Глава 4. С чего начинается магия 3 страница
Как вы догадываетесь, все стихии могут принять участие в исцелении человека. Огонь может согреть, прогреть, а в иных случаях и выжечь что-то неблагоприятное для здоровья, допустим, какую-то заразу или опухоль. Вода омоет, промоет, что-то смягчит. Воздух освежит и обдует. Ну, а Земля способна присыпать рану, точно целебный порошок. Она, вообще, имеет свойство восстанавливать наши силы, иммунитет и даже молодость. Потому что долголетие есть прерогатива Земли.
И в корректировке нашего психического состояния стихии могут оказать неоценимую помощь. Предположим, вас одолела душевная лень: вы чувствуете застой в делах и, главное, вам постоянно приходится заставлять себя делать самые необходимые вещи. Случай тяжёлый, но не безнадёжный, — если, конечно, вы догадаетесь обратиться за помощью к Огню или Воздуху. Вас, напротив, захлестнула суета, и у вас не хватает времени даже на то, чтобы обдумать, что с вами происходит и как-то это оценить... Что ж, на помощь вам придёт Земля. Вы никак не можете решиться на какой-то важный шаг, у вас понизилась самооценка, и вы постоянно готовы уступать всем и каждому — в этом случае вам поможет восстановить жизненное равновесие темпераментное могущество Огня.
Рассмотрев в предыдущих главах методику отождествления со стихией «Вода» — по-моему, на сей раз достаточно подробно, чтоб эту методику можно было реально использовать — логично будет перейти к остальным стихиям. Уступлю пожеланию одной моей верной читательницы и начну с Огня.
Однако должен вас предупредить: с огнём в любой форме шутить не стоит. Людям же, склонным к гипертонии и сердечнососудистым заболеваниям, лучше, вообще, воздержаться от любых занятий, связанных с этой опасной стихией.
Начать вам придётся с того же самого, что и в случае с Водой. Неделю или, предположим, две вы стараетесь обнаружить в окружающих вас предметах и явлениях качества Огня. Прежде всего, обращаете внимание на два качества — тепло и сухость, потом прибавляете к ним свет и специфическую плотность, как мы ранее договорились называть эту характеристику. (Между прочим, у толтеков именно свет признаётся высшим качеством Огня.) Постепенно вы обнаруживаете эти качества буквально во всём — в работающем телевизоре, в свете, льющемся из окна, даже в своём рабочем столе, на который этот свет падает. Стол сух и обладает какой-то теплотой. Иначе говоря, вы начинаете осознавать — не формально, а на глубоком сознательном уровне, — что стихии (в данном случае Огонь) присутствуют во всём, что вас окружает. Но не в полной мере, а в каких-то сочетаниях. В том же сухом и относительно тёплом столе, несомненно, преобладают качества Земли (твёрдость, сухость), но, как я уже сказал, вы можете ощутить в нём одновременно качества Огня, и даже определённую пластичность Воды. Именно это на первом этапе вам и нужно почувствовать.
Ненадолго отвлечёмся. Как вы думаете, в чём же суть первоэлемента, или первостихии «Огонь»? Что её образует? Разумеется, энергия, которая в принципе существует в разнообразных формах — в температуре того или иного вещества, в электрических зарядах и полях, в кинетических формах, в грозе, водопаде, ветре и т.д. и т.п. Наконец, в любом нашем действии — в любом! В каждом чувстве, эмоции, мысли... Даже самое что ни на есть растительное существование всё равно связано с энергией! Сама жизнь — энергия! Это очевидно.
Теперь (по прошествии недельного «чувствования» внешних объектов) перенесём внимание на себя самого, главным образом, на свою психику. Интроверсируемся и попытаемся обнаружить качества Огня в своём сознании.
Вот вам чего-нибудь захотелось, в вашей психике родился какой-то импульс — к примеру, вы подумали о чашечке кофе, о сигарете и т.п. Что это?
А вот какая-то фраза жены вызвала в вашей душе настоящее пламя... Понаблюдайте за ним.
Или вы приняли некое решение, но не торопитесь его исполнить — что-то в вас противодействует чистой огненной стихии. Возможно, тяжёлая инертность Земли, а быть может, некая воздушная легковесность... Определите, что это.
Но, прежде всего, почувствуйте «огненную» основу собственных психических процессов. Это очень важно. В то же время начинайте постепенно выявлять и другие «стихийные» составляющие своей психики. (Тем более что с Водой вы уже хорошо знакомы.) В дальнейшем вам это пригодится. Попробуйте контролировать в своей психике стихию «Огонь» — в каких-то случаях усиливать её, в других — гасить.
Например, вам нужно с кем-то встретиться, но не очень хочется (или даже очень не хочется). Вначале попробуйте выявить в своей психике противоборствующий элемент и его подавить, во всяком случае, максимально ослабить. Невозможно описать, как этого добиться — понаблюдав за собой некоторое время, вы поймёте это сами. Уже само по себе это действие может принести устраивающий вас результат.
Если же нет, тогда попробуйте усилить в себе «огненную» составляющую. Поэкспериментируйте с нею: уверен, вы быстро поймёте, о чём я говорю, и научитесь уверенно управлять стихией «Огонь» в своей психике. Такова главная задача данного этапа обучения.
Попутно можете приступить к психическим упражнениям на Огонь. Это, во-первых, самонастрой «Пламя», который я уже предлагал вам в «Психодинамике колдовства», и который применяется в процессе самокодирования. (Методика самовнушения, самокодирования подробно описана мною в первых книгах этой серии.)
«Я — пламя, ревущее бушующее пламя!» Произнося эту фразу, вы как можно ярче вызываете в себе искомое ощущение. Вы теперь — такой же «взведённый», порывистый, стремительный, как огонь. Вы тоже распространяетесь, не ведая преград, так же молниеносно движетесь, как взметаются языки пламени. Вы ощущаете своё тело и психику пламенем, вы растворяетесь в пламени.
Настоящий «огненный» маг способен входить в состояние Огня практически мгновенно и в любой жизненной ситуации.
Всё-таки для новых моих читателей очень коротко скажу о самокодировании. Этот метод, называемый также самовнушением или самонастроем, очень полезен в жизни, поскольку может использоваться в любой ситуации и при соответствующем навыке «работает» быстро и эффективно. Настрой «Пламя», к примеру, интенсивно повышает психическую активность человека, а также выводит его поведение на спонтанный уровень. Предположим, вы хотите в какой-то жизненной ситуации действовать спонтанно и точно (в соответствии с изменяющимися обстоятельствами). В этом случае вам идеально подойдёт настрой «Пламя».
Итак, методику самовнушения можно поделить на два этапа (очень коротких, слава богу):
— задание установки;
— вхождение в состояние пустоты, что автоматически закрепляет установку в подсознании.
Установка может задаваться тремя способами: её можно сформулировать словесно (ярко, образно, лаконично и, главное, точно); можно задать в образе — чаще зрительном, но ещё лучше — полном, то есть сочетанием зрительных, слуховых и прочих представлений; наконец, ассоциативно.
Последний способ задания установки заключается в том, что вы очень ярко вспоминаете себя в определённой ситуации, в которой некогда проявляли те качества, которые теперь желаете в себе восстановить. Например, будучи в выпускном классе средней школы, вы однажды пробежали стометровку с рекордной для вас скоростью, а теперь вам вдруг понадобилось преодолеть её примерно так же, ну, может, чуть помедленнее. А многотрудная жизнь уже сформировала у вас жировые складки в области живота...
В этом случае вам нужно очень ярко припомнить себя в том самом «облегчённом» состоянии (ассоциативное задание установки) и затем войти в состояние пустоты, чтобы установка закрепилась в подсознании.
Теперь о самой процедуре самокодирования — тоже очень коротко. В последнее время у меня весьма удачно получалось передавать данный метод несколько по-новому. Помните две точки в голове из предыдущей главы, которые вы получили с помощью методики раскрытия «Третьего глаза»? Это, во-первых, собственно межбровье, трикута йогов — место в центре лобных долей мозга, чуть выше линии бровей в том месте, где они сходятся. А во-вторых, область шишковидной железы, то место в затылке, в котором ощущается давление при интенсивном сосредоточении на трикуте или при нажатии корнем языка на верхнее нёбо.
Так вот, задаётся установка (в любой форме) «из затылка», иначе говоря, вы произносите её или создаёте нужный образ, перенеся основную тяжесть своего сознания, если можно так выразиться, глубоко в затылок — туда, где возникает ощущение тяжести, давления или пульсации.
Затем, задав тем или иным способом установку (или каким-то сочетанием способов, что может быть ещё продуктивнее), вы переносите сознание в лобные доли, в межбровье. И больше ничего не делаете! Просто переносите сознание в область трикуты и остаётесь в ментальной пустоте. Можно при этом прикрыть глаза, если так вам покажется легче. Поэкспериментируйте, и у вас всё получится. Описать это действие, пожалуй, значительно труднее, чем его выполнить.
Ещё один штрих, немаловажный для самоконтроля. Правильно выполненное самокодирование оставляет ощущение лёгкости. Вы совершенно не напрягаетесь, не прилагаете никаких усилий. Как правило, выполняя ту или иную психотехнику, человек прилагает некоторые усилия и чувствует их. А при самокодировании создаётся впечатление, что техника выполняется формально, не требуя никаких энергозатрат.
Другой штрих: установка не только закрепляется в подсознании, когда вы пребываете в состоянии пустоты, но и затем реализуется именно тогда, когда ваш ум пуст.
Для тех, кто этого ещё не осознал, сообщу: овладеть простейшими приёмами самокодирования очень важно для любого человека, поскольку именно самовнушение открывает нам путь сознательной саморегуляции.
Ещё о настрое «Пламя». В прежних книгах я предлагал использовать его для экстренной разгонки психической активности, а сейчас — для реализации психического состояния, соответствующего стихии «огонь». Тут нет никакого противоречия. Просто «огненное» состояние психики сопровождается интенсивным подъёмом психической активности, что и используется при самокодировании.
Однако вернёмся к методике отождествления с Огнём. Следующим вашим шагом может стать какой-то несложный психический тренинг, допустим, этот.
Сядьте спокойно, не скрещивая рук и ног, или даже можете лечь. Максимально расслабьте тело. Либо закройте глаза, что лучше всего, если вы предпочитаете полежать, либо глядите перед собой магическим взглядом. Настройте себя па «приём» Огня из окружающего вас пространства, использовав для этого самонастрой «Пламя». Теперь почувствуйте, что ваше тело, само ставшее Огнём, готово впитывать огонь (прежде всего, в форме тепла) отовсюду. Начинайте глубокое медленное дыхание низом живота в буддийском режиме (живот слегка выпячивается на вдохе и подбирается на выдохе), ощущая на вдохе, как Огонь (главным образом, тепло и сухость) сочится прямо сквозь вашу кожу и собирается в районе солнечного сплетения. На выдохе ощущайте, как Огонь собирается в районе солнечного сплетения в некое сферическое образование, вроде шаровой молнии.
Обратите внимание на расслабление мышц лица, кончик вашего языка мягко касается верхнего нёба. Рот чуть приоткрыт, челюсти и мышцы вокруг глаз расслаблены. Потратьте необходимое время, чтобы добиться отчётливого ощущения горячего огненного шара в животе, затем перейдите ко второй части упражнения. Продолжая диафрагменное дыхание, постарайтесь теперь увидеть Огонь, который бушует у вас в животе. Каждый ваш выдох раздувает это и без того яркое пламя.
Направьте струи Огня из живота в конечности — сначала в ноги, затем в руки (или наоборот; тепло в первую очередь следует посылать в те части тела, которые теплее). Упражнение выполняется до тех пор, пока вы не почувствуете, что перегрелись, но не более 30 минут. Затем можете принять прохладный душ.
Фокус в этом упражнении — в том, что начинаете вы с кинестетического ощущения тепла, в достаточной степени вызвать которое намного легче, чем столь же ярко визуализировать свет — высшее качество Огня. Затем вы переходите к нему, к свету, отталкиваясь от уже сформированного ощущения тепла. Ну, а на следующем этапе вы можете уже направлять куда-то в своём теле свет, который затем преобразуете в тепло.
Я думаю, отнюдь не всем из вас сразу же удастся выполнить это упражнение целиком. Ничего страшного — осваивайте его постепенно, поэтапно.
А когда освоите, то есть научитесь уверенно повышать тепло своих рук и ног, равно как и любой другой части тела, и таким образом согреваться во всякое время, когда вам потребуется, вот тогда можно перейти к занятиям с естественным огнём.
На этом этапе пламя свечи не годится, не подойдёт вам и сиреневый огонь газовой плиты — тут требуется что-нибудь достаточно большое, «умеющее» гореть в естественном режиме. Устроил бы вас, например, хороший огонь в камине. Но камины в современных домах — нонсенс. Или роскошь, доступная далеко не каждому. А потому придётся вам воспользоваться костерком на природе. И то будет лучше любого камина.
Удобно расположитесь у костра на таком расстоянии, чтобы вас хорошо согревало его тепло, но не касалось пламя. Расслабьтесь. Как и в предыдущем упражнении, начните диафрагменное дыхание, «втягивая» на вдохе тепловую составляющую живого огня прямо через кожу. Одновременно чувствуйте, как нагретый воздух входит в лёгкие и выходит из них. Постепенно перейдите к полному йогическому дыханию (которое в идеале установится у вас самопроизвольно). Теперь представьте, что всё ваше тело — большая дыхательная машина, что-то подобное кузнечным мехам. И она дышит теплом и сухостью огня, который рядом с вами. На этом этапе обратите особое внимание на качество огня — «сухость», о котором люди почему-то забывают легче всего. Это — лишь первая часть упражнения, успеха в которой вы должны научиться достигать очень быстро, поскольку всё упражнение возле открытого огня не должно продолжаться дольше четверти часа.
На следующем этапе, как и в предыдущем случае, добавьте к теплу и сухости свет огня и постарайтесь наполнить им всё своё тело.
Теперь перенесите основное внимание на костёр, почувствуйте своё единство с ним и, наблюдая за огнём, попытайтесь предугадывать поведение непредсказуемого, казалось бы, пламени: почувствуйте, в каком месте костра огонь притаится и припадёт к земле через мгновенье, а в каком неожиданно полыхнёт ярким языком...
Когда вам откроется логика живого огня, и вы сможете «угадывать» его поведение, попробуйте осторожно на него влиять. Для начала попытайтесь усиливать пламя в тех местах, где оно ослабло, и, напротив, умерять его пыл там, где огонь слишком интенсивен. Постарайтесь запомнить своё состояние в те моменты, когда вам удаётся управлять огнём. Поупражняйтесь таким образом, но не забывайте, что длительность всего упражнения возле открытого огня не должна превышать четверти часа, максимум, двадцати минут.
На этом этапе овладения стихией «Огонь», когда что-то уже начинает у вас получаться, но не столь отчётливо, как бы вам хотелось, очень полезны бывают простейшие нерегулярные упражнения, которые выполняются время от времени, когда захочется, или когда позволят обстоятельства.
Будучи в любой обстановке, вы можете вспомнить о своих взаимоотношениях с Огнём. Что ж, потратьте минуты три на то, чтобы хорошенько разогреться, впитывая в себя тепло из окружающего пространства. Опять же, на каждом вдохе вы втягиваете всем своим кожным покровом из него тепло, а на выдохе распределяете энергию по всему своему телу.
Или, предположим, вы попали под дождь. Постарайтесь, во-первых, собрать из окружающего мира максимум тепла. (Вы уже умеете это делать.) А во-вторых, заполнитесь также огненной сухостью. Увидите, что получится.
Это же самое, кстати, можно проделать и в ванне с горячей водой. Расслабившись в ней, отделите тепло Огня от влаги Воды. На глубоком дыхании вбирайте в себя тепло и сухость, оставив влагу в ванне. Если выполните всё правильно, у вас возникнут очень интересные ощущения.
Овладеть тепловыми качествами огненной стихии, насколько мне известно, лучше всего удаётся тибетским рэпа (райпа) — адептам одного из направлений Ваджраяны, которое, с лёгкой руки Эванса-Вентца в Европе часто называют йогой внутреннего тепла (тумо). Многие путешественники, побывавшие в Тибете и поражённые подвигами рэпа, описали это искусство, не вдаваясь, однако, в его тонкости.
За исключением, пожалуй, А.Дэвид-Неэль, которая сама овладела навыками тумо и потому изложила древнюю тибетскую методику более подробно, причём именно так, как в принципе преподавал её своим ученикам Миларэпа, великий тибетский подвижник, само имя которого связано с этим искусством. Интересно, что учитель учителя Миларэпы Наропа (Нарота, снскр.) изложил методику тумо по-другому в своём знаменитом трактате о «шести тайных доктринах». В интерпретации Наропы много элементов индийской йоги, в то время как метод Миларэпы можно назвать целиком созерцательным, медитативным, опирающимся исключительно на психические процессы. Но сначала — его великолепное стихотворение «на тему», написанное целое тысячелетие назад.
Когда постыла мне мирская суета,
И я на склонах Латши Кханг искал уединения,
Тогда Земля и Небо сговорились
И бурю-вестника послали мне.
В союз воды и воздуха стихии
С грядою мрачных туч вступив,
Луну и Солнце полонили.
На звёзды маленькие вихрем налетели
И сдули их с темнеющего неба,
В туманный саван звёзды взрослые окутав.
И снег пошёл тогда и шёл без перерыва
Девять ночей и девять дней. Большие хлопья
Были густы, как клочья шерсти.
Они летели вниз, порхая, точно птицы.
Снежинки мелкие, словно горох или горчицы зёрна,
Спускались, скатывались и кружились в вихре.
Неописуема была беспредельность снежных масс:
Вверху снег покрывал ледниковые гребни,
Далеко внизу
Снежный океан затопил лес до макушек деревьев.
Снег выбелил чёрные горы,
Мороз выгладил волнистые воды озёр,
И голубые ручьи скрылись под ледовым покровом.
Засыпанные снегом горы и лощины превратились в равнину,
Люди в деревнях были, как узники в темницах.
Домашние животные голодали,
Птицы и дикие звери постились,
Мыши и крысы хоронились в земле под снежной печатью, точно спрятанные клады.
В эту пору бедствия
Снег и зимняя вьюга вступили на белой горе
В битву с моей лёгкой одеждой.
Падающий снег таял на мне, превращаясь в ручеёк.
Ревущий ураган бессильно бился о тонкую ткань платья,
Облекавшего моё пылающее тело.
Здесь воин бился за жизнь, сражаясь со смертью,
И, одержав победу, я преподал отшельникам
Пример, свидетельствующий о великой добродетели «тумо».
Эти строки созданы человеком, презревшим всякую книжную премудрость, который некогда весело «отшельничал» в собственное удовольствие в гималайских пещерах на высоте до 5000 метров, проводя в них суровые зимы в самой лёгкой одежонке!
Должен вам сообщить, что рассматриваю тумо как эквивалент магии Огня. Вообще-то, тибетское слово «тумо», буквально означающее «тепло», в повседневной речи не употребляется в обычном значении. Его используют только как специальный термин, обозначающий мистическое тепло, имеющее много аспектов. Причём, по мнению специалистов, в этом случае физический аспект явления, согревающий полураздетых анахоретов в Гималаях зимой, отнюдь не самый важный. Ещё на один его аспект я укажу вам позже. А сейчас обратимся к методике тумо как её излагает Дэвид-Неэль. Воспользуюсь её собственными словами.
«...Ламы, обучающие искусству «тумо», хранят свои методы в тайне, утверждая, будто сведения, приобретённые понаслышке или из книг, практически бесполезны. Для успешной практики «тумо» необходимы личные наставления учителя-эксперта в этой области. Больше того, рассчитывать на положительные результаты вправе только ученики, уже имеющие специальную подготовку. Самые важные из предварительных условий следующие: иметь навык в практике различных дыхательных упражнений, обладать способностью к интенсивной, приводящей к трансу, концентрации мысли, в результате доходящей до объективизации образов, наконец, нужно получить специальное посвящение на практику «тумо» от ламы, облечённого для этого особой властью. Посвящению всегда предшествует длительный испытательный период.
Я думаю, испытательный срок, помимо прочих предусмотренных им целей, даёт возможность учителю проверить, обладает ли кандидат достаточно крепким здоровьем. Несмотря на всё моё доверие к методу «тумо», я всё-таки немного сомневаюсь в его приемлемости для людей со слабыми лёгкими.
Не знаю, не пытался ли почтенный лама отделаться от меня радикальным способом, уступив моим настойчивым просьбам и сократив испытательный срок. Он просто приказал мне отправиться в одно пустынное место, искупаться там в ледяном потоке, а потом, не вытираясь и не одеваясь, провести, не двигаясь, в таком виде всю ночь в медитации. Было начало зимы, высота местности достигала 3000 метров. Я преисполнилась невероятной гордости, так как не схватила даже насморка.
В дальнейшем мне пришлось насладиться ещё одним таким купанием, на этот раз поневоле, оступившись при переходе вброд Меконга недалеко от Ракши на севере Тибета. Когда я выкарабкалась на берег, одежда на мне мгновенно заледенела, а мне нечего было сменить. Вполне понятно, почему тибетцы, часто страдающие от превратностей сурового климата, так высоко ценят спасительное искусство «тумо».
Приобщённый к этой науке ученик должен отказаться от шерстяной одежды и никогда не приближаться к огню. Поупражнявшись в течение некоторого времени под внимательным руководством учителя, послушник отправляется в отдалённое и совершенно пустынное возвышенное место...»
«...Кандидат (в ученики) должен тренироваться каждый день до рассвета и заканчивать относящиеся непосредственно к «тумо» упражнения до восхода солнца, так как обычно в это время его уже ждут другие занятия. Таким образом, до рассвета ещё далеко, когда монах выходит из своей хижины или пещеры. Как бы ни было холодно, он абсолютно наг, или же имеет на себе один единственный покров из очень лёгкой бумажной материи. Начинающим разрешается садиться на кусок циновки или на доску. Преуспевающие ученики сидят на голой земле, а на высшей стадии обучения — на снегу, на льду замёрзшего потока и т.д. Упражнение следует выполнять натощак, и до его окончания запрещаются всякие напитки вообще и горячие напитки в частности.
Разрешаются две позы — либо обычная поза медитации со скрещёнными ногами, либо сидячая поза на западный лад; при этом руки лежат на коленях, безымянный и средний палец подогнуты под ладонь, а указательный, мизинец и большой пальцы вытянуты. В качестве вступления служат несколько дыхательных упражнений. Одна из преследуемых ими целей — очистить нос, обеспечив свободный проход воздуха через ноздри. Затем вместе с выдыханием мысленно извергаются гордость, гнев, ненависть, алчность, лень и глупость. При вдохе привлекаются благословения святых, дух Будды, пять мудростей — всё, что существует в мире благородного и высокого.
Сосредоточившись на некоторое время, нужно отрешиться от всех забот и размышлений, погрузиться в глубокое созерцание, затем вообразить в своём теле на месте пупка золотой лотос. В центре лотоса стоит сияющий, как солнце, или даже сам — настоящее солнце — слог «Рам». Над ним находится слог «Ма». Из этого последнего слога появляется богиня Дорджи Налджорма.
Эти мистические слоги, именуемые «семенем» (биджа — снскр.), нужно рассматривать не как обычные буквы, символически выражающие различные понятия, но, как стоящие во весь рост, наделённые способностью двигаться, живые существа. Например, «Рам» — не мистическое наименование огня, но настоящий зародыш огня. Индусы придают большое значение артикуляции слов-зародышей. Они верят, что их созидательная сила заключается в издаваемом при их произнесении звуке. В Тибете эти слоги употребляют, главным образом, в качестве схематических форм стихий, божеств и т.д. Тем не менее, некоторые оккультисты признают, что их можно использовать также и в качестве «семени». Но, согласно теории «тумо», способ применения заключается не в звуковом воспроизведении слога, а в использовании его субъективного образа. Например, поскольку слог «Рам» есть «зародыш огня», то постигший искусство маг, посредством субъективного образа этого слога может зажечь что угодно или даже создать пламя без видимого горючего. Такова, по крайней мере, теория.
Как только вы представили себе образ Дорджи Налджормы, возникающий из слога «Ма», нужно отождествиться с ней. После этого вы созерцаете букву «А» на месте её пупка и букву «Ха» (одна из букв тибетского алфавита) на её макушке. Медленные глубокие вдыхания, действуя наподобие кузнечных мехов, раздувают тлеющий под пеплом огонь. Это пламя находится в «А» и имеет форму небольшого комочка (тибетское сравнение: «круглый, как овечий помёт, и такой же величины».). Каждый вдох даёт ощущение воздушной струи, проникающей в живот до пупка и раздувающей огонь. За каждым глубоким вдохом следует задержка дыхания, причём продолжительность её постепенно возрастает. Мысль продолжает сосредоточенно следить за рождением пламени, поднимающимся по вене «ума», проходящей вертикально в центре тела (сушумпа — снскр.).
Тибетцы заимствовали у индусов три магические вены, играющие важную роль в духовной тренировке йогов. Мистические вены, впрочем, не имеют ни малейшего отношения к кровеносным венам. Это тончайшие нервные нити, исполняющие роль проводников энергии. Помимо трёх главных вен, именуемых тибетцами «рома», «ума», «киангма», имеется много других. По мнению учёных-мистиков, такой вид нервной сети не имеет никакой физической сущности — это всего лишь фиктивные, воображаемые нити токов энергии. Субъективные видения и сопровождающие их ощущения координируются рядом постепенных изменений. Вдохи, задержки дыхания и выдохи производятся ритмично, причём безостановочно повторяется мистическая формула. Внимание необходимо полностью сосредоточить на видении огня и связанном с ним ощущении теплоты, исключив все другие мысли или мысленные образы.
Всё упражнение состоит из десяти частей или этапов, следующих один за другим без перерыва.
Привожу краткое изложение десяти этапов упражнения:
1. В воображении создаётся и созерцается образ «ума» — центральной «вены» в волос толщиной которая наполнена вздымающимся по ней пламенем. При дыхании через пламя проходит воздушная струя.
2. Вена расширяется до размеров мизинца.
3. Толщина вены доходит до толщины руки.
4. Вена наполняет всё тело и имеет теперь вид трубы, вмещающей печную топку.
5. Тело не ощущается. Непомерно раздувшаяся вена вмещает теперь всю вселенную, и налджорпа впадает в состояние экстаза, он чувствует, будто превращается в развеваемое ветром пламя среди пылающих волн огненного океана.
Новички, не имеющие ещё опыта длительной медитации, проходят через эти пять этапов быстрее, чем более опытные подвижники. Последние, погружаясь в созерцание, задерживаются на каждом этапе дольше. Тем не менее, чтобы достигнуть пятого этапа, даже самому проворному ученику требуется не менее часа.
Затем субъективные видения повторяются уже в обратном порядке.
6. Буря стихает. Волны бушующего пламени постепенно спадают и успокаиваются. Пылающий океан уменьшается и, наконец, поглощается телом.
7. Вена не превышает толщины руки.
8. Вена сужается до размеров толщины мизинца.
9. Вена теперь не толще волоса.
10. Вена исчезает. Видение огня, так же как и другие формы и образы, становятся невидимыми. Равным образом рассеиваются представления о каких бы то ни было предметах. Сознание тонет в «Великой Пустоте», двойственность воспринимающего субъекта и воспринимаемого объекта больше не существует.
Продолжительность транса обусловлена степенью умственного и духовного развития подвижника.
Это упражнение, включая пять последних этапов (или без оных), можно повторять несколько раз в день или в любое время, когда холод даёт себя чувствовать, но собственно тренировка в «тумо» состоит исключительно в утренних занятиях».
Таково основное упражнение тибетской ваджраяны на овладение Огнём, во всяком случае, какая-то из его основных модификаций. Как видите, метод целиком психологический. Если, конечно, не считать некоторых деталей, вроде лёгкой одежды или полного отсутствия таковой в отнюдь не курортных условиях...
Я привёл целиком этот обширный отрывок отнюдь не для того, чтобы кто-то попытался тут же проделать нечто подобное, восполняя недостающие детали собственным воображением. Я лишь хочу дать вам почувствовать сам принцип, который взят за основу и в нашем случае.
Разумеется, современному европейцу значительно проще почувствовать Огонь во всём, что его окружает, нежели визуализировать, по тибетскому примеру, образ какой-то мало понятной богини. Но суть-то метода остаётся неизменной!..
Между прочим, я некогда знавал одного человека, ленинградца, который добился впечатляющих успехов, занимаясь самостоятельно по тибетской методике (в изложении уже упомянутого Эванса-Вентца). В начале восьмидесятых он покинул страну, и сегодня о его судьбе я не имею ни малейшего представления.
Вернёмся к родным Пенатам. Обещанное указание на нефизический аспект Огня. Вы помните, что в последнем упражнении я просил вас обратить внимание на собственное состояние в тот момент, когда реальный огонь начинает вам повиноваться? Это очень интересное состояние, в двух словах его можно определить как активный покой плюс ясность. В такие моменты с вами могут случаться незапланированные озарения — что-то вспомнили, что-то поняли, что-то осознали... Это и есть включение тонкого аспекта стихии «Огонь», в компетенции которой помимо всего остального — интуиция.