Интерпретация и анализ результатов.
Поверхностное слушание
Поверхностное слушание характерно тем, что человек слушает, но ничего не слышит. Собеседник может кивать, улыбаться и даже вовремя откликаться в нужные моменты, но фактически он не понимает, что ему говорят.
Этот тип слушания чаще всего используется людьми в определённых ситуациях, например политиками. Их цель состоит в том, чтобы произвести хорошее впечатление на аудиторию за очень короткое время, причем что называется «одноразового впечатления». Безусловно данное слушание используется в двухстороннем общении , но одна из сторон активно говорит, а другая слушает или делает вид, что слушает. Этот тип слушания удобен, но если его слишком часто использовать может возникнуть конфликт из-за того, что собеседник догадается о Вашем не внимательном, поверхностном слушании. Если Вы не готовы активно слушать собеседника и глубоко погружаться в тему беседы, то лучше сразу же сообщите Ваше собеседнику, что Вы не нацелены на глубокую и содержательную беседу.
Слушание первых слов
Иногда, когда мы слушаем, мы слышим первые слова и сразу же начинаем думать о том, что мы хотим ответить. Тогда мы ищем точку, на которой мы можем прервать собеседника и вставить собственную #речь. Дальше мы уже не слушаем собеседника, поскольку наши мысли нас поглощают, и мы полностью погружаемся в наши размышления и репетируем над тем, что мы будем говорить.
Избирательное слушание
Выборочное слушание характеризуется прислушивание к определенным вещам и игнорирование других. Таким образом, мы слышим то, что мы хотим услышать и не обращаем внимание на посторонние детали.
Увлеченное слушание
Увлеченное слушание состоит в том, что мы слушаем как правило, то чем мы занимаемся, над чем работаем и чем увлечены. В данном случае мы можем слушать другого человека с самыми лучшими намерениями, но затем постепенно всё равно мысленно отвлекаемся на то, что сказал другой #человек по интересующей нас теме.
Мысленно в голове мы прокручиваем, то что нам сказал важный для нас собеседник. Мы формулируем вопросы к нему, мы можем спорить или наоборот соглашаться с ним, т.е. мы пытаемся понять, что именно хотел сказать собеседник и при первой возможности снова возвращаемся к активному слушанию.
Но и здесь могут возникнуть проблемы, допустим мимо проходящий человек, что-то Вам говорит по дороге, но в это время Вы можете настолько погрузится в размышление, что не услышите собеседника. И особенно будет неприятно, если собеседник поинтересуется Вашим мнение по определённому вопросу. В этом случае Вам лучше признаться честно, что потеряли поток разговора и попросите его повторить ещё раз основные моменты сообщения.
Полное слушание
Полное слушание характеризуется тем, что слушатель обращает пристальное внимание и внимательное отношение к тому, что говорится, стремится тщательно понять полный смысл разговора, который стремится донести говорящий.
Это есть активная форма слушания. Здесь используются паузы для резюмирования части разговора и обратная связь со слушателем для полного понимания разговора. К концу разговора слушатель и говорящий уже полностью понимают суть разговора. Полное слушание требует от обоих сторон #диалога, намного больше усилий, чем частичное слушание. Полное слушание требует огромной концентрации #внимания, в течение длительного периода времени. Кроме этого полное слушание требует навыков #осмысления и резюмирования диалога.
Глубинное слушание
Кроме полного слушания можно также достигнуть формы слушания, при которой мы не только слышим, но и стремимся понять собеседника целиком, уже как личность.
При глубинном слушании вы слушаете как бы между строк. Слышите эмоции человека, наблюдаете за языком тела и #жестов, обнаруживаете потребности и цели, идентифицируете предпочтение и склонности, осознаете убеждения и ценности.
Чтобы слушать собеседника глубоко, Вы нуждаетесь в глубоком понимании человеческой психологии и обращать внимание не только на слова, но и на человека целиком. Глубинное слушание также известно как «Глубокое личностное» слушание.
Методика исследования
Тест «умеете ли вы слушать» позволяет определить насколько вы можете слушать своего собеседника. В данном тесте 10 вопросов. Ответы оцениваются следующим образом: «почти всегда» – 2 балла; «в большинстве случаев» – 4 балла; «иногда» – 6 баллов; «редко» – 8 баллов; «почти никогда» – 10 баллов
Протокол исследования
Так бывает почти всегда | В большинстве случаев | Иногда | Редко | Почти никогда | |
1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу, если тема (или собеседник) неинтересны вам? | + | ||||
2. Могут ли вас раздражать манеры собеседника? | + | ||||
3. Может ли неудачное выражение спровоцировать вас на резкость или грубость? | + | ||||
4. Избегаете ли вы вступать в беседу с неизвестным или малознакомым человеком? | + | ||||
5. Имеете ли вы привычку перебивать собеседника? | + | ||||
6. Делаете ли вы вид, что внимательно слушаете, а сами думаете о другом? | + | ||||
7. Меняются ли ваш тон, голос, выражение лица, лексикон в зависимости от того, кто ваш собеседник | + | ||||
8. Меняете ли вы тему разговора, если собеседник коснулся щекотливой для вас темы? | + | ||||
9. Поправляете ли вы собеседника, если он неправильно произносит слова, названия, термины, употребляет вульгаризмы? | + | ||||
10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон, с оттенком пренебрежения и иронии по отношению к тому, с кем вы говорите? | + |
Интерпретация и анализ результатов.
Если в итоге набрано свыше 62 баллов, то умение слушать оценивается выше среднего уровня, собеседнику комфортно общаться с таким человеком. Средний уровень умения слушать собеседника оцениваетсяв 55 баллов.
Итак рассмотрим ответы на данный тест и посчитаем сколько балов вы набрали.
1.4балла
2.6 баллов
3.4 балла
4.10 баллов
5.6 баллов
6.6 баллов
7.4балла
8.8 баллов
9.4 балла
10. 6 баллов.
Итого набрано 58 баллов ,а значит у вас средний уровень умения слушать собесдника.
Выводы
Пройдя данный тест и увидев итог набранных балов ,я согласна сданной оценкой моих слушательских качеств ,так как одного человека я могу слушать избирательно ,а другого глубинно .Таким образом все зависит от индивидуальных качеств и особенностей как собеседника так и слушателя.
Практическая работа №2
Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко
Теоретическое введение
Цель работы оценить уровень эмпатии.
Пройти тест и установить уровень эмпатии в тестируемом человеке.
В современном мире мы иногда не замечаем как мы относимся к тому или иному человеку .Как мы ведем себя когда у работающего рядом сотрудника происходит несчастье,сопереживаем ли мы ему в данной ситуации и на сколько развито данное чувство у нас Давайте узнаем что же ч такое эмпатия.
Эмпатия - от греч. empatheia - "сопереживание". Эмпатия предполагает осмысленное представление внутреннего мира партнера по общению. Эмпатия возникает быстрее и легче в случае сходства поведенческих и эмоциональных реакций.
В качестве особых форм эмпатии выделяют: - сопереживание - переживание собеседником тех же самых чувств, которые испытывает другой человек, ставя себя на его место; - сочувствие - переживание из-за чувств другого. Эмпатическая способность личности возрастает с ростом жизненного опыта.
Различают три вида эмпатии: эмоциональную эмпатию, основанную на механизмах подражания поведению другого человека; когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.д.); предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать реакции другого в конкретных ситуациях.
Методика исследования.
Методика позволяет не только выявить уровень способности к сопереживанию в общении, но и определить какой (какие) из каналов восприятия другого человека развит(ы) в большей степени.
Подсчитывается число ответов (соответствующих ключу) по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка.
Ключ для обработки результатов опросника
№ | Канал восприятия | Ключ |
Рациональный канал эмпатии | +1, +7, –13, +19, +25, –31 | |
Эмоциональный канал эмпатии | –2, +8, –14, +20, –26, +32 | |
Интуитивный канал эмпатии | –3, +9, +15, +21, +27, –33 | |
Установки, способствующие эмпатии | +4, –10, –16, –22, –28,–34 | |
Проникающая способность в эмпатии | +5, –11, –17, +23, –29, –35 | |
Идентификация в эмпатии | +6, +12, +18, –24, +30, –36 |
Протокол исследования