Донжуаны и Снежные Королевы
В конечном счете, нарциссические личности - самые худшие любовники, с присущими им всякими сексуальными дисфункциями ,которые только можно представить, а также имеющие склонность использовать своих партнеров в своих эгоистических целях, не испытывая при этом ни малейшего чувства вины. Гетеросексуальные и бисексуальные мужчины в глубине души испытывают к женщинам зависть и страх, что те их отвергнут и будут над ними насмехаться. У них есть склонность представлять своих партнеров либо идеализированными, но лишенными сексуальности объектами «безгрешная» мать или мадонна), либо сексуально раскрепощенными и доступными «грязная» мать или потаскуха). И наоборот, у них могут развиваться нежные чувства к женщинам, не привлекающим их сексуально. Многие из них являются донжуанами того или иного типа: одни - агрессивными, другие - навязчивыми, третьи - инфантильными. Агрессивные донжуаны - это мужчины, которые получают наслаждение, фрустрируя и унижая женщин, которых они соблазнили. Создается впечатление, что, бросая женщин после короткой связи, они испытывают заметное облегчение. Навязчивые донжуаны просто «проходят плугом» по женскому населению в поисках женщины, которая не вызывает у них разочарования. Инфантильные донжуаны - женоподобные дети-мужчины, которые пользуются успехом у женщин именно из-за отсутствия у них маскулинных качеств, которых некоторые женщины просто боятся.
Нарциссические женщины склонны быть холодными и расчетливыми, испытывая значительную враждебность по отношению как к мужчинам, так и к женщинам. Они будут использовать партнера, пока позволяет злополучный любовник, но если у этого любовника появится какое-то самоуважение и в конечном счете он сбежит, они могут злиться и злорадствовать, но никогда не будут тосковать или чувствовать себя виноватыми. Наименее разборчивые среди них в каждом обожателе видят принца, но лишь затем, чтобы потерять к нему всякий интерес, когда, в конечном счете, он окажется лягушонком.
Взлеты и падения Лоры
Лора вплыла в дверной проем, nлюхнулась на софу, зарывшись лицом в основательно потертые подушки:
- Кажется, я влюбилась! - мечтательно произнесла она, опрокидываясь на софу, едва скинув туфли.
. - Ну, рассказывай, - торопила ее соседка по комнате Бет, - и кто же этот Дьюп дю Жур?
- Его зовут Дэвид, - ответила Лора, не обращая внимания на колкость соседки. - Мы встречались в «Старбакс» раз в неделю, и сегодня он, наконец, сделал шаг навстречу. Он взял мне двойной кофе латте, и мы проболтали с ним несколько часов. Ты не поверишь, сколько у нас общего! Он - студент факультета кинематографии в USC, его дядя - продюсер! - и он работает над этим проектом, то есть Дэвид работает - ох, как же его зовут? - этого парня, который выставил свою кандидатуру в городской совет от Западного Голливуда? Неважно. Я ему рассказала, как работала во время избирательной кампании на выборах мэра и как выглядит изнутри вся эта политика. А затем оказалось, что на выходные он собирается пойти в горы. Он помешан на тайской еде, и - ты только подумай! - у него есть не один, а целых два лабрадора! Как, по-твоему, может быть еще больше общею? Да, я говорила, что губы у него - точь-в-точь, как у Леонардо ди Каприо, а он считает, что я похожа на Нев Кэмпбелл? Это просто сказка!
«Катились бы они», - подумала Бет, наблюдавшая такой спектакль раз пять за те два года, что они снимали квартиру вместе с Лорой. Акт первый: Лора возвращается домой «на седьмом небе», встретив «любовь всей жизни». Во втором акте драмы Лора собиралась познакомить Бет с «парнем, в котором, наверное, что-то было, но вряд ли ею можно было назвать богом» (в представлении Лоры). Фабулу этою сценария можно было сравнить с неудачным запуском ракеты. Быстрый старт, уверенный взлет, а затем, достигнув озонового слоя атмосферы, в третьем акте ракета рассыпается и ее обломки сваливаются на грешную землю. Процесс в лучшем случае занимал месяцев семь, но чаще все заканчивалось за несколько недель. Самое загадочное в этих историях - Лора всегда вылезала из-под обломков без единой царапины. Каким бы ни было разочарование, в качестве целительного бальзама Лора выбирала поход по магазинам либо проводила ночь в городе, дефилируя с важным видом перед местными парнями. У Бет сложилось полное представление о сценарии соседки: когда подходил конец любви, Лору больше интересовало меню в ресторане, чем свидание, - а ее спутник становился просто случайным попутчиком.
Нарциссические женщины, менее склонные к приключениям, чем Лора, обычно устанавливают стабильные отношения с партнерами, которых считают «самыми лучшими». Другие мужчины для них остаются недоступными объектами, и сама эта удаленность от них позволяет их перфекционизму храниться в герметичной упаковке, что еще лучше защищает нарциссическую личность от риска обесценивания в реальных отношениях. Иногда их привлекают крайне нарциссические и успешные партнеры, и они сохраняют уверенность в том, что вдохновляют «великого» человека или даже, оказывается, являются путеводной звездой в его жизни.
Некоторые случаи таких отношений касаются эксгибиционистской нарциссической женщины и ее партнера, как бы спрятанного в ее «психологической кладовке» ('in the closet'). В этой «психологической кладовке», которую нарциссическая женщина может открывать и закрывать, хранится совокупный образ всех ее возлюбленных, и по мере надобности она из нее извлекает необходимые качества, чтобы снабдить ими мужчину, которого в данный момент идеализирует. Ей нужно вознести объект своей любви на пьедестал, чтобы удержаться с ним рядом, ибо если у нее есть прекрасный партнер, которым она может обладать, то рассеиваются все ее внутренние страхи и ощущения опасности. У нарциссической пары, сформированной по типу «психологической кладовки», властью обладает именно нарциссическая женщина: подпитывая грандиозность своего объекта любви посредством осмоса, она тем самым питает и свою собственную инфляцию. Такие отношения могут быть весьма успешными - пока есть возможность сохранять идеализации и иллюзии. Но когда вмешивается неприятная реальность, любовь разрывается изнутри.
Принцип комплементарности: Жюстин + Луиза = Любовь
Они повстречались, когда Жюстин еще был многообещающим скрипачом оркестра, а Луиза обучалась мерчандайзингу в местном колледже. Его приводили в восхищение ее красота и хорошие манеры; для нее он служил воплощением надежды на то, что однажды она сможет покинуть приземленный мир «голубых воротничков». Пока Луиза не встретилась с Жюстином, все ее надежды были связаны с тем, чтобы стать продавцом в одном из филиалов магазина высшего класса. Но после встречи с ним она решила, что ее судьба - это он. Он бы объездил весь мир и обрел мировую известность, а она посвятила бы свою жизнь тому, чтобы ему помогать и воплотить в жизнь ею мечты. Она была совершенно убеждена в его исключительности, и с того момента, когда они встретились, ее мир стал значительно шире и в нем появилось больше смысла.
Жюстин никогда не встречал девушку, похожую на Луизу. У него в жизни было много женщин, но спустя какое-то время каждая из них начинала ему надоедать. Всегда получалось так, что они оказывались эгоистичными и требовательными, не понимающими его жизненной цели и утонченной натуры одаренного музыканта.
В глазах Жюстина Луиза на самом деле была само совершенство. Ему нравились ее блестящие темные волосы, ее нежные руки и то, как она смеялась, реагируя на его шутки. Она была одной из тех редких женщин, которые ему вообще встречались, она все время «улавливала» его юмор. Создавалось впечатление, что они вместе думали. И ей нравилось, как он играл. Она умоляла ею сыграть что-то для нее, и с тех пор как она вошла в его жизнь, у него появилось чувство, что восходит его звезда.
Жюстин был настолько уверен в своем будущем, что стал нетерпим ко всяким препятствиям, возникавшим у него в карьере, которые, как ему казалось, бросали вызов его ощущению превосходства. Музыканты, игравшие с ним в одном оркестре, считали его высокомерным; с течением времени им было все сложнее и сложнее с ним общаться. Хотя он был моложе большинства своих коллег, казалось, он ожидает от них признания своей особости и исключительности. Когда роль первой скрипки в оркестре оказалось вакантной и ее предложили другому человеку, он ушел с репетиции, хлопнув дверью. В результате он оказался ничем.
Луиза была настолько же озадачена, насколько обижен и разозлен Жюстин. Однако она была уверена в том, что у нею в запасе есть возможности и получше: например, сольные выступления с исполнением своих собственных произведений. Она все время его успокаивала и утешала, побуждала его посмотреть на такой ход событий как на возможность изменить свою карьеру. Она могла его успокоить, тогда как он ожидал, что свершится чудо. Она понимала, что долго так не может продолжаться.
Проходили недели, за ними - месяцы, пока Жюстин лелеял свою глубоко уязвленную гордость; в конце концов, он равнодушно попытался воскресить свою звезду. Он много размышлял, пил, поздно ложился спать и потом вдруг звонил своим агентам или брал в руки свою заброшенную скрипку. Луиза попыталась его поддержать, но ее спокойствие постепенно начало таять, и она могла почувствовать, как ее постепенно покидают иллюзии. Ее поддержка и помощь Жюстину стали как бы механическими, но тот этого не замечал.
Однажды, оставшись один в квартире, Жюстин задержался взглядом на дневнике Луизы. Без колебаний он взял дневник и стал его листать. То, что он прочитал, его потрясло. Луиза - его Луиза! - изливала свою душу ... другому мужчине! Она была влюблена, или так ему показалось, в человека, которого называла своим единомышленником или даже «родной душой» (soulmate). Эти отношения начались далеко не вчера, и он был уже очень близок к тому, чтобы потерять Луизу. Невозможно!
С этого дня Жюстин уже не мог относиться к Луизе, как раньше. Она оказалась низвергнутой с пьедестала, который он для нее возвел, втоптана в землю, и, как Хампти-Дампти, ее уже нельзя было снова туда вернуть. Когда он прямо спросил ее об этом, она попыталась его разубедить, но ее взгляд говорил совсем иное, так что ему все стало ясно. Все кончено, - С грустью подумал Жюстин, - Она оказалась такой же, как и все остальные.
Что касается Луизы, она была до странности спокойна. Она попыталась воссоединиться со своими чувствами. Да, конечно, она была обижена на Жюстина за то, что тот ее унизил, и была виновата в том, что проявила страстную любовь к другому мужчине. Но когда все было сказано и сделано, у Луизы оставалось единственное чувство - чувство опустошенности. Конечно, раньше она любила больше, чем сейчас. В следующий раз, - поклялась себе Луиза, ей следует выше поднимать планку.
Влюбленная нарциссическая пара является внутренне нестабильной. Любое вмешательство реальности может вывести отношения из равновесия и привести к постоянному или периодическому конфликту, страданиям, посещениям семейного терапевта или драматическому разрыву отношений, означающему конец их союза.
Если нарциссическая личность может найти поддержку на стороне - карьеру, семью, друзей или какие-то иные интересы, которая будет подпитывать ее ощущение инфляции, то ее давление на партнера может стать минимальным. С другой стороны, фрустрации, потеря работы или уход на пенсию, разрыв других важных отношений и утрата статуса или подпитки из других «трубопроводов», как правило, приводят к появлению более высоких требований к партнеру, чтобы не ощутить свою слабость.
Самой природой в человека заложено побуждение к поиску наиболее приемлемых ответов на вызовы, происходящие в течение жизни, и стремление к максимальному осознанию эволюции Самости. Стремятся прорасти даже семена эмоционального здоровья. Как первичный нарциссизм является переходной стадией в раннем детстве, так и многие нарциссические отношения могут стать промежуточными остановками по пути к отношениям зрелой любви. Но иногда бывает сложно понять, нужно ли идти вперед, а если да, то когда и как.