Делегирование, ответственность и полномочия. Линейные и аппаратные полномочия.
Делег. состоит в передачи субъектом управл. части своих задач и полномочий объектам управл., кот. принимают на себя ответст-ть за их выполнение. Полномочия – это огранич. право раб-ка или подразд. использовать ресурсы орг-ции при решении задач. Цели дел-ния: разгрузить вышестоящих рук-лей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для реш. стратегич. и перспект. задач управл.; повысить дееспособность нижестоящих звеньев; увеличить вовлеченность и заинтересованность раб-ков.
Осн. правила делег-ния: выделение сфер принятия решения сотр-ками, запрет на вмешательство в сферу деят-ти подчин.-го, четкое определ. уровня исполнения и требуемых действий, определ. времени отчета о рез-тах, информирование коллектива, на кот. распространяется делегиров. власть, обеспечение подчин. необх. инф-цией, оценка сроков, а не методов достижения рез-тов, последоват. делег-ние, а не только скучных или срывающихся задач, предоставление подчин. возм-ти для выбора делегируемых задач.
Виды делег: по предмету: дел. задачи, полномочия; по форме: линейное, аппаратное, по хар-ру: систематич., времен., по объему: полное, огранич., нулевое, псевдоделег., по уровню: инновац, рутинн.
Эф-ть делег-ния зависит от: четкости в изложении рук-телем цели, кот ставится подчиненному, соответствия м/у делегиров. полномочиями и ответ-тью, подкрепленности расширения зоны отв-ти подчиненного системой стимулирования. Причины низкой эф-ти дел-ния заключ в нежелании рук-лей дел-ть полномочия (заблуждение: я это сделаю лучше, отсутствие способ-ти рук-ть, отсут. доверия к подчин, боязнь риска, отсут. выборочного контроля для предупрежд. рук-ва о возможн. опасности) и нежелании подчин. брать ответ-ть (считает удобным спросить у босса, что делать, чем самому решить проблему, боится критики за соверш. ошибки, отсутствует инф-ция и ресурсы, работы больше, чем можно сделать, отсут. уверенность в себе, отсут. стимулы)
Средством, при помощи которого руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий, является делегирование. Делегирование - передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Полномочия - представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не индивиду («честь отдается мундиру, а не человеку»).
Концепции передачи полномочий: 1. Полномочия передаются от высших к низшим уровням организации. Конституция => институт частной собственности => акционеры => совет директоров => президент => руководители высшего звена => руководители среднего звена => руководители низшего звена => рабочие; 2. Концепция принятия полномочий (Честер Барнард). Руководитель выражает требование: а) подчиненный соглашается с требованием => руководитель имеет полномочия; б) подчиненный отклоняет требование => руководитель не имеет полномочий.Полномочия всегда ограничены. Внутри организации их пределы обычно определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями, изложенными в письменном виде, или передающимися подчиненному устно. Лица, выходящие за эти пределы, превышают свои полномочия даже, когда это необходимо для выполнения делегированных задач. Большая часть полномочий руководителя определяется традициями, нравами, культурными стереотипами и обычаями общества, в котором организация функционирует. Люди подчиняются приказаниям начальника частично из-за того, что это социально приемлемое поведение. Руководители не могут делегировать полномочия, которые противоречат законам или культурным ценностям, по крайней мере, на долгий срок.
Пределы полномочий расширяются в направлении более высоких уровней управления организации.
Линейные полномочия – полномочия которые передаются непомредственно от вышестоящего лице к нижестоящему и далее к подчинённым. Именно они дают менеджеру законно закрепленную власть направлять своих непосредственных подчинённых на достижение конкретных целей.
Аппаратные полномочия могут быть очень ограниченными, а могут и расшириться до уровня линейных:
1.рекомендательыне полномочия – когда менеджер консультируется с его представителем когда имеется необходимость в его опыте.
2.Обязательные согласования – в этом случае линейный менеджер обязан обсуждать определённые ситуации и лишь затем предпринимать действия или выдвигать свои предложения менеджменту высшего звена. Но и в этом случае линейные менеджеры не обязаны фактически следовать рекомендациям аппарата.
3.Параллельные полномочия – аппарату предоставляется право не одобрять решения линейного менеджера, с которым он не согласен – для создания системы проверки сбалансированности власти предотвращения серьёзных ошибок.
4.Функциональные полномочия – персонал может инициировать или запретить те или иные действия в сфере своей компетенции.
Полномочия и власть. Полномочия определяют, что лицо, занимающее какую-то должность, имеет право делать. Власть определяет, что оно действительно может делать.Ответственность - обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное выполнение. Ответственность не может быть делегирована.