Глава 32 Некоторые дополнительные объяснения
Есть одна сфера, в которой ваша позиция особенно важна. И многие испытывают с этим затруднения. Заблуждающиеся религиозные учителя приучили некоторых из нас воспринимать мир как корабль, выброшенный штормом на скалистый берег. Разрушение и гибель неизбежны, и главная задача – спасти хотя бы некоторых членов экипажа. При такой точке зрения мир предстает как нечто отвратительное и со временем становящееся только хуже. Подобный взгляд лишает общество и человечество любой надежды. Он не расширяет, а сужает жизнь.
Но это неверно. Наш мир – вовсе не разбитый о рифы корабль. Это величественный океанский лайнер, который пребывает в идеальном состоянии. Баки полны горючего. На корабле есть все для длительного круиза, все, что Бог создал для безопасности, комфорта и счастья. Однако корабль блуждает по морям по воле волн, потому что никто еще не нашел для него верного курса.
Мы учимся держать курс и в должный срок обязательно прибудем в гавань идеальной гармонии.
Наш мир хорош и становится еще прекраснее. Разногласия и дисгармония объясняются всего лишь несовершенным управлением. В должное время они исчезнут. Вот такой подход расширяет нашу жизнь и разум. Он позволяет глобально воспринимать общество и самих себя и действовать, как подобает великим людям.
Более того, мы понимаем, что в таком мире не может быть ничего неправильного – значит, все целесообразно и в нашей жизни. Если все движется к полноте и завершенности, то все идет верным курсом. Наши личные дела – это часть великого целого. Они не могут вершиться не так. И мы сами, и все окружающие, и весь мир в целом движемся к полноте и завершенности. Ничто не может поколебать этого движения вперед, кроме нас самих, – если наше восприятие мира будет противоречить замыслу Господа.
Вот почему не следует ничего исправлять – ничего, кроме самого себя.
Если вы удовлетворены собой, то для вас открыты любые возможности и вам нечего бояться. Когда ваше восприятие мира правильно, вам не грозят финансовые или иные катастрофы. Ведь вы – часть мира, который расширяется и развивается, и будете расширяться и развиваться вместе с ним.
Ваша мыслеформа должна соответствовать такому представлению о космосе. Воспринимая мир как нечто несовершенное, вы и себя будете считать подобным. И тогда вы приемлете для себя все его грехи и слабости. Полагая, что мир неизбежно движется к концу, вы и сами не сможете развиваться. Не испытывая почтения ко всем творениям Господа, вы не будете с почтением относиться и к себе. А без этого вам никогда не достичь величия.
Никогда не забывайте, что ваше место в этой жизни, в том числе и материальное положение, определяется мыслеформой, которая стала для вас привычна. Формируя ее, невозможно не учитывать окружающей среды. Если вы считаете себя неспособным, неэффективным человеком, то и окружающие условия будут скудными. Пока вы не научитесь хорошо относиться к самому себе, вы будете представлять себя в бедности и лишениях. Когда такие мысли становятся привычными, они прочно поселяются в разуме и живут с вами постоянно. Под влиянием вечной созидательной энергии невидимые мыслеформы получают контроль над вашим разумом, и мысли начинают материализовываться.
Воспринимайте природу как живое и развивающееся существо. Точно так же воспринимайте и человеческое общество. Все в этом мире проистекает из одного источника и служит добру. Все создано Богом – и вы тоже. Вы подобны Богу. Вы – часть Бога. Каждая сила, которой обладает Он сам, доступна и человеку тоже. Вы можете двигаться вперед, как движется вперед сам Бог. Источник великой силы живет внутри вас.
Глава 33 Еще о мысли
Давайте еще поговорим о мысли, ибо великим вас сделают ваши мысли. Пока вы не начнете мыслить как великий человек, вы не сможете совершать великие дела. А чтобы начать мыслить как великий человек, надо иметь представление об истине. И ваши размышления должны быть абсолютно искренними. Искренность же появляется, если вы знаете, что ваши намерения правильны. Неискренность и ложное мышление не бывают великими, какими бы логичными и блестящими они ни казались.
Итак, первый и самый важный шаг – это открытие истины, связанной с человеческими отношениями.
Вы должны понять, как следует общаться с другими людьми и как они должны общаться с вами. И это возвращает нас к вопросу правильной позиции. Вам следует изучить органическую и социальную эволюцию. Прочитайте труды великих философов. Читая эти книги – думайте . Размышляйте снова и снова, пока мир не предстанет перед вами в истинном свете. Думайте о делах и творениях Бога, пока не поймете его замысел.
Следующий шаг – выработка верного личного отношения. Ваша позиция подскажет вам верное отношение, а покорность душе переведет вас в нужное состояние. Только полностью посвятив себя высшей цели, можно обрести искренность мышления. Пока ваши цели эгоистичны, намерения и поступки нечестны, ваше мышление будет ложным, а мысли – слабыми и бессильными.
Думайте о своих действиях, намерениях, целях и поступках, пока не почувствуете, что они верны и справедливы. Достичь полного единства с Богом невозможно без глубокого и искреннего размышления. Поверхностное и слабое – доступно любому. А вот полное и глубокое понимание – совсем другое дело. Легко думать о делах Божьих в мире. Гораздо труднее ощутить внутреннее слияние с Богом. Но Бог всегда рядом с вами, и в глубине души вы можете встретиться с Ним лицом к лицу. И это прекрасно. Ведь все, что для этого требуется, уже живет в вашей душе. И не нужно гадать, где найти силы для того, чтобы получить желаемое или стать тем, кем вы хотите. Следует только подумать о том, как использовать имеющуюся у вас силу должным образом. Надо лишь начать.
Используйте свое восприятие истины – вы можете постичь ее прямо сейчас. Живите полной жизнью, и завтра вы постигнете новую истину.
Чтобы избавиться от старых ложных идей, полезно больше думать о ценности человечества и о величии человеческой души.
Не акцентируйте человеческие ошибки – обращайте внимание на успехи. Замечайте не грехи, а добродетели. Не воспринимайте людей как существ проклятых и обреченных, которым прямая дорога в ад. Вы должны видеть вокруг себя сияющие души, которые поднимаются к небесам. Для этого понадобится тренировать силу воли, но именно для этого она нам и дана. Основная функция воли – направлять мысли. Думайте о хорошем в людях, о красивом, прекрасном, замечательном. Откажитесь от любых других мыслей.
А теперь давайте посмотрим, что писали о значимости мышления великие мыслители и философы:
...
«Мыслителей можно разделить на тех, кто мыслит сам, и тех, кто использует чужие мысли. Вторые – это правило, первые – исключение. Первые – это оригинальные мыслители и великие люди в самом достойном смысле этого слова».
Артур Шопенгауэр
...
«Ключ к любому человеку – это его мысли. Сколь бы суровым и жестким он ни казался, у него есть закон, которому он подчиняется, есть идея, в соответствии с которой классифицируются все факты его жизни. Изменить его можно только одним способом – предложить ему новую идею, которая победит его собственную».
Ральф У. Эмерсон
...
«Все поистине великие мысли появлялись уже тысячи раз. Но чтобы они стали нашими, мы должны думать о них снова и снова, пока они не укоренятся в нашей душе».
Иоганн Гете
...
«Чтобы эффективно работать, нужно ясно соображать. Чтобы достойно действовать, нужно достойно мыслить».
Уильям Ченнинг
...
«Великие люди – это те, кто понимает: духовность выше любой физической силы, миром правят мысли».
Ральф У. Эмерсон
...
«Наша жизнь – это привычные мысли. Они воздействуют на нас сильнее любых социальных отношений. Близкие друзья не так влияют на нашу жизнь, как мысли, которые живут в нашем разуме».
Дж. У. Тил
Думайте! Думайте! Думайте!
Глава 34 Идея величия
Многие считают, что великие люди – не те, кто служит человечеству, а те, кто преуспел в том, чтобы заставить других людей служить им. Они занимают посты, которые позволяют им повелевать прочими, подчинять их своей власти и воле. Полагают, будто величие – это возможность господствовать. Действительно, ничто не может быть слаще и приятнее для эгоистической души, чем власть над окружающими. Эгоистичные, неразвитые люди всегда стараются доминировать и контролировать всех остальных. С древнейших времен люди пытаются поработить друг друга. На протяжении веков ведутся войны, дипломатические переговоры, политические игры – и все это направлено лишь на установление и сохранение господства. Короли и принцы заливали землю кровью и слезами ради того, чтобы расширить свои владения и установить власть над большим количеством людей.
В деловом мире сегодня ведутся аналогичные войны. И это неудивительно – ведь речь идет о господстве и правлении. Это борьба за высокое положение. В ходе такой борьбы появляются люди способные, хитрые, энергичные – но не великие.
...
Взгляд из XXI века
Трудно понять, почему такие люди, как Рокфеллер и Карнеги, стремились заполучить все больше и больше денег и становились рабами деловых войн, когда у них уже было сверх того, что они могли потратить. Один из магнатов сказал: «Представьте, что у человека пятьдесят тысяч пар брюк, семьдесят пять тысяч жилетов, сто тысяч плащей и сто пятьдесят тысяч галстуков. Что вы подумаете о нем, если узнаете, что он каждый день поднимается затемно и работает до темноты, в дождь и снег, только для того, чтобы купить еще один галстук?»
Однако речь идет не только об увеличении объема имущества. Обладание галстуками не дает человеку такой власти над другими людьми, как обладание долларами. Рокфеллер, Карнеги и им подобные жаждали не долларов, а власти.
Я хочу, чтобы вы четко понимали разницу в двух представлениях о величии. Представьте, что я прошу средних американцев назвать имя величайшего гражданина Америки. Большинство назовет Авраама Линкольна. Не потому ли, что Линкольн превосходил прочих государственных деятелей в своем стремлении служить обществу? Не быть рабом, но служить. Линкольн был великим человеком, поскольку умел служить людям. А, скажем, холодный, эгоистичный и при этом яркий Наполеон был блестящим человеком. Линкольн велик, Наполеон – нет.
В тот самый момент, когда вы начнете развиваться и действовать как великий человек, вы окажетесь в страшной опасности. Соблазн покровительствовать, раздавать советы и вмешиваться в дела других людей порой бывает почти непреодолимым. Притом существует и другая опасность – стать рабом общества и окружающих, целиком отдаться служению другим людям, забывая о собственных интересах. Подобная позиция является идеалом для очень многих. Тысячи людей забывают о себе и целиком отдаются служению другим. Такой альтруизм столь же губителен для души, как и откровенный эгоизм. Он – отнюдь не признак величия. Инстинкты, которые заставляют вас откликаться на просьбу о помощи в трудные моменты, не всегда являются проявлением лучшей стороны вашей натуры. Вы должны не только помогать несчастным, хотя это очень важная сторона жизни великого человека.
Да, великий человек должен помогать другим. И по мере вашего развития к вам начнет обращаться все больше людей – не отвергайте их.
Но в то же время и не делайте фатальной ошибки, полностью посвящая свою жизнь служению другим людям и считая такое поведение признаком величия.
Чтобы проиллюстрировать свою мысль, я хочу сослаться на работы шведского философа XVIII века Эммануэля Сведенборга. Он разделил всех людей на две категории: одни живут чистой любовью, вторые живут ради власти, в которой проявляется любовь к себе. В такой эгоистической любви к власти Сведенборг видел корень всех зол. Жажду власти он называл единственным по-настоящему негативным стремлением человеческого сердца, из которого проистекают все остальные грехи человечества. Сведенборг считал, что так устроен ад: души грешников борются за владычество друг над другом и порабощают друг друга точно так же, как делали это на земле.
Противоположностью этому является чистая любовь. Сведенборг не называет ее любовью к Богу или к другим людям. Для него это просто любовь. Почти все религии говорят о любви и служении Богу, уделяя меньше внимания самой любви и служению человечеству. Однако любовь к Богу не лишает человека стремления к власти. Среди тех, кто посвятил всю жизнь любви к Богу, были самые страшные тираны в истории человечества. Те, кто любит Бога, могут стать тиранами. А любящие других людей часто бывают назойливыми и неприятными.