Действий в подростковом возрасте
Профилактика противоправных и саморазрушительных
Составитель: Тарасенко - Конюшенко С.В.,
заместитель директора ЦППиМСП, управления
образования администрации г.Донецка
Делинквентность (противоправное, неправомерное, преступное поведение), а «делинквентное поведение» – действия, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
С наступлением старшего школьного периода, который характеризуются наличием возрастных кризисных явлений, подростку присуще такие особенности как негативизм, желание казаться взрослым, стремление к самореализации, эмансипация от родителей и взрослого окружения, желание примкнуть к группе сверстников и т.д., что создает благоприятную почву для появления девиаций. Стоит обратить внимание и на наличие акцентуаций характера (к группе риска относят гипертимную, истероидную, шизоидную и эмоционально-лабильную акцентуации), а также отклонения в психическом развитии.
У духовно несчастных, плохо воспитанных или невротических натур в детстве не было условий для развития социальных чувств, поэтому им не хватает оптимизма, уверенности в своих силах.
Для работы с подростками и выявления у них склонности к саморазрушениям, важным является понимание их потребностей. Конечно же, невозможно выявить какие-либо специфические антисоциальные или преступные потребности, т.к. их просто не существует. У детей с отклоняющимся поведением имеются самые обычные общечеловеческие потребности, однако они деформированы по своей направленности и интенсивности:
- потребность в престиже и самоуважении (у делинквентов она завышена по сравнению с законопослушными детьми перерастая в низшую форму самоутверждения, когда подросток удовлетворяется тем, что становится объектом внимания других людей);
- потребность в риске (необходимо для получения чрезвычайно сильных, амбивалентных переживаний, возникающих в момент опасности);
- эмоциональная неустойчивость (у девиантных подростков чаще всего эмоциональная сфера преобладает над рациональной, а отрицательные эмоции над положительными);
- потребность в самоутверждении (видоизменяется в брутальность, цинизм, стремление доминировать, применяя силу и унижая другого человека);
- потребность в общении (деформируется в насилие над окружающими и агрессивность);
- потребность в признании (сводится к проявлению эгоцентризма, т.е. восприятие своей точки зрения как единственной существующей);
- потребность в уважении – (изменяется в демонстрацию своего преимущества любой ценой над другими);
- потребность в обладании и потреблении (сводится к присвоению желаемого незаконными методами).
Поэтому важно обратить внимание специалистов образовательных учреждений на своевременное выявление предпосылок отклоняющегося и саморазрушительного поведения, и последующую его профилактику.
Использовать в работе с девиантными детьми (а также рекомендовать педагогам и родителям) следующие приемы коррекционно-воспитательного воздействия:
1. Снижение требований к девианту до достижения им социальной и психологической адаптации.
2. Вовлечение подростка в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения.
3. Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успехов, разработка мер поощрения.
4. Демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).
5. Развивать в детях чувство ответственности за свои поступки, повышать уровень их морального сознания, укреплять систему ценностей и жизненных принципов, развивать волевые качества, формировать умение регулирования собственных эмоций.
6. Среди родителей, проводить просвещение с целью информирования о влиянии семейного типа воспитания на развитие девиантного поведения. Такая форма эффективна как в виде личных профилактических бесед, так и посредством распространения раздаточного материала (памяток, рекомендаций, брошюр), оформления стенда и уголка психолога на соответствующие темы.
Сегодняшняя действительность такова, что стремясь к позитивному образу «Я», но не найдя признания в привычной для себя среде (семье, школе), подросток пытается повысить свой психологический статус в виртуальном мире, найти там иные способы самовыражения.
Согласно статистике, свыше 70% преступлений, совершенных подростками — групповые. В группе снижается страх наказания, резко усиливаются агрессия и жестокость, снижается критичность к происходящему и к себе. Для детей подросткового и старшего школьного возраста яркой особенностью является ориентированность на группу сверстников. И это одна из причин, почему группы смерти набирают молниеносную популярность среди подростков.
А что это за группы смерти? Подростков принуждают к сведению счётов с жизнью группа неизвестных, действующих через суицидальные группы в социальной сети «Вконтакте» такие группы, как «Синий кит», «Разбуди меня в 4:20», «Море китов», «Тихий дом», «Киты плывут вверх», f57, f58, f40, ff33, d28, «Рина», «Ня пока…», «50 дней до моего...», хэштеги: домкитов, млечный путь, 150 звёзд, хочу в игру, а также публикации так называемого шок-контента: психоделические и зловещие видео, записи суицидов. Создатели наполняют стены сообществ символами — надписями на иврите, цифрами-кодами, картинками и видео нагнетая на подростка депрессивное настроение, рассказывая о самоубийствах в позитивном ключе.
Вовлечение подростка происходит по некой воронке: из депрессивно-«ванильных» пабликов самые заинтересованные подписчики попадают в более зловещие, оттуда — в закрытые группы по личным приглашениям, далее — в закрытые чаты. Того из ребят, кто начинает иронизировать по поводу тематики сообщества, немедленно исключают и даже блокируют его страницу на несколько дней, тем самым показывая свое могущество в соц.сетях. Остальным дают творческие задания, например, разместить на своих страницах песни мрачного мистического содержания, соответствующие стихи или слоганы, написать эссе о девочке Рине, покончившей с собой (ее гибель была намеренно разрекламирована в интернете и служила образцом для подражания). В какой-то момент от так называемых кураторов следует предложение вступить в следующее закрытое сообщество, где тематика становиться предельно откровенной.
Конечно же, такая группа является криминогенной, в ней быстро происходит передача и усвоение преступного опыта, а за счет поддержки друг друга каждый из детей чувствует себя уверенно, личная ответственность перекладывается на группу в целом, что снижает укоры совести, облегчает процесс принятия решения быть так называемым куратором.
Например, в ходе игры квеста, «завербованным» дается перечень 50 заданий от самых простых до более изощренных и саморазрушительных. Такие как: изображение китов и бабочек (киты якобы выбрасываются на берег, таким образом, спасаясь от неурядиц, бабочки живут всего один день), магического знака-анаграммы «ОНО», общение с администратором чата в 4:20 ночи, ношение при себе ножей, порезы на руках, имитирование повреждения вен, перебежать через дорогу перед машиной, подняться в 4:20 на крышу многоэтажного дома, стать на парапет и смотреть вниз, слушать музыку депрессивного характера, смотреть видеозаписи суицидов. Завершающим заданием серии квестов становиться совершение самоубийства, которое предлагается осуществить разными способами или спрыгнуть с крыши многоэтажного здания или повеситься. В случае отказа, ребенка начинают шантажировать, говоря, что они знают его IP-адрес, а значит и адрес проживания, поэтому вместо него пострадают его близкие люди, вынуждая таким образом завершить игру вне игры. В нескольких статьях было опубликовано, что за детьми устанавливается наблюдение «надсмотрщиков», которые фиксируют акт самоубийства на камеру с целью размещения этих видео в суицидальные группы.
15 ноября 2016 года один из обвиняемых по делу, администратор ряда сообществ Филипп Будейкин был задержан сотрудниками СК РФ. Накануне своего ареста дал интервью, где заявил, что страдает биполярным расстройством. Однако судебно-психиатрическая экспертиза признала его вменяемым. В детстве его били мать и брат. Своей целью он провозгласил чистку общества от «биомусора» — сатанистов, сектантов. Для того чтобы узнать, чем занимался человек в прошлом, Филипп по своей методике погружал его в транс во время сеанса в Skype.
Таким образом, в социальных сетях, посредством действия психических механизмов заражения и подражания, происходит распространение антисоциальной направленности среди её членов (особенно при наличии у подростка возрастного конформизма (влияние на мнение человека со стороны другого), незрелости эмоционально-волевой сферы, некритичности в понимании своих преимуществ и слабостей). Еще способствующими факторами возникновению такого поведения, являются школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной группы и таких же сверстников.
От опасностей не застрахован никто. Ребенок даже из самой благополучной семьи может попасть в беду и игнорировать проблему, рассчитывая на то, что неприятности обойдут стороной крайне беспечно.
Принимайте активное участие в жизни ребёнка, интересуйтесь тем, чем интересуется ваш ребёнок, старайтесь установить с ним доверительные отношения.
Статья подготовлена с использованием материала:
1. http://psyfactor.org/lib/gruppy_smerti.htm
2. https://sputnikipogrom.com/society/55604/death-in-vk/
3. https://ru.wikipedia.org
4. Информационно-методические материалы по профилактике делинквентного поведения (письмо Донецкого республиканского учебно-методического центра психологической службы системы образования от 22.02.2016г. № 01/03-20)