Примерная тематика курсовых работ.

1. Вклад отечественных и зарубежных психотехников в современные представления о труде.

2. Критический анализ системы научной организации труда (НОТ) А.К.Гастева.

3. Проблема отчуждения человека от труда в работах Э.Фромма.

4. Соотношение понятий «труд», «игра», «общение», «учеба».

5. Психологический смысл понятия «труд».

6. Проблема «взаимопонимания» психолога труда и за­казчика.

7. Основные этапы развития субъекта труда.

8. Типологии профессионального и личностного само­определения.

9. Сущность «рыночной личности» (по работам Э.Фромма).

10. Ощущение собственной значимости как идеал про­фессионального и жизненного самоопределения.

11. Психологические характеристики «человека массы» и его самореализация в труде.

12. Психологические характеристики «элитарно-ориентированного» субъекта труда.

13. Проблема внешних и внутренних профессиональ­ных выборов личности.

14. Сравнительный анализ развития профориентации 20-30 годов и 90-х годов в России.

15. Основные этапы становления современных пред­ставлений о профотборе.

16. Общее и специфичное в профессиональном, жиз­ненном и личностном самоопределении.

17. Взаимосвязь индивидуальных (конкретных) страте­гий профконсультирования и исходных теоретико-методо­логических установок профконсультанта.

18. Способы организации диалога консультанта с кли­ентом в профконсультационном процессе.

19. Типичные ошибки профконсультантов при органи­зации эмоционально-доверительного контакта с различ­ными группами клиентов.

20. Профконсультант как субъект организации кон­сультационной помощи самоопределяющемуся человеку.

21. Типология методов индивидуального и группового пофконсультирования.

22. Сущность активизирующей профконсультационной помощи.

23. Возможности и ограничения использования в рабо­те с клиентами профориентационных игр.

24. Способы организации взаимодействия с админист­рацией и педколлективом школ при проведении профори­ентационных занятий со старшеклассниками.

25. Соотношение различных форм и методов профориентационной работы в школе (на базе центра профориен­тации, в службе занятости населения...).

26. Количественные и качественные методы оценки эффективности профориентационной работы.

27. Оперативные и долгосрочные методы оценки эффективности профориентационной работы.

28. Образ мира у самоопределяющихся и уже самоопре­делившихся подростков при ориентации на различные по престижности профессии.

Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

1. Психологические факторы эффективности труда педагога (психолога).

2. Психологические проблемы взаимоотношения человека (оператора) и компьютера.

3. Трудности и проблемы изучения профессий в современных условиях.

4. Проблема гуманитаризации современного опера­торского труда.

5. Человек как субъект труда: психологическая харак­теристика.

6. Психологическое исследование индивидуального стиля трудовой деятельности педагога (психолога).

7. Условия формирования психологической системы профессиональной деятельности.

8. Роль социальных стереотипов в становлении субъекта труда (на примере профессии педагога (психолога).

9. Стремление к элитарности как проблема профессио­нального самоопределения.

10. Стремление к элитарности в различных социально-профессиональных общностях.

Методики исследования.

1. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина.

2. Методики диагностики типа поведенческой активности Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка.

3. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».

4. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина. Система человек-человек.

5. Методика диагностики направленности личности Б. Баса.

6. Методика «дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова.

7. Методика «Карта интересов».

8. Методика выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2).

9. Методика изучения профессионально важных качеств персонала системы «человек-машина-знаковая система».

10. Методика выявления и анализ профессионально важных качеств специалистов системы «человек-техника».

11. Рисуночный тест «Деловые ситуации» Н.Г. Хитровой.

12. Методика диагностики «Рейтинг ценностно-потребностных ориентации персонала».

13. Методика симооценки деловых и личностных качеств руководителя (менеджера).

14. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.

15. Методика диагностики личности на мотивнцию к избеганию неудач Т. Элерса.

16. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Крауна.

17. Методика «ценностные ориентации» М. Рокича.

18. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.

19. Экспресс-методика по изучению социально-психологического кли­мата в коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто.

20. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидпера.

21. Методика определения стиля руководства коллективом В.П. Захарова и А.Л. Журавлева.

Наши рекомендации