Духа или же при ритуале, направленном к конкретной цели — место символического изображения этой цели. Четыре точки пересечения окружности диаметрами соответствуют первостихиям: левая (Запад) — Вода; верхняя (Север) — Земля; правая (Восток) — Воздух; нижняя (Юг) — Огонь.
Для очистительных (созидательных) ритуалов круг вычерчивается по часовой стрелке; для заклинательных (разрушительных), естественно, — против часовой стрелки.
Чтобы сделать круг магическим, его ориентируют по сторонам света, а в соответствующих точках помещают символы стихий. Символом Воды служит небольшой сосуд с водой, предположим, стакан. Символ Земли — камень; символ Воздуха — кинжал, нож или птичье перо; символ Огня — зажжённая свеча. Впрочем, подойдут и другие символы — лишь бы они ассоциировались с соответствующими стихиями в вашем представлении. К примеру, свечу для заядлого курильщика вполне может заменить зажигалка, а птичье перо для кого-то — лёгкий и прозрачный кусочек ваты или парашютного шёлка и т.п.
Современные маги обычно вычерчивают круг на листе бумаги или выкладывают его, используя нитку. Наконец, можно просто начертить магический круг в воздухе пальцем.
Итак, сориентировав круг по сторонам света, а в соответствующих точках расположив символы стихий, в центр круга помещают некий символ цели. К примеру, в любовной магии это могут быть фотографии двоих людей, соединения которых добиваются, или же какие-то предметы, им принадлежащие. Прекрасно подойдут две пряди волос, которые можно перемешать, или даже два волоска — их можно переплести.
А если вам требуются деньги, то вы, конечно, понимаете, что нужно положить в центр круга. Когда же вы хотите кого-то их лишить, то можете использовать фотографию этого человека (или предмет, ему принадлежащий) плюс, естественно, монету или купюру. В этом случае круг вычерчивается в направлении против часовой стрелки (негативная операция).
Когда всё надлежащим образом подготовлено, маг располагается лицом к Северу (или к той стихии, на которую в большей мере он полагается в конкретном случае), берёт в левую руку символ цели и трижды обносит его по кругу в соответствующем направлении — по часовой стрелке или против — задерживая символ цели на некоторое время над каждой стихией, чтобы напитать его соответствующими качествами.
В это время он обращается к стихии с мысленной просьбой помочь ему в исполнении его намерения. (Разумеется, будет лучше, если маг при этом отождествится со стихией, к которой обращается за помощью.) Затем символ цели снова помещается в центр магического круга. После этого маг усаживается возле круга и, глядя на символ цели, представляет себе весь процесс её достижения, — так, будто все жизненные обстоятельства ему благоприятствуют. Закончив эту своеобразную медитацию, маг освобождает стихии и благодарит их за участие в ритуале. Теперь он может повсюду носить с собой «заряженный» символ цели, как талисман (а это и есть талисман).
Процедура освобождения стихий заключается в том, что маг проводит пальцем левой руки по магической окружности в направлении, обратном первоначальному. Иными словами, если он преследовал в данном ритуале какую-то позитивную цель — хотел чего-то добиться, что-то получить — и потому совершал обход стихий по часовой стрелке (по ходу солнца), то, «отпуская» стихии, он движется против часовой стрелки, вслух или мысленно при этом произнося: «Земля, Вода и т.п. свободна, Сила свободна. Благодарю тебя, Земля, Вода и т.п.».
Таков простейший магический ритуал, эффективность которого зависит от многих факторов — в частности, от личной силы человека, его выполняющего. Последняя же во многом зиждется на той полноте, с которой маг способен отождествляться с первостихиями.
Существует и упрощённый вариант описанного ритуала, используемый, главным образом, для создания магических талисманов для достижения определённых личных целей. В этом случае точно так же совершается обход с символом цели в левой руке магического круга по ходу Солнца, начиная с Севера.
Здесь, над символом Земли взывая к этой стихии, маг представляет себе первые практические шаги, которые он предпримет, добиваясь своей цели. Поместив символ над Воздухом, он попутно обдумывает результаты своих действий. Перенеся его на Юг, он ощущает вдохновение и решимость добиться задуманного во что бы то ни стало. Наконец, будучи на Западе, маг чувствует, что силы четырёх стихий сливаются воедино, образуя мощный поток, устремлённый к цели. Символ цели снова доходит до Севера, а затем возвращается в центр круга, после чего маг, проводя по кругу левой рукой в обратном направлении, освобождает стихии и благодарит их, как это было описано выше. Полученный в итоге талисман рекомендуется повсюду носить с собой, а по ночам класть под подушку.
В заключение, на всякий случай, сообщу вам альтернативные обозначения стихий, также используемые в магии. Это — четыре параллельные линии в прямоугольнике. Четыре прямые горизонтальные линии в нижней его части символизируют Землю; четыре волнообразные вертикальные линии также в нижней части прямоугольника символизируют Огонь; четыре волнообразные горизонтальные линии в верхней его части символизируют Воздух; четыре волнообразные горизонтальные линии в нижней части прямоугольника — Воду.
Наконец, стихии могут обозначаться и соответствующими зодиакальными обозначениями: Земля соответствует знаку Тельца, Вода — знаку Скорпиона, Воздух — Водолея и Огонь — Льва.
Полагаю, на этом этапе вам достаточно общих сведений по магии стихий. Всё равно воспользоваться ими в полной мере вы сможете лишь тогда, когда поближе познакомитесь с самими стихиями и, возможно, с ними подружитесь.
Глава 5. Глава с огоньком
Пожалуй, магия стихий, особенно магия Воды, вполне соответствует названию книги — «Обыкновенное чудо». Действительно, нам очень хорошо знакомы многие явления — природные или техногенные, — которые с определённой натяжкой могут быть отнесены к категории «чудо».
Вы спросите: «Почему же с натяжкой? Пламя зажигалки и пламя вспыхнувшей в небе звезды — в чём же между ними принципиальная разница?» Согласен, в философском смысле тут разницы немного...
Впрочем, покаюсь. Я действительно произвёл в этой книге некоторую подмену понятий: начал с воды как с физической субстанции, обладающей, правда, чудесными свойствами, а затем перешёл к Воде как к первоэлементу, первостихии. Но вы меня за это, надеюсь, простите, поскольку для нас представляют интерес обе эти сеньоры — вода и Вода. И прописная буква в названии стихии отнюдь не призвана принизить её более привычную для понимания тезку. Просто потому что, как читали мы ещё в детстве у Корнея Чуковского, «...всегда и везде вечная слава воде!»
Однако у нас остаются ещё три первостихии, каждая из которых имеет свою магию, то есть обладает, можно сказать, собственным набором чудес, «обыкновенных» или не совсем.
В отличие от науки, провозглашающей принципы доказательности явлений, повторяемости опыта и т.п., магия опирается на принцип ассоциативный, которому как раз в основном и противится наш хвалёный здравый смысл. Папюс, например, в своей знаменитой «Практической магии» то и дело говорит об «аналогическом методе» магии, во многих случаях противопоставляя его методу логическому. Нам же будет проще опереться на ассоциации, поскольку об этом психическом явлении сегодня известно всем. Итак, ассоциации стихий в магии:
— Вода — всевозможные очищения, привязанность различных видов — любовь, половое влечение, дружба и т.п., пророческие сны, оздоровление, связанное с очищением;
— Огонь — страстность, мужество и сила, нападение на кого-то, вообще, различные формы агрессии, оздоровление, связанное с восстановлением некоторых функций организма, в частности, обменных процессов, а также интуиция;
— Земля — плодородие и благосостояние, в частности, финансы, а также семейное благополучие и работа, телесное здоровье, долголетие, упорство;
— Воздух — психическая и умственная сила, мудрость, постижение непостижимого, необычные возможности восприятия, иллюзорные миры, энергия всевозможных метаморфоз.