Логическое направление 20 века.
В.З. Панфилов «Взаимоотношение языка и мышления».
Язык и мышление образуют такое диалектически противоречивое единство, в котором язык, при определяющей роли мышления, представляет собой относительно самостоятельное явление, в свою очередь оказывающее определённое обратное воздействие на мышление.
Абсолютизация одной из сторон единства (мышления или языка) =>
различные теории.
В основе логического направления – абсолютизация мышления. Ошибочность попыток представителей логического направления найти прямое и однозначное соответствие в мышлении всем языковым явлениям различных уровней.
«Логицисты» не учитывали относительной самостоятельности языка: чем ниже уровень языка, тем более отдалённой и опосредованной оказывается связь соответствующих языковых явлений с мышлением и тем больше будет степень самостоятельности соответствующей подсистемы языка.
Только знаменательное слово обладает способностью выразить понятие. Но, сохраняя своё значение в синтагматическом ряду, само по себе, в отдельности слово может и не выражать понятия.
Структура суждения:
1) логический субъект, т.е. понятие о предмете мысли;
2) логический предикат, т.е. понятие о том признаке, который ему приписывается в данном акте мышления.
Могут быть выражены двумя и более словами (синтаксической группой подлежащего и синтаксической группой сказуемого).
Разрешение одной из антиномий проблемы единства языка и мышления: предложение, в отличие от суждения, может иметь более сложную структуру (содержит не только подлежащее и сказуемое, но и другие члены предложения, которые не имеют прямых соответствий в структуре суждения).
1. Понятие является компонентом понятия как формы мышления.
2. Понятие является компонентом другой формы мышления – суждения.
Проблемные вопросы:
1. как при помощи конечного набора языковых средств может быть выражено в принципе неограниченное по своему объёму мыслительное содержание;
2. как совместить с положением о единстве языка и мышления то обстоятельство, что мышление людей носит общечеловеческий характер, а языки представляют собой национальное явление.
Зависимость языка от мышления не предполагает прямолинейной и однозначной зависимости языковых явлений всех уровней от мышления.
Психологический подход при рассмотрении сущности языка (В. Вундт, Г. Штейнталь).
50-60 ые гг. XIX в.
Под психологизмом понимается система лингвистических взглядов и соответствующих методов, когда язык рассматривается как некоторое отражение психологического состояния.
Истоки находим в теории Гумбольдта.
Было 2 подхода:
1. Одни исходили из социальной характеристики психологии человека, перенося это на язык – СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Представители: Хайман Штейнталь (1813 – 1899), Вильгельм Вундт (1832 – 1920), Александр Афанасьевич Потебня (1835 – 1891).
2. Характерен индивидуальный подход – ИНДВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.
Сложилось в три младограмматические школы: Лейпцигская (Пауль, 1846 – 1921), Московская (Ф.Ф. Фортунатов, 1848 – 1914), Казанская (Бодуэн де Куртенэ, 1845 – 1929).
Хайман Штейнталь
Развивает идею создания новой науки – «народная психология». Опираясь на индивидуальную психологию можно говорить о психике общества в целом, о психологии человеческого общества. Считал, что ЯзЗ – часть психологии, язык – объект психологического наблюдения. Дух народа проявляется прежде всего в языке, потом в нравах, обычаях, традициях и т.д.
Язык есть продукт духа народа:
à изучать язык можно только проникая во всё его духовное богатство.
à изучая язык можно в итоге познать дух народа.
ЯзЗ – познающая деятельность (наука), предмет которой язык вообще. Язык постоянно и одинаковым образом порождается душой человека.
Т.о. философия языка противопоставлялась с одной стороны логическому направлению, а с другой – натурализму Шлейхера. Язык – динамический языковой континуум.
«Грамматика, логика и психология и принципы их соотношения».
В этой работе дана острая критика логицизму, т.к. 1) слово и понятие это несовместимые понятия как «круг» и «красный»; 2) каждому типу мышления соответствует своя логика (логицисты говорили о едином, всеобщем типе мышления).
Вильгельм Вундт
Примерно то, что и у Штейнталя