От лачуги, крытой жестью, до особняка
Можно со всей несомненностью утверждать, что преданная женщина, которая полностью посвятила себя подготовке своих детей к наилучшему возможному будущему, является силой, с которой нужно считаться. Гертруда Джонсон Уильяме была именно такой женщиной, но даже при том, что она неоднократно бывала гостьей в Белом доме, большинство американцев, не говоря о жителях других стран, не знают ее имени или истории. Джон, сын Гертруды, сказал о своей матери: "Пока мы можем только вообразить, сколько усилий ей потребовалось, чтобы закончить три класса. После этого девочка была изгнана — бедностью, нуждой, необходимостью — в поля и кухни долины Миссиссипи. Но в каждой долине и каждой юдоли она всегда жила по другую сторону от чувства притеснения и подавленности. Ее тело было на полях и в кухнях, но душа и разум пребывали совсем в иной сфере, где всё устроено по первому разряду". [Какая мощная картина визуализации!]
"Она была коротышкой крепкого телосложения, ростом не больше полутора метров, с фамильными, доставшимися ей по наследству саблевидными ногами, широкой улыбкой и стальной волей. Она ходила вытянувшись в струнку, с высоко поднятой головой — женщина редкого достоинства и высоких качеств. Ей были ведомы и боль, и уныние, и страх. Но всё это породило в ней особый вид достоинства — достоинство человека, который много повидал и пережил, а потому не боялся будущего". [Какая прекрасная ролевая модель, какой изумительный образец для подражания!]
Гертруда Джонсон Уильяме была женщиной, преданной идее, а также лидером — в доме, в церкви и в местном сообществе. Несмотря на бедность и предубеждение, которые окружали ее, она жила со стойкой надеждой и верой, что будущее припасло для нее самой и ее детей нечто гораздо лучшее. Формальное образование этой женщины было ограниченным, но зато здравый смысл, мудрость и желание были беспредельными, так что она строила планы лучшего будущего.
Эти планы включали переезд в Чикаго, где возможности для трудоустройства и получения образования были намного выше. Реализацию указанных планов пришлось временно отложить, поскольку у нее просто не хватало денег, чтобы купить билеты на поезд. За это время ее сын Джон закончил восьмой класс. Поскольку в городе Арканзас не имелось никаких средних школ для темнокожих, Гертруда приняла дальновидное решение. Она заставила Джона снова пройти через восьмой класс, несмотря на все его возражения, досаду и замешательство. Женщина сделала это, поскольку понимала, что мальчик должен быть занят, причем занят учебой, а кроме того, она не хотела, чтобы ее сын пошел обычным путем и сызмала привык выполнять черную работу.
В течение следующего года она не упускала ни единой возможности подработать прислугой в домах или поварихой и уборщицей в разъездных рабочих бригадах, чтобы заработать деньги и купить драгоценные билеты на поезд. Джон тоже подрабатывал как мог. Год спустя они отправились в Чикаго, полные больших надежд и больших мечтаний, и временно поселились у родственников.
Поначалу они переживали довольно трудные времена, включая стыд от пребывания в течение двух лет на государственном пособии, но дела помаленьку двигались в нужную сторону. Гертруда Джонсон Уильяме финишировала хорошо и косвенно набрала очки для тех, кто был рядом с нею. У ее сына Джона Джонсона всё тоже сложилось как нельзя лучше. Вы можете прочитать об этом подробно в его легендарной автобиографии "Преуспевать невзирая ни на что", но некоторые основные моменты я перескажу прямо здесь. Он родился в крытом жестью бараке на слякотной улице в городе Арканзас, а теперь живет в высотном доме на Золотом Береге в Чикаго. Он фигурирует в списке четырехсот богатейших людей Америки и был гостем всех президентов, начиная с Дуайта Д. Эйзенхауэра. Он встречался с главами государств со всего мира и внес весомый вклад в деятельность общественного, религиозного, делового, политического и образовательного сообществ. Он основатель и владелец самой большой в мире издательской компании, находящейся в собственности темнокожего ("Johnson Publishing Company"), а также журнала "Ebony", двух косметических фирм и многих других деловых объектов. Можно безошибочно, утверждать, что, как и его мать, он тоже финиширует хорошо, причем я говорю о чем-то бесконечно большем, нежели только бизнес и финансы.