Индивидуальные особенности
ФУНКЦИИ
Воображение выполняет прежде познавательную функцию.
Благодаря воображению происходит концентрация внимания, памяти, мышления и окружающий мир познается глубже. Вторая функция - регулятивная. Она выражается:
1) в организации таких форм поведения, которых не было в опыте (вообразить прошлое, будущее);
2) в планировании и регуляции деятельности, предвосхищении (антиципации) результата труда до его начала, «перепрыгивая» через этап мышления и принятии решения при отсутствии полноты знаний;
3) в замещении деятельности;
4) в регуляции познавательных процессов.
Третья функция - аффективная. Воображение участвует в регуляции эмоциональных состояний (усиливает эмоциональный тонус, повышает настроение, снимает напряжение), может «замещать» неудовлетворенные потребности.
Антиципация (лат. anticipatio - предугадывание событий). Способность предвидеть появление результатов действий до того, как они будут реально осуществлены или восприняты («опережающее отражение»), готовность к предстоящим событиям на основе прежнего жизненного опыта.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
Воображение, как и все психические процессы, является функцией коры больших полушарий, причем обоих. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга. Старые связи распадаются и объединяются в новые системы.
ТЕОРИИ
Воображение - наименее исследованная область психологии. Главные проблемы, которые встают перед учеными, - это сущность и механизмы воображения; его отличие от других психических функций, особенно мышления; связь с творчеством и др.
Ассоативная психология (В. Вундт, Т. Рибо) пыталась свести воображение к другим психическим процессам, например к памяти (воспроизводящее воображение). Возникновение новых творческих образов (воссоздающее воображение) ассоциативная психология объясняла случайными своеобразными комбинациями элементов. Не смогли объяснить воображение и последующие направления в психологии. Идеализм, например, утверждал, что творческое воображение изначально присуще нашему сознанию.
Подвергая критике все указанные представления о воображении, Л.С. Выготский выдвигает ряд новых положений о природе воображения, которые были им осмыслены в результате изучения воображения в детском возрасте. Главная мысль Выготского относится к соотношению мышления и воображения. Он показал, что: 1) между мышлением и воображением нет антагонистической противоположности. В творчестве воображение является совершенно необходимым моментом реалистического мышления;
2) мышление нетождественно воображению.
Между ними существует противоположность. Существенным для воображения является направление сознания, заключающееся в отходе от действительности в известную относительно автономную деятельность сознания, которая отличается от непосредственного познания действительности. Наряду с образами, которые строятся в процессе непосредственного познания действительности, человек строит образы, которые осознаются как область, построенная воображением. И в настоящее время, как утверждает известный отечественный исследователь мышления А.В. Брушлинский, понятие воображения остается пока очень нестрогим и расплывчатым.
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ
Воображение активное - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Воображение пассивное - протекает у человека спонтанно, без заранее поставленной цели, помимо его воли и желания.
Воображение воссоздающее - вид воображения, в ходе которого у человека возникают новые образы на основе описаний, схем, чертежей, мысленных и материальных моделей.
Воображение творческое- вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи. Творческое воображение создает несуществующие объекты, мало вероятные или невероятные.
Воображение продуктивное- вид воображения, в котором действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается.
Воображение репродуктивное - вид воображения, где ставится за дача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и, хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.
Воображение реалистическое - наиболее полно и глубоко отражает действительность, предвосхищает развитие событий и максимальной степени воплощает в себе основные, функциональные его возможности.
Воображение фантастическое - значительно «отлетает» от действительности, создает неправдоподобные образы, элементы которых в жизни несовместимы.
Мечта - самостоятельное создание новых образов. Воображение, направленное на желаемое будущее.
Грезы - фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.
Воображение конкретное- создание реальных, конкретных, единичных, натуральных образов. Например, живопись Шишкина, Репина и др.
Воображение абстрактное- создание обобщенных, схематических, символических образов. Например, искусство импрессионистов, кубистов и др.
СВОЙСТВА
Воображение обеспечивает творческую деятельность человека. Веками складывались приемы такой деятельности. К приемам творческого воображения относят: Комбинмрование(агглютинация) (рис. а), Акцентирование (рис. в, г), Гиперболу (рис. а - Трехглавый змей), Типизацию (рис. д), Литолу (рис. б), Схематизацию (в приложении).
д) конституционные соматотипы по У. Шелдону, 1 984: а) - эктоморф; б - мезоморф;
в - эндоморф
Приемы творческого воображения
Воображения: сила - характеризуется степенью яркости возникающих образов.
Воображения: широта - определяется количеством образов, которые способен создать человек.
Воображения: критичность - определяется тем, в какой степени фантастические образы, создаваемые человеком, сближаются с реальной действительностью.
Воображение: комбинирование- простое перемещение или пере -группировка элементов, не механическое сочетание сторон разных предметов, а результат сложной аналитико-синтетической деятельности, в процессе которой существенно преобразуются и сами элементы, из которых строится новый образ.
Воображение: агглютинация - создание новых образов на основе «склеивания», объединения отдельных представлений в единое целое. Например, русалка, троллейбус, аккордеон и т.п.
Воображение: акцентирование- подчеркивание тех или иных черт, чаще наиболее существенных, типичных признаков образа. При помощи этого приема создаются дружеские шаржи и злые карикатуры.
Воображение: гипербола - увеличение всех особенное гей изображаемого персонажа, образа или его частей (великан, трехглавый змей, многорукий Будда и пр.).
Воображение: литола - преуменьшение особенностей персонажа, образа или его частей (дюймовочка, мальчик с пальчик, одноглазый циклоп и пр.).
Воображение: схематизация - наиболее существенный способ переработки представлений в образы воображения, идущий по пути
обобщения существенных признаков. При схематизации отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства четко выступают.
Воображения: типизация - синтез отдельных представлений. Для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе. В психологии известны различные типологии: темпераментов, характеров идр.
РАЗВИТИЕ
Воображение формируется в детстве под воздействием развития мышления и опыта. Развитие воображения в онтогенезе экспериментально исследовал Т. Рибо. Он установил, что воображение в своем развитии проходит два этапа в зависимости от развития мышления.
На 1-м этапе (в детском и подростковом возрасте) - воображение развивается быстро и долго держится на достигнутом уровне, на рис. - это линия НВ. Мышление же начинает развиваться позже, и процесс идет медленно (линия РМ). В точке «В» обе линии почти совпадают. Критическая фаза ВМ. Это не значит, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, так как далеко отходит от рассудка. Воображение ребенка совпадает с воображением взрослого лишь в реальности элементов, из которых оно строится, и в эмоциональном компоненте. В критической фазе происходит глубокое преобразование воображения, превращение его из детского субъективного во взрослое объективное.
На 2-м этапе - с момента встречи двух линий воображения и мышления (в точке «О») дальнейшее развитие воображения идет по линии ВК 11 МО. Теперь воображение и мышление идут в ногу. Так бывает не у всех. У некоторых воображение опускается по линии ВП (свертывание воображения), но не уходит совсем, а делается случайным.
В О
Рис. Развитие воображения и мышления по Рибо.
Сензитивный период развития воображения - дошкольный возраст. Наиболее продуктивно развивается воображение ребенка под влиянием взрослых (Л.С. Выготский).
Для развития воображения, однако, необходимы определенные
условия: наличие неопределенных ситуаций, развитие мышления (например, способность видеть целое раньше части; способность к 130 переносу функций предметов на другие предметы и т.п.), определенные виды деятельности (игра, рисование, лепка и т.д.), противоречия в жизни и опыт выхода из них, бесстрашие здесь и теперь.
НАРУШЕНИЯ
К нарушениям воображения относятся так называемые галлюцинации воображения. К ним относятся феномен «оживления одушевленных предметов и др., которые возникают при различных заболеваниях.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Люди отличаются между собой:
- по яркости образов воображения. Сила воображения может быть разной. Так, А.Н. Толстой «разговаривал» с героями своего романа «Хождение по мукам» как с реальными людьми;
- по правдивости (реальности, критичности). Образы могут быть нереальными, фантастическими или образами реального мира;
- по широте. Широта воображения - это способность, использовать образы разной природы (настоящего, прошедшего, будущего, технические, образы искусства и пр.);
- по произвольности. Произвольность воображения - это умение подчинить воображение задаче, организован) сто;
- по устойчивости. Устойчивость воображения это способность сохранять «полет» воображения (вдохновение);
- по типу преобладающих образов. Преобладающие образы воображения могут быть: зрительные, двигательные, тактильные и др.