Примерная тематика курсовых работ.
1. Вклад отечественных и зарубежных психотехников в современные представления о труде.
2. Критический анализ системы научной организации труда (НОТ) А.К.Гастева.
3. Проблема отчуждения человека от труда в работах Э.Фромма.
4. Соотношение понятий «труд», «игра», «общение», «учеба».
5. Психологический смысл понятия «труд».
6. Проблема «взаимопонимания» психолога труда и заказчика.
7. Основные этапы развития субъекта труда.
8. Типологии профессионального и личностного самоопределения.
9. Сущность «рыночной личности» (по работам Э.Фромма).
10. Ощущение собственной значимости как идеал профессионального и жизненного самоопределения.
11. Психологические характеристики «человека массы» и его самореализация в труде.
12. Психологические характеристики «элитарно-ориентированного» субъекта труда.
13. Проблема внешних и внутренних профессиональных выборов личности.
14. Сравнительный анализ развития профориентации 20-30 годов и 90-х годов в России.
15. Основные этапы становления современных представлений о профотборе.
16. Общее и специфичное в профессиональном, жизненном и личностном самоопределении.
17. Взаимосвязь индивидуальных (конкретных) стратегий профконсультирования и исходных теоретико-методологических установок профконсультанта.
18. Способы организации диалога консультанта с клиентом в профконсультационном процессе.
19. Типичные ошибки профконсультантов при организации эмоционально-доверительного контакта с различными группами клиентов.
20. Профконсультант как субъект организации консультационной помощи самоопределяющемуся человеку.
21. Типология методов индивидуального и группового пофконсультирования.
22. Сущность активизирующей профконсультационной помощи.
23. Возможности и ограничения использования в работе с клиентами профориентационных игр.
24. Способы организации взаимодействия с администрацией и педколлективом школ при проведении профориентационных занятий со старшеклассниками.
25. Соотношение различных форм и методов профориентационной работы в школе (на базе центра профориентации, в службе занятости населения...).
26. Количественные и качественные методы оценки эффективности профориентационной работы.
27. Оперативные и долгосрочные методы оценки эффективности профориентационной работы.
28. Образ мира у самоопределяющихся и уже самоопределившихся подростков при ориентации на различные по престижности профессии.
Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.
1. Психологические факторы эффективности труда педагога (психолога).
2. Психологические проблемы взаимоотношения человека (оператора) и компьютера.
3. Трудности и проблемы изучения профессий в современных условиях.
4. Проблема гуманитаризации современного операторского труда.
5. Человек как субъект труда: психологическая характеристика.
6. Психологическое исследование индивидуального стиля трудовой деятельности педагога (психолога).
7. Условия формирования психологической системы профессиональной деятельности.
8. Роль социальных стереотипов в становлении субъекта труда (на примере профессии педагога (психолога).
9. Стремление к элитарности как проблема профессионального самоопределения.
10. Стремление к элитарности в различных социально-профессиональных общностях.
Методики исследования.
1. Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина.
2. Методики диагностики типа поведенческой активности Л.И. Вассермана и Н.В. Гуменюка.
3. Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».
4. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина. Система человек-человек.
5. Методика диагностики направленности личности Б. Баса.
6. Методика «дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова.
7. Методика «Карта интересов».
8. Методика выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей» (КОС-2).
9. Методика изучения профессионально важных качеств персонала системы «человек-машина-знаковая система».
10. Методика выявления и анализ профессионально важных качеств специалистов системы «человек-техника».
11. Рисуночный тест «Деловые ситуации» Н.Г. Хитровой.
12. Методика диагностики «Рейтинг ценностно-потребностных ориентации персонала».
13. Методика симооценки деловых и личностных качеств руководителя (менеджера).
14. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
15. Методика диагностики личности на мотивнцию к избеганию неудач Т. Элерса.
16. Методика диагностики самооценки мотивации одобрения (шкала лживости) Д. Марлоу и Д. Крауна.
17. Методика «ценностные ориентации» М. Рокича.
18. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной.
19. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в коллективе О.С. Михалюка и А.Ю. Шалыто.
20. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидпера.
21. Методика определения стиля руководства коллективом В.П. Захарова и А.Л. Журавлева.