Temr 7. Мы нйчиняш меняться
11ели:
— помочь подросткам осознать свои изменения;
— мотивировать подростков к позитивному самоизменению.
Зянятие 21. Ныжно ли человеку меняться?
«Какого человека можно назвать...»Подростки записывают в тетрадь качество, затем рассуждают, какого человека можно назвать обладателем этого качества. Качества могут быть такими: настойчивость, стремление помочь другим.
Работас плакатом.На доску вывешивается плакат с позитивными качествами. Для этого можно использовать половину плаката, сделанного для занятия 20. Подростки по очереди пытаются прочитать эти качества по алфавиту на время. Если кто-то ошибается, то «сходит с дистанции». Побеждает тот, кто сумеет сделать это без ошибок быстрее всех. Чтобы напомнить учащимся алфавит, можно повесить его на доску.
«Мои важные изменения».Для этого задания заранее по числу участников распечатываются карточки с возможными позитивными изменениями, например:
«Я становлюсь более выдержанным».
«Я замечаю, что у меня появилось чувство сострадания к окружающим»-.
«Я уже стараюсь не допускать того, чтобы мои действия обижали других».
«Я становлюсь более решительным».
«Я уже могу спокойно сидеть на уроке, не отвлекаться
и не выкрикивать».
«Я становлюсь более старательным на уроках».
«Домашние задания я уже делаю сам без напоминаний взрослых».
«Я уже радуюсь, когда помогаю другим, а не только когда помогают мне».
Подростки вклеивают эти карточки в тетради, отмечая на них те высказывания, которые им подходят, зачитывают их вслух. Затем они дописывают собственные наблюдения за своими изменениями.
Работа со сказкой
Сказка про Тофа (Е. Яковлева)
Далеко на севере, гораздо дальше, чем растут диковинные растения и ходят невиданные животные, раскинули свои высоты и хребты Одинокие горы. Никто и ничто не тревожит покоя безмолвных пиков и снежных шапок этих гор. Если хорошо прислушаться, то не будет слышно ничего, кроме криков хищной птицы в вышине.
И лишь иногда, по вечерам, в тихую погоду на одном из склонов можно было заметить желтый огонек. Он горел ровно и тепло. От него становилось спокойно на душе у пролетавших мимо фей и фейалочек (это маленькие феи).
Этот огонек был не что иное, как керосиновая лампа, горевшая каждый вечер на крыльце небольшого дома. Внутри этого уютного дома текла размеренная и тихая жизнь маленького зверька Тофа. Он всегда и во всем любил порядок. Банки с припасами были расставлены на полочках строго по цветам и размерам. Коллекционные модельки автомобилей были выстроены в правильные ряды. Стул всегда стоял в северном углу. Половичок занимал свое место у большого круглого стола с кривыми резными ножками. И в этом порядке почти ничего никогда не менялось.
Но вот однажды с запада налетел легкий ветерок. Он поднял и растрепал занавески, пошуршал листками газет у печки и полетел дальше. И никто не мог себе представить, что этот свежий ветерок был предвестником большого и грозного урагана, который уже надвигался. Он летел быстро, снося все на своем пути. Выкорчевывал деревья, срывал черепицу с крыш, уносил столы и садовые скамейки.
Тоф почувствовал, что приближается ураган (у него были отличные нюх и слух), он уловил его приближение за полдня до подхода бури к горам, и ему стало тревожно. Он знал, что надо спасаться и спасать все свои любимые вещи, к которым он был так привязан. Но никак не мог решить, убирать ли их в погреб, прятать на чердак или заталкивать за печку. Ведь он очень любил порядок и боялся стронуть с места даже одну вещь. Мысли проносились и сталкивались у него в голове. Он тянул носом воздух и поджимал хвост от нерешительности и страха перед переменами. Ему стало так плохо, как не бывало прежде. Он опустился на стул и горько заплакал.
А тем временем ураган подошел к горам и обрушил всю свою мощь на маленький дом. Перевернув все вверх дном, он заставил вещи плясать в безудержном вихре. Сорвал крышу, перебил все модельки, а те, что особо понравились, унес с собой. Ураган хохотал над маленьким зверьком, вцепившимся всеми лапами и хвостом в печную трубу. За эти мгновения перед Тофом промелькнула вся его жизнь. И не было никого, кто мог бы помочь ему.
Ураган тем временем стал терять свою силу и, наконец, совсем исчез. А Тоф сидел в своей разоренной гостиной и бесцельно смотрел в небо, на котором стали появляться первые звезды. О потерянных и испорченных вещах он уже не думал. Вслушиваясь в вечерние звуки, он уловил, как переговаривались вдалеке горные феи и фейалки. «Знаешь, какого страха мы натерпелись!» — говорили одни. «Да, это было ужасно!» — говорили другие. «А хуже всех пришлось маленькой фейалке, ее придавило собственной качалкой», — сочувствовали третьи. Но все сходились в одном мнении: с тех пор как сегодня перестал гореть огонь в керосиновой лампе в маленьком домике, никто не сможет найти дорогу домой, и всем придется заночевать там, где их застал ураган. Услышав это, Тоф подумал: «Есть на свете те, кто нуждается во мне. Они мерзнут в расщелинах, не могут найти дорогу домой, а я жалею себя. Им нужен мой свет, маяк моей лампы».
Он побежал в дом в поисках лампы. О ужас! Она лежала под кроватью разбитая, керосин вытек, по дому распространялся резкий запах. Тоф был на грани отчаяния, но идея при-
шла быстро. Она была новая и очень заманчивая, от нее пахло переменами. Он сломя голову помчался за дом, туда, где ураган бросил, наигравшись, его любимые стульчики и диванчик, отыскал в кармане спички и зажег костер. Костер занялся быстро. Он потрескивал и рассыпался искрами удивительной красоты. То, за что Тоф так цеплялся, превратилось в ликующий свет костра. Никогда ничего не будет так, как прежде. Он это понимал, но уже и не хотел этого.
Пламя костра залило светом долину и склоны гор. Обрадованные феи полетели домой. Тоф сидел у костра радостный и спокойный. Огонь согревал не только лапы и хвост, но и его душу. Он понял кое-что важное: он остался прежним, но в то же время изменился. Оказалось, что старое и привычное может служить началу чего-то нового, другого. Прошлое дает надежду на будущее, на свет, на уверенность в том, что ты найдешь свою дорогу.
Вопросы Зля обсуждения
— Что для вас кажется главным в этой сказке?
— Какова взаимосвязь сказки с темой занятия?
— Как понять слова «он остался прежним и изменился»?
Запишите самую важную мысль этой сказки в тетрадь.
ЗпнятиЕ 22. Нужно пи человеку меняться?
«Самое главное».На доске вывешивают листы бумаги с написанными на них тремя позитивными качествами. Подросткам предлагается подумать и доказать, какое качество является самым важным для человека. После обсуждения ведущий спрашивает, к кому из учеников можно отнести все три указанных на листе бумаги качества. Наборы качеств могут быть такими:
Тактичность, терпеливость, вежливость. , Настойчивость, скромность, смелость.
Сила воли, заботливость, трудолюбие.
Дружелюбие, ум, честность.
Умение дружить, уступчивость, доброта.
Работа с плакатом.На доску вывешивается плакат с позитивными качествами (см. занятие 20). Подростки внимательно рассматривают плакат, пытаются подумать, какие из качеств появились у них в этом году впервые или стали проявляться в последнее время наиболее сильно, и записывают их в тетради. Тому, кто не может сделать это сам, помогает группа.
«Как изменился класс?»Подросткам предлагается вспомнить начало учебного года, трудности и радости, происходившие в классе, а затем записать в тетради предложение: «В нашем классе стало лучше с...» (культурой поведения на уроке, дружбой, взаимным доверием, доверием к педагогам или что-то другое).
Работа со сказкой.
Я иду к своей звезде(Г. Кононенко)
Жил-был на свете Ветерок. Гулял он по свету, летал над полями, лесами и морями. Трава и цветы склонялись от его прикосновения. Иногда, если он очень хотел, он мог свистеть в деревьях и качать их в разные стороны.
Однажды, гуляя над полем, Ветерок вдалеке увидел человека. Тот шел куда-то по дороге. «Дай-ка я над ним подшучу! — подумал Ветерок. — Посмотрим, как быстро он мне повинуется?»
Ветерок подлетел поближе и стал легонько дуть... Казалось, человек не замечает, этого. Ветерок подул сильнее, потом еще сильнее и еще сильнее, но человек все шел и шел. «Это уж слишком!» — подумал Ветерок. И он собрал все свои силы и стал дуть, как никогда. Все кругом зашевелилось и пришло в движение. Пшеница тревожно пригнулась к земле — давно Ветер не появлялся в этих местах. А Ветерок все дул и дул, началась настоящая буря, такая, какой сам Ветерок ни разу не устраивал, потом она превратилась в ураган — никто бы
не смог устоять... Но человек все шел и шел по дороге. Наконец Ветерок устал.
«Да что же это такое? — возмутился он. — Как такое может быть?» Он подлетел к человеку, приземлился и пошел
рядом с ним.
— Э-эй, Человек, почему ты меня не слушаешься?
— Я иду по дороге, — тихо ответил человек.
— Ну и что! |
Много людей ходят по дорогам, но меня-то
они слушаются — кто сворачивает, кто останавливается, а кто обратно возвращается.
— Я иду к своей звезде, — сказал в ответ человек.
— Интересно... — Ветерок некоторое время помолчал. —
Постой-ка, ведь сейчас день, никаких звезд нет, только солн
це светит.
— Да, я знаю, но я иду к своей звезде.
«Что это за звезда такая? — подумал Ветерок. — Он к ней идет и идет, и я сделать с ним ничего не могу». '
— Спасибо тебе, — неожиданно сказал человек. '
— За что? — удивился Ветерок. '-'•
— За то, что ты устроил такую бурю, теперь звезда горит
ярче и освещает мой путь.
«Ну ничего себе, — подумал Ветерок — за бурю еще и спа-
... сибо!»
..>; — Послушай, Человек, а где, где эта твоя звезда находится? Ты мне ее покажи. Человек ничего не ответил, он только повернулся к Ветерку
,,- и посмотрел прямо ему в глаза. А Ветерок увидел глаза человека, они были такими яркими, что казалось, они светятся.
— Я понял!!! — закричал радостно Ветерок. — Я понял,
где твоя звезда! Я все понял!
И от радости он подпрыгнул и полетел к самому небу.
А человек все шел и шел но дороге. Он шел к своей звезде.
Вопросы Зля обсуждений
— Как вы думаете, к какой звезде шел человек?
— Какие днем могут быть звезды?
— Что увидел Ветерок в глазах у человека?
— Почему человек поблагодарил Ветерка за бурю?
— ЗянятиЕ 23. Сймое вйжное - зякотеть меняться
— Работа с плакатом.На доску вывешивается плакат с позитивными качествами (см. занятие 20). Ведущий говорит о том, что появление желания измениться — очень важный момент для человека, и предлагает каждому изобразить в тетради свою «вершину желаний» и поместить на нее любые качества, которые хотелось бы иметь.
— «Рюкзак пожеланий».Ведущий заранее вырезает из цветной бумаги рюкзачки различной формы. Учащиеся выбирают понравившиеся и подписывают их. После этого они последовательно передаются от участника к участнику. Каждый пишет или рисует пожелания хозяину рюкзачка. Когда рюкзачок «пройдет» всех учащихся, он возвращается к хозяину, который выбирает наиболее понравившиеся пожелания и зачитывает их вслух.
— «Пожелания взрослым».На доску прикрепляется боль
шой рюкзак — он принадлежит всем взрослым сотрудникам
школы. Дети по очереди подходят к нему и записывают поже
лания тому или иному педагогу или самому ведущему. Обсуж
дается, в чем похожи и чем различаются пожелания ровесни
кам и взрослым. '-^
— Vv-
— Работа со сказкой. v
— Желтый цветок ■'"' V
— В этом году все с особой силой ждали весну. Зима с ее бесконечными морозами, чередующимися с оттепелями, наледью на асфальте и мрачными вечерами, казалось, никогда не закончится. Февраль замучил снегопадами, и протаптывание тропок в высоком пухлом снегу по дороге на работу мокрыми ботинками сделалось неотъемлемой приметой нынешней зимы. Но весна все-таки наступила. Неожиданно быстро стаял снег. Но когда люди, надеясь разглядеть приметы весны, смотрели на газоны возле своих подъездов, то везде их взгляд натыкался на пустые пластиковые бутылки, пакеты из-под му-
сора, следы собачьих прогулок. Согласитесь, не очень радостный весенний пейзаж.
И вот в одном из таких дворов на краю детской площадки между высоким кустом и голубыми качелями появился ярко-желтый цветок мать-и-мачехи. Сначала это был просто желтоватый комочек, но потом цветок набрал силу и правильным крепким кругом плотно сомкнувшихся лепесточков вошел в наш мир. И весь этот мусор вокруг него не только не мешал ему, а, наоборот, подчеркивал его ласковую золотистость.
— Непонятно, зачем он здесь вырос, — забеспокоились ста
рожилы детской площадки, — ведь все равно вокруг ужасно
грязно.
— Эй, цветок, — крикнула ему бутылка из-под сока, — что
ты хочешь доказать? Думаешь, ты такой исключительный,
вылез, пока вся природа еще спит?!
— Нет, просто у меня хватило сил, вот я и расцвел, — от
ветил цветок.
— Ха! — хмыкнул куст с плотно закрытыми почками. —
Ты делаешь пустое дело. Рядом со мной утром стояла маши
на. И я по радио слышал прогноз погоды. К воскресенью обе
щают мороз. Ты погибнешь.
— Но сегодня приходили гулять люди. Они посмотрели на
меня и обрадовались. Может быть, эта радость хоть чуточку
поможет им дождаться настоящей весны.
— Но ты погибнешь в мороз, — упорствовал куст. — Вот я
не раскрываю свои почки. Берегу себя.
— Может быть, и так, я погибну, — ответил цветок. - Но
тогда я отыщу у себя скрытые почки, те, которые сейчас под
землей, и постараюсь опять раскрыться.
— Странно, ведь ты такой маленький и почти незаметный,
зачем же ты так рвешься вперед? — жалостливо покачались
качели. Им тоже было приятно видеть золотистое пятнышко
рядом с собой. И совсем не хотелось, чтобы цветку помешали
морозы.
— Я никуда не рвусь, — ответил цветок. — Солнышко де
лает свое дело и светит, а я свое — расту и расцветаю. Да, я
понимаю, что и я маленький, и дело мое маленькое, что оно
не перевернет весь мир. Но я хочу делать его хорошо.
— А в это время к качелям подошла девочка. Она села на них и запела песенку про маму. А качели начали плавно раскачиваться все быстрее и быстрее. Они тоже делали свое дело.